Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»
Раздел «Обучение грамоте»
Тема: «Звуки [р], [р'], буква «Р» в подготовительной группе»

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, здоровьесберегающая, игровая.

Цели:

  1. Совершенствовать умение детей произносить и различать звуки [р] и [р’] в словах, придумывать слова с данными звуками.
  2. Обеспечить умение детей делать звуковой анализ слова – давать характеристику каждому звуку, находить одинаковые звуки в словах.
  3. Познакомить с буквой «Р».
  4. Учить читать слоги и слова с данной буквой.
  5. Способствовать развитию мелкой моторики рук – делать букву из фасоли.
  6. Воспитывать желание отвечать на вопросы полными предложениями.

Планируемые результаты: владеет достаточным словарным запасом, употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Материалы и оборудование: ранец, ручка, букварь, треугольник, резинка, тетрадь, слоги и слова с буквой «Р», рамки, фасоль, схемы для анализа слова, синие и красные фишки для звукобуквенного анализа слов, магнитная доска, картинки – рисунки с изображением мальчика и девочки, бумажные ленты с 10-ю гласными буквами.

 

Ход

1. Организационный момент.

Воспитатель вместе с детьми входят в группу, приветствуют гостей. На столе в группе стоит ранец.

Воспитатель:

- Дети, кто-то забыл в нашей группе ранец. Вы не знаете, чей он? (Нет.)

- Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем найти его хозяина (достает из ранца ручку, карандаш, резинку, тетрадь, треугольник, букварь и выкладывает на стол, называя предметы).

- Дети, скажите, какой общий звук есть в названии этих предметов? (Ответы детей.)

- Правильно! В этих словах живут звуки [р] и [р’]. Как вы думаете, он гласный или согласный? Почему?

- Звук [р] и [р’] согласный, потому что произносится без голоса. Язычок поднимается вверх и дрожит (показ).

- Теперь покажите, как ваши язычки дрожат (хором и индивидуально). Язычок поет песенку громко и тихо (индивидуально).

2. Постановка цели. (Звучит тихая музыка.)

- Всем девчонкам и мальчишкам предлагаю поиграть «Узнай звук» и в игре этой веселой нужный звук всем отыскать.

- Я называю разные слова, если вы услышите звук [р] – изображаете летающую птицу, звук [р’] – приседаете. (Река, рука, ребята, работа, ромашка, розетка, береза, рябина, роза, ракета, рубашка, рюкзак, краб.)

- Молодцы все играли по правилам.

- А теперь предлагаю поиграть в подсказки. Я буду рисовать дом, а вы подсказывать только те слова, в названии которых есть звуки [р] и [р’]. (Крыша, забор, дверь, крыльцо, забор, рама, дорожка к дому, чердак и т.д.).

- Хозяин захотел украсить свой дом и посадил деревья.

- Какие деревья он посадил? Подскажите (рябину, ракиту, березу, кедр, кипарис, сирень, орех).

- Разбил клумбу и посадил цветы. Подскажите какие? (Ромашки, розы, астры, резеду, георгины, нарциссы, ирисы.)

- Дети, наш рисунок получился как настоящий. Дом понравился мальчику Роме и девочке Рите. Они решили в нем поселиться.

3. Звуковой анализ слов.

  Выставляю на доску картинки – рисунки с изображением мальчика и девочки.

Воспитатель: а сейчас давайте сделаем звуковой анализ слова Рома. Подумайте, какими фишками вы обозначите каждый звук. Назовите первый звук в этом слове.

Дети: звук [р].

Воспитатель: какой это звук? Гласный или согласный, мягкий или твердый? Назовите второй звук в этом слове.

Дети: звуки [о].

Воспитатель: что мы знаем о звуке [о]? Какой третий звук в слове?

Дети: звуки [м].

Воспитатель: расскажите, что вы знаете о нем? Назовите последний звук в слове?

Дети: звуки [а].

Воспитатель: Сколько всего звуков в этом слове? (четыре).

(Аналогично анализируем слово Рита.)

- Найдите в этих словах одинаковые звуки и назовите их.

- Дети, вы хорошо справились с этим заданием.

- Приглашаю вас на минуту отдыха – веселый танец «Буги – вуги».

4. – А сейчас все сели дружно, заниматься дальше нужно.

5. Знакомство с буквой «Р».

- Сегодня я познакомлю вас с буквой «Р» (на доску выставляем большую и маленькую буквы «Р»).

- Посмотрите, это большая буква, а это маленькая. Они очень похожи, а чем же они отличаются?

- Как вы думаете, на что похожа буква «Р»?

- Художнику буква «Р» напоминает топорик. Посмотрите (показываем картинку).

- Из каких элементов состоит буква «Р»? (палочка и полукруг).

- Покажите в воздухе букву «Р», а сейчас напишите эту букву друг другу на спине пальчиком, покажите ее с помощью пальцев.

- Предлагаю поиграть «Раз, два, три живая буква на  месте замри» (2 раза) – дети изображают буквы при помощи рук, туловища, ног.

6. Чтение стихов с буквой «Р».

7. Входит Буратино.

- Здравствуйте, дети! У меня случилось несчастье, пропал мой ранец.

Воспитатель: а это не твой?

Буратино: мой! Вот хорошо, что он нашелся. Ребята мне по чтению задали трудное задание. Помогите мне прочесть слоги.

Воспитатель: дети, поможем Буратино? (Да.)

8. Чтение прямых и обратных слогов.

9. Буратино: спасибо, ребята, я понял, как надо читать слоги.

Воспитатель: Буратино, а сейчас тебя дети научат читать слоги с помощью «Ленты букв». (На бумажных лентах изображены все 10 гласных букв, в руку ребенка отдельно дается буква «Р» на квадрате, приставляя ее к гласным звукам дети читают прямые и обратные слоги.)

Буратино вместе с воспитателем подходит к столам детей и слушает чтение слогов.

Буратино: и за это спасибо дети. Теперь я понял, что слоги нужно читать слитно, тогда все будет получаться.

Воспитатель: Буратино, а наши дети уже научились читать слова.

10. Чтение слов.

Воспитатель? У нас есть вот такие «окошки», при помощи которых мы учимся читать слова (чтение слов по пособию «окошки») и научим тебя читать, Буратино.

Воспитатель: дети, давайте сделаем выставку букв для нашего гостя (дети на рамке выкладывают буквы из фасоли).

Воспитатель: ребята, найдите среди букв ту, с которой мы сегодня познакомились, как она называется?

Буратино: дети, вы так много знаете и многому меня научили, я тоже скоро пойду учиться в школу и там мы с вами встретимся. До свидания.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...