Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе с ОНР
Тема: «Перелётные птицы»

 

Цель:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.

Задачи:

- учить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей, учить словообразованию одного слова из двух (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие,);

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Материалы:

Карточки - билеты с геометрическими фигурами, ИКТ – использование презентации в программе Power Point, разрезные картинки, магнитная доска, картинки дублирующие разрезные,

стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…».

 

Ход НОД

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, представьте, что вы пришли в кино. Для того чтобы занять свои места, что необходимо сделать?

Дети: Нужно приобрести билеты.

Воспитатель: Молодцы. Подойдите к столу и возьмите билет. Что изображено на билетах?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Правильно. Геометрическая фигура на билете соответствует изображению на стуле. Но прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.

Воспитатель: Вот мы и попали в кинозал. Ребята, послушайте стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети: Говорится об осени.

Воспитатель: Молодцы. Какие приметы осени вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, о ком говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о птицах.

Воспитатель: Куда же это все птицы улетают?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Ребята, как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Слайд. «Перелетные птицы»

Воспитатель: Молодцы.

Слайд. «Осенний парк, с перелетными птицами»

Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц.

Где бы мы ни гуляли – повсюду встречаем птиц.

Слайд. «Журавль»

Воспитатель: Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают птицам сохранять тепло.

Слайд. «Лебедь»

Воспитатель: Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Слайд. «Птицы в гнездах из листьев и травы»

Воспитатель: Ребята, скажите, в каких домиках живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Воспитатель: Из чего птицы строят себе гнезда?

Дети: Из листьев, травы, веточек, пуха.

Воспитатель: Правильно. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Но есть птицы, которые откладывают яйца прямо на песке.

Слайд.

Воспитатель: Некоторые птицы вьют свои гнезда на камнях.

Слайд. «Птицы в гнезде в камнях», «Тупики»

Морские чайки устраивают гнезда среди камней.

Слайд. «Гнездо морской чайки»

Воспитатель: Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Скажите, зачем они улетают?

Дети: Птицы улетают, чтобы перезимовать.

Воспитатель: Молодцы, вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Ребята, вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

Слайды

  1. Журавли, дикие гуси, лебеди летят клином;
  2. Цапли, аисты, – шеренгой, крылом к крылу;

Слайд 10 «Дуга»

Утки, чайки - образуют дугу.

Слайд. «Беспорядочный полет»

Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят большой шумной стайкой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель: Правильно. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Эти птицы улетают первыми.

Ребята, подумайте и скажите, как называют птиц, которые насекомых едят?

Дети. Насекомоядные.

Слайды «скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка»

Воспитатель. К насекомоядным птицам относятся: скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка.

Ребята, какую из этих птиц вы видели на территории нашего детского сада? Дети: Мы видели трясогузку.

Воспитатель: Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров.

Затем улетают те птицы, которые питаются плодами и семенами растений, зерном.

Воспитатель: Как вы думаете, птиц, которые едят зерно как называют?

Дети: Таких птиц называют зерноядными.

Слайды «овсянка, чиж, зяблик».

Воспитатель: К таким птицам относятся - овсянка, чиж, зяблик.

Позже всех улетают птицы, которые гнездятся около или на воде, питаются в воде. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Как вы думаете почему?

Дети: Потому что эти птицы не могут добыть себе еду.

Слайды «дикие утки, гуси, лебеди».

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а как называют птиц, которые плавают в воде?

Дети: Это водоплавающие птицы.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, птицы летят в теплые страны в разное время суток. Хищные птицы, аисты, журавли, стрижи, ласточки, жаворонки, дрозды летят днем. А мухоловки, трясогузки летят ночью.

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Перечисляются птицы перелетные и не перелетные. Когда дети услышат перелетную - машут крыльями, зимующую – приседают и складывают руки-крылья за спиной.

Воспитатель. Ребята, у меня есть знакомый фотограф. Фотографирует природу, зверей и птиц. Он подарил мне фотографии. Но эти фотографии рассыпались. Давайте соберем их и посмотрим, что там изображено. (Дети работают в парах, на магнитной доске выставляются фотографии – дублеры.)

Молодцы. Мы теперь видим, каких птиц сфотографировали.

(Трясогузка, ласточка, скворец, дикая утка, аист, цапля.)

Ребята, что можно сказать о этих птицах?

Дети: Все эти птицы перелетные.

Воспитатель: Хорошо. Скажите, какие из них улетают первыми и почему. Ответы детей.

Воспитатель: А остальные птицы улетают когда?

Ответы детей.

Итог занятия.

Воспитатель:

  • Ребята, о каких птицах мы сегодня беседовали?
  • Что нового узнали о перелетных птицах?
  • По какому принципу птицы улетают?
  • В какие игры играли?

Ребята, спасибо вам все сегодня молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

 

Список литературы:

  1. «Развивающие занятия с детьми 6 -7 лет» / Под редакцией Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Интернет сайты:

  1. moi-mummi.ru
  2. dohcolonoc.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...