Конспект непосредственно образовательной деятельности «У каждого свой дом»
Конспект НОД по разделам: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество» в подготовительной группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева
Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о разных видах домов.
2. Обогащать знания детей о строительных профессиях.
3. Продолжать знакомить с разными видами строительных материалов.
5. Познакомить с историей русской избы.
6. Развивать творчество, выдумку, инициативу, воображение.
7. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своему жилищу.
Предварительная работа: беседа «У кого, какой дом?»; рассматривание иллюстраций с изображением различных домов и материалов, из которых они изготовлены; наблюдение за строительством дома; рисование домов, дидактическая игра «Кто, где живет?».
Материал и оборудование: мультимедиа, экран, игры: «Кому, что нужно для работы?», «Собери сказочный дом», «Подбери дома для зверей», листы бумаги, цветные карандаши.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, где мы с вами живем?
Дети: В городе.
Воспитатель: А вы знаете, откуда пошло слово «город»? В древности люди отгораживали свои поселения, строили высокие заборы (ограды), чтобы никто не мог проникнуть внутрь. Слово «город» возникло от слова «городить», «отгораживать». Городом сначала называли огражденное место, где жили люди. А где мы в городе живем?
Дети: В домах.
Воспитатель: Какие дома в городе?
Дети: Одноэтажные и многоэтажные.
Воспитатель: Правильно, в городах живет много людей, поэтому строят большие многоэтажные дома. Какие дома в деревне?
Дети: маленькие, одноэтажные.
Воспитатель: Кто строит дома?
Дети: строители: каменщики, маляры, плотники, крановщики, бетонщики и др.
Воспитатель: Из чего строят дома?
Дети: Из кирпичей, панелей, дерева, камня.
Воспитатель: В каких домах жили первобытные люди?
Дети: В пещерах. Дома их были сделаны из камня.
(Картинка на экране.)
Воспитатель: Какие еще строили дома в древности люди?
Дети: Они строили себе шалаши.
(Картинка на экране.)
Воспитатель: А сейчас строят шалаши?
Дети: Да, иногда, когда люди отправляются на рыбалку или охоту, они строят себе шалаши, чтобы укрыться от дождя и ветра.
Воспитатель: В старые времена люди строили себе землянки. Они вырывали их в земле. Окон в таких домах не было.
(Картинка на экране.)
Из чего еще строили дома люди в старину?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: В русском языке есть старинное слово «истьба» - от слова «истопить», «топить». Так стали называть свой дом люди – избой; т.е. изба – жилье, которое отапливается. Строили такие избы из сосны, ели или лиственницы. Стволы выбирали прямые и крепкие. В избах делали окна, над окнами крепились наличники – крепкие козырьки. А ещё окна закрывали ставнями. Если ставни открыты – хозяин встал, закрыты – ещё спит, или ушел. Обязательным предметом в доме была русская печка. С давних времен люди отождествляли печь с понятиями «дом». Отсюда и пошло понятие «семейный очаг».
(Картинка на экране.)
Воспитатель: А что еще должно быть у дома?
Дети: Крыша.
Воспитатель: В старину крышу покрывали соломой, корой деревьев, деревянными досками. В давние времена люди часто воевали друг с другом. Дома часто поджигали, и поэтому люди стали строить дома из камней и кирпичей. Какие сейчас строят дома?
(Картинка на экране.)
Дети: кирпичные, монолитные, блочные, панельные.
Воспитатель: У каждых народов свои обычаи и дома они строят по- своему. Расскажите о домах разных народов.
(Дети подходят к экрану и рассказывают про изображенный дом.)
Иглу – это жилище эскимосов в виде купола-полушария, построенное из снежных плит. Внутрь иглу можно только попасть только ползком – через вырытый туннель.
Чум – жилище кочевников народов Севера, занимающихся оленеводством. Чум сделан из деревянных жердей, плотно укрытых оленьими шкурами. Внутри когда был очаг, сейчас печка. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.
Юрта – основное жилище кочевников Азии. Строится юрта из деревянных решеток и жердей, которые покрывают войлоком. Войлок – плотный материал, изготовленных из шерсти овец или верблюда.
Вигвам – жилище лесных индейцев Америки. При сооружении индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Покрывают ветками, корой, циновками.
Хижина – небольшой домик, избушка, которую строят в лесу, в горах. Бывают рыбацкая, охотничья хижина, хижина лесника.
Воспитатель: А еще бывают необычные дома: дом на барже, дом-лодка, дом на колесах - трейлер.
(Картинка на экране.)
Игра «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять руки на поясе
Будем строить и играть. повороты туловища влево - вправо
Дом большой, высокий строим, руки вверх, потягивание
Окна ставим, крышу кроем руки вперед, в стороны
Вот какой красивый дом! хлопают в ладоши
Будем жить все дружно в нем! поскоки на месте
Воспитатель: У каждого свой дом, даже в сказках. Давайте вспомним и назовем сказочные дома.
Дети: У Бабы-Яги – избушка на курьих ножках; у Чебурашки – телефонная будка; у трех поросят – из соломы, прутиков, камня; у снежной королевы изо льда и снега; у зверей в лесу – рукавичка, теремок; у Ивана-царевича – дворец.
Игра «Собери домик»
(Дети собирают целую картинку из нескольких частей, и называют дом героя из сказки.)
Воспитатель: Не только люди строят дома, но и животные. Назовите жилище зверей.
Дети: У лисы – нора, у пчелы – улей, у волка - логово, у медведя – берлога, у белки – дупло, у птицы – гнездо, у бобра – хатка под водой.
Игра «Подбери домик для зверей»
(Дети подбирают дома для животных.)
Воспитатель: А кто для животных строят дома?
Дети: Они сами.
Воспитатель: А вы хотите построить себе дом?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто придумывает дома?
Дети: Архитектор.
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать эскизы своих будущих домов.
(Дети рисуют и рассказывают о своих проектах домов, из чего они сделаны.)
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось, запомнилось, что узнали нового?
Дети: Мы сегодня беседовали о домах. Много узнали нового об истории русской избы, о домах разных народов. Нам понравилось играть в игры, рисовать.
Читайте также |
---|
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...
Консультация для родителей «Красавица весна»
Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...
Эссе на тему «Мы растим таланты»
Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...