Конспект цикла занятий по развитию речи для старших дошкольников

 

Конспект занятия №1. «Нарисуем портрет»

 

Задачи: формировать представления детей об описании и его структурных   элементах; учить подбирать сравнения и определения; дать представление о деловом и художественном описании; упражнять в подборе синонимов и антонимов.

Материалы: кукла в русском народном костюме, наборы фломастеров и листы белой бумаги у каждого ребенка.

 

Ход занятия.

1.  Приветствие.

Дети встают в круг, руки на плечи друг другу. Воспитатель – в центре круга. Первый ребенок, поворачивая голову налево, здоровается с соседом, обращаясь к нему по имени. Сосед отвечает ему, тоже называя по имени, затем здоровается с ребенком, стоящим слева. Так продолжается, пока круг не замкнется. Все дети приветствуют воспитателя. Воспитатель отвечает всем: - Здравствуйте, ребята. Пройдите, пожалуйста, за столы.

2.  В гости к детям приходит сестрица Аленушка и просит помочь найти пропавшего братца, составить объявление с его описанием.  Дети спрашивают, какой он? Аленушка отвечает: - Моего братца зовут Иванушка. Я его очень люблю.

- Все ли понятно из описания Аленушки? Можно представить братца Иванушку, чтобы нарисовать его?

- Каких сведений не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Иванушка, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)

- Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества Иванушки – его лучи. Сколько признаков назовем, столько и будет лучей. (Дети называют признаки и рисуют лучи у солнышка: рост, цвет волос, цвет глаз, цвет бровей и их форму, форму лица, во что одет, какой характер, что умеет делать, чем отличается от других мальчиков.) По этому плану Аленушка сама описывает своего братца.

- Ребята, если вы описываете внешний вид человека (рост, цвет глаз, предметы одежды) – это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с небом или звездочками, то это будет художественное описание. Давайте вспомним, как описываются глаза, брови, губы, рост, походка голос в сказках.

Глаза – сияют, точно звезды.

Губы – алые, уста сахарные.

Брови – соболиные.

Походка – словно павушка плывет.

Рост – богатырский, с пальчик.

Голос – молодецкий окрик.

- Молодцы, ребята. А теперь составьте, пожалуйста, деловое описание своего товарища, мы же попробуем угадать, кого вы описали. (Задание для детей с менее развитой речью.)

Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вот и кончились хлопки!

 На места, ученики!

- Теперь я прошу вас составить художественное описание своего товарища, а мы будем угадывать, кого вы описываете. (Задание дается детям с высоким уровнем развития речи.)

- Скажите, ребята, по каким описаниям проще узнать человека? Почему? (На свете много похожих внешне людей, а характер и привычки у каждого свои.) Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали о деловом и художественном описании. А теперь я вам предлагаю поупражняться в подборе слов. Назовите мне похожие по смыслу слова к тем, что я предложу:

большой – огромный, большущий;

маленький – крохотный, малюсенький;

красивый – прекрасный;

жесткий – твердый;

пушистый – мохнатый;

ласковый – нежный;

сладкий – медовый, сахарный, приторный;

алый – красный.

- Хорошо. А теперь подберите к словам пары, противоположные по смыслу:

большой – маленький;

ласковый – грубый;

сладкий – горький;

жесткий – мягкий;

красивый – уродливый;

белый – черный;

теплый – холодный;

стройный – горбатый.

- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, знания, которые вы получили на этом занятии, пригодятся вам при составлении новых рассказов и сочинении сказок. Занятие закончено.

 

 Конспект занятия №2. Пересказ литературного текста

Е. Пермяк «Как маша стала большой»

 

Задачи: продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; познакомить со структурой повествовательного текста; учить выделять начало, середину и конец повествования; воспитывать интонационную выразительность речи.

Материалы: конверты с красным, синим и желтым прямоугольниками по количеству детей, магнитная доска, большие прямоугольники тех же цветов, что и у детей.

 

Ход занятия.

Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка "Как Маша стала большой".

Задает вопросы:

"О чем говорится в рассказе?";

"Как Маша пыталась стать большой?";

"Помогали ей повзрослеть попытки казаться взрослой?";

"Когда мама заметила, что Маша большая?";

"Когда папа увидел, что Маша выросла?";

"Что сказали папа и мама?";

"Чем заканчивается рассказ?".

Педагог еще раз читает рассказ и предлагает детям изложить его самостоятельно, используя выражения автора. Первыми пересказывают дети с высоким уровнем речевого развития (2 человека). Далее пересказывают те, у кого более низкий уровень речевого развития (3 человека). Воспитатель вместе с детьми дает оценку пересказам.

Физкультминутка.

Покачайся, покружись,

Потянись и распрямись.

Глубоко теперь вздохни,

Сядь тихонько, отдохни.

Все в порядок приведи,

Вновь к работе приступи.

Воспитатель просит детей ответить, с чего начинается рассказ про Машу.     («Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала».) Предлагает обозначить начало желтым прямоугольником.

Затем педагог предлагает вспомнить, что составляет основное содержание рассказа. Это середина. Ее предлагается обозначить красным прямоугольником.

И, наконец, детям предлагается вспомнить концовку. Это – конец. Его обозначим синим прямоугольником. Теперь видно, что рассказ состоит из трех частей: начала, середины и конца. Соберите прямоугольники и послушайте меня. Детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны. «Мама взглянула на них и сказала: «Сядьте на качели вместе». В субботу вечером Катя и Варя вышли в сад покачаться на качелях. Они поспорили, кто будет раньше качаться».

Воспитатель напоминает, прямоугольник какого цвета обозначает начало, середину и конец повествования, и предлагает выложить схему рассказа в том виде, в каком он прозвучал. Получился рассказ? Что нужно сделать, чтобы он получился? Дети приводят в порядок схему и 2-3 человека передают правильное содержание рассказа.

Детям предлагается произнести предложение «В субботу Катя и Варя вышли в сад.» с вопросительной, восклицательной и повествовательной интонациями. Потом то же предложение произносится шепотом, нормальным голосом, очень громко.

Воспитатель еще раз напоминает о структурном строении произведения

и заканчивает занятие.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных...

Читайте также

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...