Конспект НОД в старшей группе по теме:
«Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»
Доминирующий вид деятельности: коммуникативная деятельность.
Форма организации деятельности: речевая игра.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Цель: развивать интерес детей к художественному слову.
Образовательные задачи с учётом интеграции образовательных областей:
Познание: Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.
Социализация: Обогащать представления детей об окружающем мире с помощью детской литературы.
Коммуникация: Развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой, формировать умение подбирать слова-антонимы.
Интеграция: ЧХЛ, П, С и К.
Развивающая: развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательная: формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, представление о настоящей дружбе.
Словарная работа: Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, отгадывание загадок о животных и птицах Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.
Материал
Следы журавля и лисы, их же изображения (игрушки), 2 дома, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин; карточки для игры «Четвёртый-лишний», набивной мяч для игры «Скажи наоборот».
Конспект НОД:
Группа оформлена в виде лесной полянки, на которой стоят два дома.
Воспитатель обращает внимание детей на следы, которые нарисованы на бумаге и выложены на полу групповой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.) Правильно, это следы. Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему дому. А чтобы узнать, кто там живёт, нужно отгадать загадки:
1 загадка:
Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей.
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью ...(Лисица.)
2 загадка:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль.)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: Да. Но, только в сказке.
Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей.)
- Сказка называется «Лиса и журавль».
Воспитатель и дети на располагаются на ковре.
Воспитатель говорит «волшебные слова»: «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!».
«Лиса и журавль»
Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса и говорит:
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.
- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
(Показ иллюстраций к сказке.)
(Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.)
Воспитатель: Как вы думаете, что значат слова:
«Не обессудь, куманёк» (не вини, не суди);
«Нечем потчевать» (нечем угощать);
«Не солоно хлебала» (ни с чем);
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
(Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов.)
Физминутка (музыка из мультфильма «Маша и медведь»)
Экспериментирование
Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (Показать блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом.)
Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью пинцета.) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин (показать с помощью игрушки), только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспитателем.
После этого все рассаживаются на стульчики.
Скажи наоборот
Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:
У лисы ноги короткие, а у журавля... (длинные);
У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка... (короткая);
Кувшин глубокий и тарелка … (мелкая);
Журавль высокий, а лиса ... (низкая);
Дружить – хорошо, а ссориться …(плохо);
У сказки есть начало, а есть … (конец).
Воспитатель: А как вы думаете, настоящая ли дружба была у журавля и лисы? Как нужно поступать в таких ситуациях с другом? (Ответы детей.)
Давайте придумаем нашей сказке другой конец.
Дети рассказывают свои варианты окончания сказки (2-3 человека).
Остальные высказываются о том, чей конец больше понравился.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес закончилось. Вам понравилась сказка «Лиса и журавль»? (Ответы детей.)
Если путешествие вам понравилось пройдете обратно в группу по следам, а если не понравилось – прыгайте в детский сад на двух ногах.
Читайте также |
---|
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст
Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...