План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками детского дома на тему: «Приготовление салатов»

 

Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников детских домов в социум в настоящее время стоит очень остро. С целью решения задач по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и адаптации в современном обществе я осуществляю работу по социально-бытовой ориентации, которая является началом пути в подготовке детей к самостоятельной трудовой жизни. На специально организованных занятиях я, в частности, обучаю искусству приготовления пищи, творческому оформлению блюд, развиваю навыки этикета, решаю задачи по расширению представлений об окружающем, закрепляю ранее полученные представления в интересной игровой форме, создаю условия для разрешения различных социально-бытовых ситуаций. На данных занятиях дети учатся правилам ведения домашнего хозяйства, приобретают практические знания о жизненно необходимых бытовых умениях и навыках, учатся применять полученные знания на практике. Дети с нетерпением ждут таких занятий, потому что они интересны и увлекательны, носят практический характер, сразу виден  результат труда. Такая работа позволяет воспитанникам действовать как взрослые, быть значимыми, реализовать себя как личность.

Неотъемлемой частью современной системы образования является использование в работе с детьми электронных образовательных ресурсов. Современные электронные средства обучения предоставляют мне широкие возможности для организации развивающих занятий с воспитанниками. Электронные образовательные ресурсы, подобранные в соответствии с возрастом и возможностями воспитанников, мотивируют их к познавательной, речевой и творческой  активности. Моделирование на экране компьютера последовательности приготовления блюда позволяет воспитанникам с интересом учиться действовать по алгоритму. Просмотр слайдов и анимаций о тех, событиях, участниками которых были дети, помогает  оживить их эмоциональную память. Электронные образовательные ресурсы дают возможность показать детям  различные варианты оформления блюд, сервировки стола, оформление домашнего быта, что достаточно трудно сделать в условиях реальной жизни детского дома.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Задачи

Социально-коммуникативные:

Предоставить детям возможность применения коммуникативного опыта в общении со сверстниками (умение договариваться об организации работы в подгруппе).

Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил пользования столовыми приборами.

Формировать умение применять полученные знания безопасного пользования ножом в практической деятельности.

Продолжать формировать опыт самообслуживания.

Познавательное развитие:

Способствовать проявлению у воспитанников познавательного интереса к процессу приготовления пищи.

Познакомить с технологией приготовления салатов из помидоров.

Продолжать учить ориентироваться по простейшим схемам и действовать в соответствии с алгоритмом.

Речевое развитие:

Обогатить пассивный словарь (граф, ликопин, Колумб).

Обогатить активный словарь (рецепт, витамины, лезвие ножа, заправить, гастрономическое шоу).

Закрепить умение составлять описательные рассказы об овощах.

Коррекционные задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-

Исследовательская

Работа по технологической карте.

Цель: Развивать самостоятельность  и   самоконтроль, организованность, внимание.

Коммуникативная Беседа о пользе помидоров.

Цель: Формировать представления о пользе помидоров.

Беседа о городском «Празднике Помидора»

Цель: Воспитывать чувство сопричастности к родному городу, его традициям.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах.

Рассказ воспитателя об истории происхождения помидоров.

Цель: Развивать способность воспринимать интересный информационный материал.

Двигательная Физкультминутка « Овощи»

Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Продуктивная Приготовление салатов.

Цель: Предоставить опыт выполнения практических действий. Формировать творческий подход при украшении и придумывании названия блюда.

Восприятие художественной литературы Чтение сказки Ирис Ревю «Граф Томат»

Цель: Развивать умение внимательно слушать текст, вникать в смысл.

Чтение стихотворения о пользе овощей.

Цель: Развивать умение слушать стихотворный текст, вникать в смысл.

Трудовая Сервировка стола.

Цель: Развивать эстетическое восприятие. Содействовать овладению культурой трудовой деятельности.

 

Методы и приемы:

Практические: приготовление салатов, физкультминутка, работа по технологической карте, сервировка стола.

Наглядные: демонстрациямультимедийной презентации, использование  технологических карт, показ предметных картинок с изображением овощей.

Словесные: рассказ воспитателя, чтение сказки, рассказывание стихотворения, беседа.

Материал и оборудование:

Книга рецептов, карточки с изображением овощей, мультимедийная презентация, электронные технологические карты с алгоритмом приготовления салатов, скатерть, предметы для сервировки стола,  ножи, разделочные доски с маркировкой С.О., овощи для салатов, масло растительное, сметана, фартуки и косынки.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихотворений, рассказов по тематике.
  2. Приготовление салатов из овощей.
  3. Рисование, аппликация, лепка на тему «Овощи».
  4. Беседа об овощах.
  5. Экскурсия в овощной магазин, на овощной рынок.
  6. Поездка на городской праздник «Сызранский Помидор».

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат
Воспитатель показывает Книгу рецептов.

-Как вы думаете, о чем это книга? Для чего она нужна?

Обобщает ответы детей: Это «кулинарная» книга, еще такие книги называют «Книга рецептов».

Как Вы считает, что такое «рецепт»?

Обобщает ответы детей:

Рецепт - это совет как приготовить то или иное блюдо. В книге  находятся волшебные истории и вкусные задания.

Дети рассматривают книгу.

Отвечают на вопросы.

 

 

Актуализирована заинтересованность детей.

 

В этой книги я нашла интересные рецепты салатов, которые мы сегодня попробуем приготовить.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай по описанию».

Составляют описательные рассказы об овощах и отгадывают. Сформировано умение составлять описательные рассказы.
Воспитатель читает сказку Ирис Ревю «Граф Томат»

Вопросы:

- Где появились ростки?

- Почему Граф Томат считал себя главным в огороде?

- Где встретились помидор и огурец  осенью?

- Почему все овощи равны?

- Так кто же такой Граф Помидор в сказке?

Дети слушают сказку и отвечают на вопросы. Сформировано умение слушать, понимать смысл прочитанного и отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказ воспитателя об истории происхождения томатов.

- Как называли помидор раньше?

- Почему его сначала не употребляли в пищу?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы. Сформирована заинтересованность в получении новых интересных сведений.
Сегодня томат - одна из самых популярных культур, благодаря своим ценным питательным  качествам.

- Почему  помидоры полезны?

Дети отвечают на вопрос.  
Воспитатель обобщает ответы: В помидорах содержатся ликопины -  вещества, которые придают помидорам красный цвет и защищают людей от многих болезней. Эти вещества  укрепляет кости, полезны  для состава крови. Люди, употребляющие много помидоров, становятся более спокойными. Помидоры помогут улучшить здоровье каждому.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать стихотворение о пользе помидоров.

Помидоров нынче море.

Детка, брось свои конфеты,

Старших, золотце, послушай,

И салатов больше кушай.

Много солнышка и света

В них для нас вложило лето.

Позабудь про все «Минивы»,

Кушай, детка, витамины.

Дети слушают. У детей сформированы элементарные знания о пользе томатов

 

Воспитатель показывает мультимедийную презентацию о «Празднике Помидора», который жители города отмечают каждый год,  и предлагает вспомнить:

- Какой это праздник?

- Чему посвящён этот праздник?

- Почему жители нашего города его празднуют?

- Что больше всего вам запомнилось на этом празднике?

Дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы. Дети имеют представления о городском празднике
Воспитатель предлагает сделать зарядку для укрепления здоровья:

Овощей мы наберём,

Если в огород пойдём,

Здесь поспели не бананы,

Лук, чеснок и баклажаны.

И редис, и помидорка

Им в земле сидеть так ловко.

Мы их из земли достанем

И салаты делать станем.

 

 

Идут на месте, высоко поднимая колени.

Разводят руки в стороны перед собой

Отрицательный жест указательным пальцем

Два поворота туловищем влево-вправо руки на поясе

Наклониться -руки перед собой

Поднимают левую, потом правую руку вверх

Руки на поясе, присесть наклониться вперёд-хватательные движения. Потирающие движения ладонями друг о друга.

 

Воспитатель обращает внимание на книгу рецептов. Предлагает детям приготовить салаты.    
-Что мы должны сделать перед началом работы?

Воспитатель предлагает вымыть руки, подойти к столам и разделиться на две подгруппы.

- Чтобы приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта.

-Но у нас только одна кулинарная книга. Поэтому каждая подгруппа будет работать по схеме,  используя  ноутбук. И по окончании работы мы с вами посмотрим, какой салат получился у каждой группы.

Воспитатель работает с одной подгруппой, помощник воспитателя - с другой.

Отвечают на вопрос.

Дети моют руки.

 

 

Сформированы культурно-гигиенические навыки.

 

Вспоминают правила работы с ножом

Дети, используя технологическую карту, совместно со взрослым отбирают продукты для своего салата и последовательно работают в соответствии с технологической картой.

Рассматривают мультимедийную презентацию с вариантами украшения салатов и выбирают вариант украшения своего салата.

Придумывают название своему блюду.

Каждая группа рассказывает рецепт приготовления своего салата, презентуя его другой группе.

Дети называют правила безопасной работы с ножом.

Дети под руководством взрослого выполняют практическую работу в соответствии с технологической картой.

 

 

Сформированы знания безопасной работы с ножом.

Сформированы практические умения приготовления салатов из помидор.

Сформированы умения сервировки стола.

 

 

 

Воспитатель предлагает навести порядок, сервировать стол.

Дети пробуют оба варианта салата, делятся своим мнением: какой салат им понравился по вкусу и почему.

Наводят порядок, сервируют стол.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей:...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессий»

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессий»

Читайте также

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их…

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства» НОД в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Развивать интерес...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...