«Как муравьишка домой попал»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(Старшая группа)
Программное содержание:
- Обобщать представление о многообразии насекомых. Закрепить знания о внешнем строении, о полезных насекомых. Закрепить умения классифицировать их.
- Учить изображать шмелей и муравьёв, передавая их внешний вид и движение.
- Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. Воспитывать навыки сотрудничества сотворчества со сверстниками.
Двигательно-оздоровительные мероприятия:
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
- Музыкальная физкультминутка «Шмель».
Предварительная работа:
- Беседа о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Рисование насекомых цветными карандашами.
- Наблюдение за насекомыми в природе.
- Чтение В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Оборудование:
- Иллюстрации с изображениями насекомых.
- Гуашь, акварель, кисти.
- Альбомные листы бумаги белого цвета.
- Влажные салфетки из ткани.
- Игрушка-муравей.
- Игрушка-шмель.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я пришла в группу, слышу, кто-то шуршит. Заглянула я в коробочку, а там…
Послушайте загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).
Воспитатель: Правильно, это муравей. Давайте рассмотрим муравья, как он выглядит, какой он? (Ответы детей.)
- Тельце его состоит из трёх частей: маленькая головка, немного больше грудка и большой животик. На головке два тонких усика, шесть тонких ножек.
- Муравьи живут большой, дружной семьёй, они хлопочут целый день с восхода солнца до заката. Носят в муравейник запасы на зиму: семена, ягоды, ловят насекомых, сушат хвойные иголки на своём муравейнике, очищают ходы и выходы. Под муравьиным холмиком, в земле, целый муравьиный город. Есть спаленки, где они спят; есть кладовые, где хранят запасы. Муравьёв называют санитарами леса. Там, где живут муравьи, нет вредителей и больных растений. У муравья очень крепкие челюсти, которыми он может унести любую добычу. А ещё муравей очень сильный. Он способен поднять тяжести в 50 раз больше его веса. Это всё равно, что человеку нести небольшого слона. И ещё муравьи очень дружные, всегда помогают друг другу!
- Подождите, он мне что-то шепчет, он заблудился и хочет вернуться домой. Давайте все вместе поможем муравью вернуться домой. Как называется муравьиный дом? Где находится муравейник?
- Давайте отправимся на лесную полянку и найдём дом муравью - муравейник. «Раз, два, три покружись – на лесной полянке окажись!»
- Пойдём по тропинке, посмотрим, куда она нас приведёт. Посмотрите, как здесь красиво, повсюду красивые цветы! А сколько здесь насекомых: гусеница, бабочка, жук-короед, комар, колорадский жук, пчела, божья коровка, паук, оса, стрекоза, жужелица. (На доске висят картинки с изображениями насекомых.)
- Давайте спросим у насекомых, знают ли они, где находится муравейник? (Дети спрашивают.)
- Послушайте, божья коровка посоветовала нам спросить у старого шмеля. Он всё знает! Пойдёмте дальше по тропинке искать старого шмеля.
- Здравствуй, шмель! Мы хотим вернуть домой муравьишку. Не укажешь нам дорогу?
- Шмель поможет нам, если мы с ним поиграем и нарисуем рисунки на тему: «Как муравьишка домой попал».
- Итак, сначала поиграем, встаём в круг.
Музыкальная физкультминутка «Шмель»:
Читает воспитатель | Выполняют дети |
Утром шмели все проснулись, | Потереть кулачками глаза |
Потянулись, улыбнулись. | Поднять руки вверх через стороны, потянуться. |
Раз - росой они умылись, | Потереть ладонями щёки. |
Два – изящно покружились, | Кружиться на месте. |
Три – нагнулись и присели, | Присесть. |
На четыре – полетели. | Помахать руками вверх – вниз. |
У реки остановились,
над водою закружились. |
Лёгкий бег на месте. |
- Молодцы, ребята! Давайте с вами рассмотрим шмеля, как он выглядит, какой он? (Ответы детей.) Обратите внимание, что у шмеля крупное оранжевое туловище с двумя чёрными полосками. Оно, как бархатное, потому что покрыто тонкими пушистыми волосками. Головка круглая с усиками наверху, тонкий хоботок и маленькие глазки, два прозрачных крылышка и толстенькие ножки; двумя задними ножками шмель собирает пыльцу, переносит её с цветка на цветок, опыляя их.
- Теперь мы с вами нарисуем рисунки для шмеля, посмотрите на нашей полянке уже всё готово для рисования!
Воспитатель: (наглядно показывая и изображая) Я покажу вам, как нарисовать муравья, используя кисти: макнуть кисть в гуашь тёмно-коричневого или чёрного цвета и рисовать кружочки, постепенно усиливая силу нажима на кисть, таким образом, получаются кружочки большего размера.
- Затем концом кисти подрисовать усики, глаза и ножки.
- Теперь я покажу, как нарисовать шмеля: макнуть толстую кисть в гуашь оранжевого цвета и нарисовать туловище. Затем тонкой кистью нарисовать круглую головку с усиками, толстенькие ножки и чёрными штрихами две полоски на спинке. Крылышки нарисуем гуашью бледно-голубого или белого цвета.
- Молодцы, ребята! Давайте немножко отдохнём. Отложите кисточки в сторонку и приготовьте свои ручки для гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Читает воспитатель | Выполняют дети |
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. |
Махать ладошками. |
А за нею шмель – шмелёк
И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, |
На каждое название насекомого загибать пальчик. |
Как фонарики глаза. | Сделать кружочки из пальчиков и поднести их к глазам. |
Пожужжали, полетали, | Махать ладошками. |
От усталости устали. | Положить ладони на стол. |
- А теперь продолжаем работать. Давайте дополним наши рисунки. Нарисуем муравейник для нашего муравьишки и цветы для нашего шмеля. Не забывайте, что нужно красиво расположить рисунок на листе.
(По ходу работы воспитатель следит за положением кисти, когда прорисовывают мелкие детали, за техникой выполнения штрихов: на спинке шмелей, хвоинки на муравейнике.)
- Наши рисунки готовы! Посмотрите, сколько разных насекомых получилось! Давайте найдём самого трудолюбивого муравья, шмеля, испачкавшегося в пыльце, дружных муравьёв, самых нарядных шмелей и т.д. (Дети рассматривают рисунки и выбирают.) Шмель очень рад нашим рисункам! Он сказал пройти дальше по тропинке, прямо к домику – муравейнику!
- По тропинке мы идём! Домик муравью найдём!
- Ребята, какое хорошее дело мы с вами сегодня сделали? (Ответы детей.)
- Правильно! Мы помогли муравьишке вернуться домой! Молодцы!
- А сейчас отгадайте загадки:
Он пушистый и большой.
Он летает над цветком,
Собирает сладкий сок.
Заготавливает впрок.
И пыльцу он собирает,
Все цветочки опыляет.
(Шмель.)
Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравьи.)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
(Муравейник.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам пора домой. Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два – покружись! Снова в группе очутись!»
Читайте также |
---|
Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…
Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...