Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «На арене цирка»
Программное содержание:
- Продолжать учить устанавливать равенства и неравенства между предметами, определять какое и насколько число больше/меньше.
- Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 7.
- Продолжать узнавать и называть цифры в пределах 5.
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
- Упражнять детей в ориентировке на плоскости: уметь называть место нахождения той или иной геометрической фигуры словами – верхний правый, нижний левый, верхний левый, нижний правый угол, центр/середина листа.
- Развивать внимание, память, мышление, речь детей.
- Воспитывать интерес к математике и желание узнавать что – то новое.
Демонстрационный материал: Изображение клоуна Тима, воздушные шарики, мячи картонные, разноцветные, изображения разных дрессированных животных, наборное полотно, магнитная доска, разноцветные полоски разной длины.
Раздаточный материал: Двух полосная карточка, круги красные и жёлтые, по пять разноцветных полосок разной длины, билеты по количеству детей.
Предварительная работа: Беседа на тему цирк, просмотр мультфильмов «Приключения Фунтика», «Куда уехал цирк?» и др., рассматривание иллюстраций в книгах, занятия по ФЭМП.
Словарная работа: Арена, жонглирует, дрессированный, клоун, Тим, цирк, акробат, ряд, место, первый, второй, третий, четвёртый, пятый, обезьяна, слон, кошка, лев, медведь, тигр, верхний правый/левый, нижний правый/левый угол, середина/центр, короткий, чуть длиннее, ещё длиннее, длинный, чуть короче, ещё короче.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, сегодня побывать в цирке? (Да.)
Воспитатель: Я раздам Вам колпачки, чтобы создать праздничное настроение. Что нам надо для того, чтобы попасть в цирк? (Купить билеты.)
Воспитатель: Правильно, мы для Вас уже купили билеты. Вот они. Как нам найти свои места? (Надо найти ряд и место куда надо сесть.)
Воспитатель: На наших билетах ряд обозначен геометрической фигурой, а место – цифрой. Надо быть очень внимательными, чтобы занять свои места. Ну что, готовы занять свои места? Вот Вам билеты. Не ошибайтесь! (Дети занимают свои места согласно билетам.)
Воспитатель: Вика, какой геометрической фигурой обозначен твой ряд, а место? (Ряд красным квадратом, а место цифрой – 1, первое.)
Спрашиваю 5 детей.
Воспитатель: Вы все заняли свои места? Никто не ошибся? Молодцы!
Звучит музыка. На арене цирка появляется клоун Тим.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Это клоун Тим.)
Воспитатель: А какое настроение у клоуна? (Весёлое.)
Воспитатель: Что делает клоун? (Клоун жонглирует мячами.)
Воспитатель: Как можно узнать сколько мячей? (Посчитать.)
Воспитатель: Ко мне подойдёт Миша. Посчитай сколько мячей? (Мячей семь.)
Воспитатель: Что можно сказать о мячиках? Они одинаковые или разные? Чем отличаются? (Мячики разные, они отличаются цветом.)
Воспитатель: Какой по счёту красный мяч? (Красный мяч – первый.)
Воспитатель: На каком месте? (На первом.)
Воспитатель: На каком месте и какой по счёту синий мяч? (Синий мяч на шестом месте, значит он шестой.)
Спрашиваю ещё 5 человек.
Воспитатель: Молодцы, готовы выполнять следующее задание? Отсчитайте и положите на верхнюю полоску столько красных кругов, сколько мячей у клоуна Тима.
Воспитатель: Сколько кругов положил Коля? Почему? (Семь кругов, потому что у клоуна семь мячей.)
Воспитатель: А на нижнюю полоску положите жёлтых кругов на один меньше, чем красных. Саша, сколько ты положил жёлтых кругов? (Шесть.)
Воспитатель: Что можно сказать о красных и жёлтых кругах? (Красных кругов больше, а жёлтых меньше. Красных кругов семь, а жёлтых шесть.)
Воспитатель: Какое число больше – 7 или 6? Какое число меньше – 6 или 7? (7 больше на один, чем 6; 6 меньше на один, чем 7.)
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы кругов стало поровну? (Добавить один жёлтый круг или убрать один красный круг.)
Воспитатель: Если добавить один жёлтый круг, по сколько станет кругов? (По семь. Поровну.)
Воспитатель: А если убрать один красный круг? По сколько станет кругов? (По шесть. Поровну.)
Физкультминутка (Колесникова Е.В.)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: А теперьпоиграем в игру. « Что изменилось?». И в этом нам помогут дрессированные животные. А какие? Вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Не один клоун к нам пришёл,
А гостей с собой привёл.
Не простых гостей – дрессированных зверей.
А кого я не скажу,
Я загадку расскажу.
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают… (Обезьяны.)
***
Он в трубу свою дудит,
И как дом большой бежит. (Слон.)
***
Кто в лесу глухом живёт –
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь.)
***
Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягонькие, а коготки остренькие. (Кошка.)
***
Уж очень вид у них чудной
У папы локоны волной.
А мама ходит стриженной.
На что она обиженна?
Недаром часто злится,
На всех мамаша… (Львица.)
Расставляю животных на наборном полотне (в верхних, нижних угла и в середине).
Воспитатель: Расскажите, как стоят животные? (Львица в нижнем правом углу. Кошка в верхнем левом углу. Медведь в верхнем правом углу. Обезьянка в нижнем левом. Слон в середине.)
Воспитатель: Запомнили кто, где стоит? Закрываем глазки, не подглядываем. Меняю местами 2 животных.
Воспитатель: Что изменилось, кто поменялся местами? (Слон стоял в середине, а стоит в нижнем правом углу. Львица стоит в середине, в центре.)
Игра повторяется ещё 1 раз.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, внимательные. Но вот на арене появляется акробат тигр. Помогите ему взобраться по лестнице вверх, к самому куполу цирка. А лестницу мы построим из разноцветных полосок. Чем ещё они отличаются? (Длиной.)
Воспитатель: Выложите полоски по порядку, от самой длинной до самой короткой у себя на столе. А Егор выложит лесенку на магнитной доске.
Воспитатель: Что можно сказать о жёлтой полоске, красной и т.д.? (Жёлтая самая длинная. Красная короче и т.д.)
Воспитатель: Какие, молодцы. Помогли акробату Тигру взобраться под самый купол. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться. Необходимо рассказать, чем мы сегодня занимались, чему научились и что интересного видели.
Подведение итога.
Воспитатель: Вы у меня сегодня все молодцы, все старались! Я для вас приготовила фокус. (Надеваю накидку, беру шарик, накрываю платком, произношу волшебные слова, лопаю шарик и из него разлетаются конфеты.) Угощайтесь, ребята!
Литература:
- Казак О.Н. «Загадки и скороговорки», СПб, 1997г.
- Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», Москва, «Гном – Пресс», 1997г.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Москва, 2008 г.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических представлений», Москва, «Вако», 2007г.
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Дерево времён года»
Методическая разработка «Дерево времён года»
Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…
Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну» Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи: Создание условий для систематизации и обобщения...
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...