Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Органы чувств»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Раскрыть важность работы органов чувств человека.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление об органах чувств человека (глаз, нос, ухо, язык); систематизировать представление о функциях этих органов.
Развивающие: Развивать способность к анализу и синтезу – нахождение аналогов разным частям организма (глаза – фотоаппарат; ушная раковина – морская ракушка; ушная улитка – улитка; нос - печка; язык – сторож), развивать наблюдательность при работе с иллюстративным материалом.
Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: органы чувств, ушная раковина, улитка, радужная оболочка, барабанная перепонка, веко.
Воспитательные: Воспитывать интерес к своему здоровью, любознательность, подвести детей к пониманию необходимости беречь и охранять органы чувств, заботиться о них.
Оборудование и материалы:
- Ширма для кукольного театра;
- Персонажи кукольного театра (Красная Шапочка, бабушка);
- Картонный домик;
- Иллюстрации с изображением глаза, носа, уха, языка;
- Увеличительное стекло;
- Зеркальце;
- Платок для игры в «Жмурки».
Методические приёмы: дидактическая игра, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, зрительная гимнастика, театральная деятельность, подвижная игра, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы покажем с вами сказку про Красную Шапочку. Но это будет не совсем та сказка, которую вы знаете. Это будет сказка про Красную Шапочку по-новому.
Ребята, давайте вспомним начало сказки.
Дети рассказывают сказку и действуют с кукольными персонажами.
В диалог Красной Шапочки с бабушкой включается воспитатель.
Ребёнок: Постучала Красная Шапочка в дверь.
Красная Шапочка: Тук-тук.
Бабушка: Кто там?
Красная Шапочка: Это я, внучка Ваша – Красная Шапочка.
Воспитатель: А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она крикнула…
Бабушка: Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется.
Воспитатель: Красная Шапочка дёрнула за верёвочку, дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а бабушка ей и говорит…
Бабушка: Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама присядь рядком, да поговорим ладком.
Красная Шапочка: Бабушка, скажи, а для чего человеку глаза?
Бабушка: Не знаю, внученька. Давай-ка спросим у ребят
(Ответы детей.)
Красная Шапочка: А как же наши глаза видят?
Бабушка: Посмотри на свои глаза в зеркальце, ты увидишь пёстрое пятнышко. У тебя оно – голубое. А какого цвета глаза у детей?
(Ответы детей, дети рассматривают свои глаза в зеркальце.)
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, какого цвета глаза у мамы, у папы?
Выставляется иллюстрация с изображением глаза.
Воспитатель: У всех людей глаз имеет цветной кружочек. Это – радужная оболочка. Наши глаза очень сложно устроила природа для того, чтобы мы могли рассмотреть любые предметы: и буквы в книжке, и поезд вдали, и божью коровку на своей ладошке.
Красная Шапочка: А зачем вокруг глаз реснички растут?
Бабушка: Давай у ребят спросим.
- Как вы думаете, ребята, зачем ресницы и брови растут вокруг глаз?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Верно. Природа оберегает глаза. Потечёт пот со лба – его остановит густая изгородь из бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат ресницы. А если несколько пылинок и попадут в глаза, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко, как «щётки-дворники» - стеклоочистители у машины.
Воспитатель: А вы, ребята, как бережёте свои глаза?
(Ответы детей.)
Бабушка: Ты знаешь, внученька, для глаз очень полезно делать зарядку.
Красная Шапочка: Как зарядку? Разве у глаз есть ручки и ножки, чтобы их поднимать?
Воспитатель: Ручек и ножек нет, конечно, но глаза сами подвижны и умеют смотреть в разные стороны. Посмотрите вправо, не поворачивая головы. Влево. Вверх. Вниз.
Красная Шапочка: Вот так зарядка. Я и не знала, что мои глазки, как настоящие спортсмены.
Бабушка: Ох, внученька, что-то я устала.
Проводится подвижная игра «Жмурки».
Красная Шапочка: Бабушка, а зачем живым существам уши?
Бабушка: Может быть тебе ребята подскажут?
- Ну-ка, дети, помогите, пожалуйста, моей внучке.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Верно! Уши – чтобы слушать и слышать разговор, музыку, другие звуки.
- Как вы думаете, сколько у вас ушей?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Нет, на самом деле не два, а шесть.
Красная Шапочка: Да нет, неправда! Как же шесть? Ребята, посчитайте-ка свои уши. Сколько их? З. А., Вы, наверно, ошиблись.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок (иллюстрация с изображением строения уха). Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают понять, откуда звук. Это видимые уши. За каждым наружным ухом находится среднее ухо. За средним ухом есть третье ухо – внутреннее. Оно закручено, как раковина улитки.
Красная Шапочка: Вот интересно! У нас целых 6 ушей, в которых живёт удивительная улитка, которая очень быстро передаёт сигнал о звуке в мозг. Это, наверное, самая быстрая улитка в мире.
Воспитатель: Но это ещё не всё. Внутреннее ухо, т. е. улитка, не только слушает. Оно ещё помогает нам сохранять равновесие.
-Ребята, будьте добры, покажите мне, где верх? А где низ? А можете вы мне показать с закрытыми глазами?
Красная Шапочка: Ой, бабушка, они даже с закрытыми глазами показали правильно.
Воспитатель: Вот как много работы у наших ушей. Поэтому их надо беречь.
- Ребята, а вы знаете как надо беречь уши? Чего нельзя делать? И как за ними ухаживать?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята. По утрам надо мыть уши мизинчиком внутри, мыть надо и за ушной раковиной снаружи. А чистить спичкой или ковырять карандашом или другими палочками нельзя. Никогда не засовывайте в ухо предметы или игрушки, чтобы не повредить барабанную перепонку и не стать глухим.
Бабушка: Вот я уже старая стала, плоховато слышу.
- А вы, ребятки, хорошо слышите? Мы с внучкой будем шёпотом говорить слова, а тот, кто первый услышит, назовёт это слово.
Проводятся игры «Что услышал – назови», «Испорченный телефон».
Красная Шапочка: Бабушка, я так долго шла к тебе и очень проголодалась. Может мы с тобой печенье съедим и ребят угостим?
Бабушка: И то верно. Дети, наверно, тоже есть захотели.
(Угощает крекером солёным.)
Бабушка: Скажите-ка, ребятушки, а для чего нам язык?
(Ответы детей.)
Красная Шапочка: А я своим языком чувствую, что печенье подсоленное, а варенье моя бабушка варит сладкое. А смородина в саду растёт какая?
(Ответы детей.)
Выставляется иллюстрация с изображением языка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно догадались. Язык помогает нам понять вкус пищи. Он – один из наших сторожей. Если вы ненароком возьмёте в рот что-нибудь противное или несвежее, язык сразу же поймёт, что это вредно и вы это выплюнете.
Воспитатель: Ребята, а ещё про одного охранника мы забыли рассказать. Вспомните про какого? (нос).
Выставляется иллюстрация с изображением носа. Дети рассматривают её.
- А что делает нос? Что нос греет? Он что печка?
(Ответы детей.)
Красная Шапочка: Спасибо, ребята, вы мне всё о моём маленьком носике рассказали.
Воспитатель: И вам спасибо, друзья. Хорошую сказку вы нам приготовили, поучительную.
Куклы: А чтобы вы не забыли всё, о чём мы вам рассказали, мы приготовили вам игру «Найди быстрее, не ошибись». (Найти пару, соединить линиями: глаз – окно; нос – печка; язык – стражник; ушная раковина – улитка.)
Читайте также |
---|
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»