Конспект по экологии в подготовительной группе
«До чего же интересно все на свете узнавать»

 

Цель:

  1. Формировать гармонично развитую личность.
  2. Учить детей на конкретных примерах, что такое ветер (воздух); познакомить с его свойствами; учить работать с техническими средствами обучения, находить доказательства тому, что повсюду есть воздух, делать выводы.
  3. Продолжать расширять и систематизировать знания детей об окружающем мире, закреплять элементарные познания в области живой и неживой природы.
  4. Развивать интерес к свойствам воздуха, с его ролью в жизни всех организмов; логическое мышление.
  5. Воспитывать у детей чувство радости и удивления от познания нового, неизвестного, бережного отношения к окружающему и к своему здоровью.

 

Ход занятия:

Подозвав к себе детей, воспитатель замечает письмо (в это время кто-нибудь из взрослых подбросит). Воспитатель говорит:

Кто – то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо

Может это воробьишко

Пролетая обронил?

От кого же это письмо? Вам хочется узнать? (ответы). Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы сегодня собираетесь говорить о природе. А я очень люблю природу и хочу о ней все знать. Но у меня неотложное дело в лесу и я могу немного опоздать. Начинайте без меня. Ваш друг Лесовичок». Ребята, тогда надо постараться о природе рассказать. Итак, что же такое природа? (ответы). Послушайте стихотворение, которое прочитает Настя.

Словно крыша над землею

Голубые небеса.

А под крышей голубою

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы

И поляны, и цветы

Страны все и все народы,

И конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный хрупкий дом.

О каком доме идет речь в этом стихотворении? (ответы). Сейчас мы с вами попробуем составить наш дом-природу (дети, ориентируясь на значки-символы, на фланелеграфе выкладывают дом-природу).

Ребята, а что можно отнести к живой природе? А к неживой? (ответы).

Послушайте загадку:

Он повсюду невидим,

Но всегда мы дышим им,

На земле, в горах и водах

Жизнь несет спаситель…

(Воздух.)

Вот сегодня мы с вами поговорим о воздухе: «Он разлился над землею. Наша планета со всех сторон окружена воздушной оболочкой, она как бы одета в воздушную рубашку. Ученые называют эту рубашку из воздуха атмосферой. Атмосфера – греческое слово, означает «воздух вокруг Земли».

Зачем Земле нужна воздушная рубашка (ответы). Вот видите, какую важную роль для Земли играет воздух. Он нужен и важен. Вот попробуйте сомкнуть губы и закрыть носик пальчиками. Сколько выдержите без воздуха? (ответы). Скажите, чем дышат люди? А звери? Чем дышат растения? Куда они подевали свои носики? Рассматривание листка растения под микроскопом.

В это время из-за ширмы появляется Лесовичок.

Лесовичок: Что это вы там рассматриваете? (ответы).

Лесовичок: А чем они дышат? (ответы).

Лесовичок: А я его не вижу. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Ребята, мы почему не видим воздух? (ответы).

Воспитатель: А когда можно увидеть воздух? (ответы).

Лесовичок: Зимой понятно. А как в комнате проверить, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух, может, мы просто так рот открываем?

Воспитатель: ребята, давайте подышим на ладошку. Какая она? (ответы). Почему? (ответы).

Воспитатель: А еще в комнате как можно увидеть воздух?

Воспитатель: Давайте покажем Лесовичку опыт с водой и соломинкой. (Пузырьки, которые появляются в воде – это и есть воздух.)

Лесовичок: А я так мыльные пузыри пускаю. Внутри у них мыло, поэтому они так и называются.

Воспитатель: Прав Лесовичок? А что мыльных пузырей внутри? Почему они летают? (ответы).

Игры с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ребята, в каких еще предметах прячется воздух-невидимка? (ответы).

Лесовичок: А вы могли бы поймать воздух? (ответы).

Воспитатель раздает детям пакеты (ловят воздух пакетами).

Воспитатель: А воздух тяжелый или легкий? (ответы).

Лесовичок:Конечно, легкий. Это и я знаю и нечего его взвешивать.

Воспитатель: А мы все-таки проверим.

Опыт «Воздух имеет вес?»

Лесовичок: Подумаешь, чуть-чуть перевесил. Говорю, что воздух есть всюду.

Воспитатель: ребята, есть ли воздух в земле? (ответы). Кому он там нужен? (ответы).

Лесовичок: Ну хорошо, хорошо, есть. А вон в той бутылке его нет. Пустая она. (Дети опускают в тазик с водой бутылку, объясняют, почему так происходит.)

Лесовичок: А что же еще умеет делать воздух? (переносить запахи, двигаться). (Ответы.)

Лесовичок: А как это узнать?

Воспитатель: Давайте проверим. (Вношу блюдце с чесноком.) Что вы чувствуете? (ответы). Кто вам в этом помог? (ответы). Вот видите, как воздух может переносить запах. Ребята, давайте с вами построим модель чеснока. В этом нам помогут наши друзья- маленькие человечки. Кто они такие? (ответы). Из каких человечков состоит чеснок? (ответы). Как они себя ведут? (ответы). А если выдавить из чеснока сок, что произойдет с человечками? (ответы). А когда вы почувствовали запах чеснока, как стали себя вести человечки? (ответы).

Моделирование твердых, жидких и газообразных веществ.

Лесовичок: Итак, в чесноке живут разные человечки? (ответы).

Лесовичок: А воздух из каких человечков состоит? (ответы).

ТРИЗ «Польза – вред»

  1. Какую пользу приносит ветер?
  2. Какой вред приносит ветер?

Лесовичок: Вот про воздух я все узнал, а вот откуда берется ветер?

Воспитатель: Давайте на опыте покажем, как образуется ветер.

Опыт с бумагой.

Лесовичок: Это значит, ветер бывает, когда движется воздух. Ой, как интересно! Ребята, давайте с вами сочиним сказку о Ветерке.

Сказка о Ветерке

Жил на свете Ветерок, совсем слабенький. Был у него папа – сильный, могучий Ветер. Мама – веселая, ласковая Ветриха. У папы Ветра был очень тяжелый характер, ведь он родился на севере. Каким может быть северный ветер? (ответы). А мама Ветриха была с теплого юга. Каким бывает южный ветер? (ответы). Сам же Ветерок был большой непоседа. Как его еще можно назвать? (ответы). Он так и норовил куда-то забраться, нашалить. И вот однажды утром он улетел из дома.

Летал везде и всюду,

Летатл высоко-низко,

Летал далеко-близко,

Летал вверх-вниз.

И не заметил, как заблудился.

Воспитатель: Лесовичок, давай спросим у наших ребят, они также убегают от родителей не спросившись, ведь могу возникнуть большие неприятности.

Лесовичок: Да и Ветерок наш оказался в незнакомом лесу. Испугался, притих под елочкой.

Воспитатель: Ребята, а бабочка хочет помочь Ветерку и вот она поднялась высоко…

Офтальмотренаж «Бабочка»

Но деревья были такие высокие, что бабочка не увидела домик Ветерка. Поможем ему найти дорогу домой?

Лабиринт

(Дети на своих листах показывают путь ветра домой.)

Ветерок снова дома. Вы ему помогли попасть домой. Мама устроила праздник, позвала всех друзей Ветерка (превращаю детей в ветерки).

Танец Ветерков (под музыку)

После танца Лесовичок благодарит их за то, что он узнал много нового о воздухе и ветре и дарит детям книжку о ветре. Прощается с детьми.

Ребенок читает:

Где ложится ветер спать?

Можно ль молнию достать?

До чего же интересно

Все на свете узнавать!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...