Конспект непосредственной образовательной деятельности «Зимующие птицы»
Программное содержание:
- Закрепить представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни, внешнем виде, повадках.
- Развивать связную монологическую речь, составляя рассказ по схеме, упражнять в звуковом анализе слов.
- Уточнить знания о значении подкормки для зимующих птиц.
- Воспитывать любовь к природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации птиц (6-8), аудиозапись А. Вивальди «Зима», фишки для звукового анализа.
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа.
НОД
(Дети стоят полукругом.)
1. Психогимнастика «Лучик».
К солнышку – потянулись,
Лучик – взяли,
К сердцу – прижали.
И друг другу – отдали.
2. Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и нашла пёрышко.
Как вы думаете, чьё оно? (Птичье.)
О ком сегодня мы расскажем? (О птицах.)
Правильно, о птицах, которые зимой с нами и вспомним тех, которые улетели от нас ненадолго.
Послушайте загадку:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины –
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
А до зимы, какое время года было? (Осень.)
Когда улетают от нас перелётные птицы в тёплые края? (В конце августа.)
Ребята, почему перелётные птицы улетают?
Перелётные птицы не приспособлены делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях. Замерзают реки, озёра – водоплавающим птицам негде добывать еду.
Вспомним тех, которые улетели в тёплые края. (Ласточки, кукушки, лебеди, аисты, журавли, жаворонки, скворцы.)
Ребята, я вам предлагаю сегодня поработать экскурсоводами, хотите?
А кто такой экскурсовод?
Это – человек, который рассказывает интересные истории, факты о ком-то, или о чём-то, попробуем?
Представьте себе, что наша группа – большая выставка…птиц и нам нужно гостям-экскурсантам рассказать о птицах всё, что мы знаем, но так как рассказывает настоящий экскурсовод: чётко, не громко, не спеша.
Полина, загадай загадку:
Непоседа, невеличка.
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Как зовут её?
(Синичка.)
Вот картинка, она поможет нам, подскажет (схема описания птиц).
Итак, кто желает быть экскурсоводом?
Синичка – это небольшая птичка с жёлтым опереньем на брюшке, а на голове – чёрная шапочка.
Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синичка питается семенами растений, отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. Я забочусь о синичках – подкармливаю их семечками по утрам.
Лиза, прочти стихотворение о синичке:
Пусть снег вокруг искрится.
И зимний ветер злится.
Поёт не уставая.
Синица расписная.
Молодцы, справились с первой картинкой.
Следующая загадка:
Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Кто это? Правильно, воробей.
Кто может рассказать о воробье?
Воробей – шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят пшено, зёрна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Ваня, расскажи стихотворение о воробье:
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей,
Киньте крошки воробью
Я вам песенку спою:
- Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень,
Буду петь вам
Целый день,
-Чик-чирик!
- А вот следующая загадка, её нам загадает Дима.
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой.
Ярко-красный галстук мой!
- О ком эта загадка? О снегире, кто хочет рассказать?
Снегирь – самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперенье, чёрная шапочка. Снегири питаются плодами рябины, калины, едят только семена, а мякоть выплёвывают. Хорошо.
- Ой, а чей это стук раздаётся во дворе?
Богдан: Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. Верно, дятел. А что вы знаете о дятле?
Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекая личинки короеда. Дупло на дереве служит дятлу гнездом. Интересный факт, молодец, Богдан!
Верещунья, белобока
А зовут её…сорока.
Сорока – длиннохвостая, белобокая непоседа. Она очень любопытная птица. Любит собирать себе в гнездо всё блестящее. Тело круглое, длинный хвост с зеленоватым отливом, голова вертится во все стороны, клюв крепкий, большой. Сороку называют «санитаром леса», потому что она питается останками животных и приносит пользу человеку.
- Ребята, как можно одним словом назвать этих птиц? Зимующие.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы, круглый год живут у нас?
- Эти птицы не боятся мороза и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы.
- У зимующих птиц оперенье гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.
- Давайте вспомним, где они отыскивают корм?
- В щелях домов, заборов, под корой деревьев;
- съедают плоды и семена растений;
- шелушат шишки;
- отыскивают запасы, которые сделали сами осенью.
- Давайте отдохнём, хотите?
Ф/м «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах).
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок (прыжки вокруг себя).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (повороты головы влево-вправо)
И с дорожки на плетень,
Тири-тири,
Тень, тень, тень!
А теперь – пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка». Молодцы!
- Вспомните пословицы и поговорки, приметы о птицах.
1. Где птица не летает, а гнездо своё знает.
2. Здоровое дерево дятел не долбит.
3. Всякая птица своим пером гордится.
4. Всякая птица по-своему поёт.
- Приметы:
1. Вороны вьются зимой в воздухе – это к снегу, а если сидят на земле – будет оттепель.
2. Если воробьи прячутся под крышу – будет метель.
3. Снегирь – спутник зимы. Молодцы, справились з заданием.
- И всё-таки тяжело птицам зимой, особенно тяжело доставать корм во время снегопадов, в метель, в сильные морозы. В такую погоду птицы голодают и даже погибают от голода и холода, и мы должны им помочь пережить зимние холода, как мы помогаем птицам?
- Подкармливаем семенами растений, крошками хлеба, остатками каши, строим кормушки с родителями.
Аудиозапись А. Вивальди «Зима»
- Какой характер мелодии, какие чувства вы испытали, что представили?
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
- Давайте представим, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение огорчения, удивления.) Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю! (Выражение лица радостное.)
- Молодцы!
- Давайте подойдём к столам, у вас стоят волшебные фишки, вспомните, как они называются: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный. Правильно, приступаем к заданию:
- Выложите слово сад, зима. Хорошо, справились!
Д/и «Добавь букву» (С читающими детьми.)
- Ребята, вам понравилась экскурсия?
- Кто-то сегодня побывал в роли экскурсовода, кто-то просто послушал.
- Что вам больше всего запомнилось на экскурсии?
- О чём вы расскажете дома или своим друзьям?
- Наши зимующие птички, не забывают добрых дел детей и тоже вас благодарят за заботу.
Читайте также |
---|
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка»
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...
Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…
Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...