Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Путешествие в зимний лес»

 

Программные задачи:

  • Формирование грамматического строя речи.
  • Учить детей подбирать слова признаки и слова действия к существительному.
  • Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Работа над монологической речью.
  • Уточнить знания детей о зиме.
  • Закрепить название зимних месяцев.
  • Коррекция психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.
  • Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и музыке.

Материал: фланелеграф, снежинка, снеговик, сани, восковые рисунки по количеству детей, кисточки, акварельные краски, треугольники для фланелеграфа, стрелки для фланелеграфа, круги (красные, синие, зеленые) для составления схемы слова.

 

Ход занятия

- Ребята, смотрите, что-то упало мне на ладошку.

«С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Мягкие пушинки

Милые … (Снежинки.)

Разжимаю ладонь и показываю снежинку.

- Посмотрите в окно. Всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом.

- Какое сейчас время года?

- Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

- Ребята, скажите, а чем же зима отличается от других времён года?

(Дети называют признаки зимы.)

- Подумайте и скажите, чтобы птицы и звери сказали о зиме. Какая зима для них?

(Ответы детей.)

- А что люди скажут о зиме, какая зима?

(Ответы детей.)

- Отгадайте ещё загадку:

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала. (Снежинка.)

- Давайте подберём слова признаки к слову снежинка. Какая снежинка? Обозначать слова признаки будем Δ.

(Белая, пушистая, хрупкая, блестящая…..) Дети называют слова и ставят на фланелеграф Δ.

- Давайте повторим слова, которые вы назвали.

- А теперь подберём слова действия к слову снежинка. Что делает снежинка? Обозначать слова действия будем .

(Кружится, падает, тает…..) Дети называют слова и ставят на фланелеграф .

- Давайте повторим слова.

- Отгадайте ещё загадку:

Он рисует на окне

Звёзды, пальмы, алики.

Говорят он с бородой,

А шалит как маленький? (Мороз.)

(Аналогичная работа со словом мороз.)

- Ребята, послушайте, как писатель описывает зимний лес.

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Зима».

- А вы хотели бы побывать в зимнем лесу?

- А на чём же мы поедим в лес?

(Ответы детей.)

- На санях, но сани наши волшебные и они могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова сани.

Дети составляют схему слова. Один выкладывает схему на доске, а остальные самостоятельно сидя на ковре.

Проверяем, как дети выложили схемы.

- Сколько слогов в слове сани?

- Какой первый слог? (са)

- Какой второй слог? (ни)

- Какой первый звук? [c] твердый согласный

- Как обозначаем? (синим кружком)

- Какой второй звук? [а] гласный

- Как обозначаем? (красным кружком)

- Какой третий звук? [н’] мягкий согласный

- Как обозначаем? (зелёным кружком)

- Какой последний звук в слове? [и] гласный

- Как обозначаем? (красным кружком)

С А Н И

Схема

Дети садятся в сани закрывают глаза. Звучит пьеса П.И.Чайковского «Декабрь».

- Ребята, мы сбились с пути. Как же нам быть? Давайте посмотрим, может здесь кто-то есть, кто нам укажет путь?

Находим снеговика.

Снеговик сломался, чтобы его собрать, надо правильно составить предложения из слов.

- Зима, холодная, наступила, снежная.

(Наступила холодная, снежная зима.)

- Нарядила, в, сосны, шубы, снеговые.

(Сосны нарядила в снеговые шубы.)

- Снежинки, в, кружатся, воздухе.

(Снежинки кружатся в воздухе.)

- Вот и собрали снеговика.

- Снеговик, может, ты нам поможешь дорогу найти?

Берём снеговика с собой. Садимся в сани.

- Ребята, закройте глаза и попробуйте увидеть удивительный зимний лес.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь».

- Ну вот мы и в лесу. Давайте расскажем снеговику, какой вы увидели зимний лес.

(Рассказы детей.)

- Ребята, снеговику так понравились ваши рассказы, что он решил вам подарить волшебные картинки с изображением леса.

(Раздать детям картинки, нарисованные воском.)

- Чтобы узнать, что нарисовано, надо закрасить листочек акварельными красками.

Дети раскрашивают листочек краской.

- Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в сани. (Звучит пьеса П.И.Чайковского «Февраль».)

- Вот мы и вернулись в детский сад. Расскажите, где вы побывали, что вы повидали?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...

Читайте также

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»