Конспект непосредственной образовательной деятельности «Зимующие птицы»

 

Программное содержание:

  1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни, внешнем виде, повадках.
  2. Развивать связную монологическую речь, составляя рассказ по схеме, упражнять в звуковом анализе слов.
  3. Уточнить знания о значении подкормки для зимующих птиц.
  4. Воспитывать любовь к природе.

Демонстрационный материал: иллюстрации птиц (6-8), аудиозапись А. Вивальди «Зима», фишки для звукового анализа.

Раздаточный материал: фишки для звукового анализа.

 

НОД

(Дети стоят полукругом.)

1. Психогимнастика «Лучик».

К солнышку – потянулись,

Лучик – взяли,

К сердцу – прижали.

И друг другу – отдали.

2. Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и нашла пёрышко.

Как вы думаете, чьё оно? (Птичье.)

О ком сегодня мы расскажем? (О птицах.)

Правильно, о птицах, которые зимой с нами и вспомним тех, которые улетели от нас ненадолго.

Послушайте загадку:

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины –

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

А до зимы, какое время года было? (Осень.)

Когда улетают от нас перелётные птицы в тёплые края? (В конце августа.)

Ребята, почему перелётные птицы улетают?

Перелётные птицы не приспособлены делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях. Замерзают реки, озёра – водоплавающим птицам негде добывать еду.

Вспомним тех, которые улетели в тёплые края. (Ласточки, кукушки, лебеди, аисты, журавли, жаворонки, скворцы.)

Ребята, я вам предлагаю сегодня поработать экскурсоводами, хотите?

А кто такой экскурсовод?

Это – человек, который рассказывает интересные истории, факты о ком-то, или о чём-то, попробуем?

Представьте себе, что наша группа – большая выставка…птиц и нам нужно гостям-экскурсантам рассказать о птицах всё, что мы знаем, но так как рассказывает настоящий экскурсовод: чётко, не громко, не спеша.

Полина, загадай загадку:

Непоседа, невеличка.

Жёлтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Как зовут её?

(Синичка.)

Вот картинка, она поможет нам, подскажет (схема описания птиц).

Итак, кто желает быть экскурсоводом?

Синичка – это небольшая птичка с жёлтым опереньем на брюшке, а на голове – чёрная шапочка.

Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синичка питается семенами растений, отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. Я забочусь о синичках – подкармливаю их семечками по утрам.

Лиза, прочти стихотворение о синичке:

Пусть снег вокруг искрится.

И зимний ветер злится.

Поёт не уставая.

Синица расписная.

Молодцы, справились с первой картинкой.

Следующая загадка:

Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Кто это? Правильно, воробей.

Кто может рассказать о воробье?

Воробей – шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят пшено, зёрна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

Ваня, расскажи стихотворение о воробье:

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей,

Киньте крошки воробью

Я вам песенку спою:

- Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень,

Буду петь вам

Целый день,

-Чик-чирик!

- А вот следующая загадка, её нам загадает Дима.

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой.

Ярко-красный галстук мой!

- О ком эта загадка? О снегире, кто хочет рассказать?

Снегирь – самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперенье, чёрная шапочка. Снегири питаются плодами рябины, калины, едят только семена, а мякоть выплёвывают. Хорошо.

- Ой, а чей это стук раздаётся во дворе?

Богдан: Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. Верно, дятел. А что вы знаете о дятле?

Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекая личинки короеда. Дупло на дереве служит дятлу гнездом. Интересный факт, молодец, Богдан!

Верещунья, белобока

А зовут её…сорока.

Сорока – длиннохвостая, белобокая непоседа. Она очень любопытная птица. Любит собирать себе в гнездо всё блестящее. Тело круглое, длинный хвост с зеленоватым отливом, голова вертится во все стороны, клюв крепкий, большой. Сороку называют «санитаром леса», потому что она питается останками животных и приносит пользу человеку.

- Ребята, как можно одним словом назвать этих птиц? Зимующие.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы, круглый год живут у нас?

- Эти птицы не боятся мороза и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы.

- У зимующих птиц оперенье гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.

- Давайте вспомним, где они отыскивают корм?

- В щелях домов, заборов, под корой деревьев;

- съедают плоды и семена растений;

- шелушат шишки;

- отыскивают запасы, которые сделали сами осенью.

- Давайте отдохнём, хотите?

Ф/м «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах).

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок (прыжки вокруг себя).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (повороты головы влево-вправо)

И с дорожки на плетень,

Тири-тири,

Тень, тень, тень!

А теперь – пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка». Молодцы!

- Вспомните пословицы и поговорки, приметы о птицах.

1. Где птица не летает, а гнездо своё знает.

2. Здоровое дерево дятел не долбит.

3. Всякая птица своим пером гордится.

4. Всякая птица по-своему поёт.

- Приметы:

1. Вороны вьются зимой в воздухе – это к снегу, а если сидят на земле – будет оттепель.

2. Если воробьи прячутся под крышу – будет метель.

3. Снегирь – спутник зимы. Молодцы, справились з заданием.

- И всё-таки тяжело птицам зимой, особенно тяжело доставать корм во время снегопадов, в метель, в сильные морозы. В такую погоду птицы голодают и даже погибают от голода и холода, и мы должны им помочь пережить зимние холода, как мы помогаем птицам?

- Подкармливаем семенами растений, крошками хлеба, остатками каши, строим кормушки с родителями.

Аудиозапись А. Вивальди «Зима»

- Какой характер мелодии, какие чувства вы испытали, что представили?

Релаксационное упражнение «Согрей птичку».

- Давайте представим, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение огорчения, удивления.) Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю! (Выражение лица радостное.)

- Молодцы!

- Давайте подойдём к столам, у вас стоят волшебные фишки, вспомните, как они называются: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный. Правильно, приступаем к заданию:

- Выложите слово сад, зима. Хорошо, справились!

Д/и «Добавь букву» (С читающими детьми.)

- Ребята, вам понравилась экскурсия?

- Кто-то сегодня побывал в роли экскурсовода, кто-то просто послушал.

- Что вам больше всего запомнилось на экскурсии?

- О чём вы расскажете дома или своим друзьям?

- Наши зимующие птички, не забывают добрых дел детей и тоже вас благодарят за заботу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка»

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Читайте также

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного…

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного возраста к книгам «Книжное дефиле по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» Одной...

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...