Конспект интегрированного занятия по экологии и изобразительной деятельности «Красногрудые снегири»

В старшей группе

 

Цели:

  • Уточнить и расширить знания детей о птицах, их разнообразии, особенностях строения клювов, способах питания.
  • Учить решать познавательные задачи, делать выводы.
  • Развивать эстетическое восприятие прекрасного.

Определение познавательной задачи:

Почему у снегиря клюв толстый, а у синицы тонкий?

Воспитатель во время беседы обращает внимание детей на разное строение и форму клювов птиц.

Первичный анализ, выдвижение версии:

У разных птиц разное строение клювов. Вероятно, эти птицы по-разному питаются.

Отбор способа проверки:

Беседа с использованием наглядных материалов

Интеграция в область «Художественное творчество» Рисование.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить раскрашивать птиц в пределах контура.
  • Закреплять навыки рисования красками.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и образное восприятие мира.
  • Развивать мелкую моторику руки для подготовки к последующему обучению письму.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

Бумага, изображения снегирей в природе, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

 

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Надеюсь, Вы прекрасно помните, что с нами в городе остались лишь зимующие птицы. Давайте перечислим их.

Дети называют птиц (Воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы и т.д.)

Воспитатель:

- Вы совершенно правы, но более подробно мы поговорим о 2 птицах. Каких? На этот вопрос Вы узнаете ответ, отгадав загадки.

Загадка 1

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица.

И в скворечнике на ветке

Первый гость…(Синица.)

Загадка 2

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя -

Любим птичку – …(Снегиря.)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно на фото. Какая птица на нем изображена? По каким признакам Вы отличили синицу от других птиц?

Дети: (Определенная окраска оперения, размер, форма клюва и т.п.)

Воспитатель:

- Чем питается синица? Какая у нее форма и строение клюва?

Дети отвечают (клюв узкий тонкий).

Воспитатель:

- Ребята, а Вы знаете, британские ученые и обнаружили интересный факт: клюв больших синиц длиннее летом и короче зимой (это зависит от роста и изнашивания его рогового покрытия). Синице, видимо, летом гусениц удобнее хватать длинным тонким клювом, а зимой подбирать семена коротким. И в неволе длинноклювые лучше справляются с мясными червями, а короткоклювые - с буковыми семенами.

Ученые обнаружили также, что осенью, когда синицы переходят кормится с деревьев на землю, существует зависимость между высотой, на которой они кормятся, и длинной клюва. Чем ниже они питаются, тем короче клюв.

При этом оказалось, что у самок клюв обычно был более тонкий и они кормятся выше. И видимо, не по своей воле: более крупные самцы оттесняют их с земли, богато усыпанной семенами.

А какая птица изображена на этом фото? По какому отличительному признаку вы узнали снегиря?

Дети: (характерная окраска оперения, размер, строение тела, форма клюва и т.п.)

Воспитатель:

- Что является излюбленным лакомством снегиря? Какая форма клюва у снегиря?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что разные формы клювов обусловлены различными способами питания.

Анализ результатов:

- Тонким клювом удобнее добираться до насекомых, более короткий клювом.

Вывод:

- Мы беседовали о птицах, строении и форме клювов, способах питания. Почему же у снегиря и синицы клювы отличаются? Одни птицы насекомоядные – их клюв узкий, тонкий. Другие питаются зернами, их клюв короткий и толстый. Именно способ питания определяет форму и строение клюва. Иногда (как у синицы) клюв меняется от времени года и высоты, на которой они кормятся. Ребята, пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка «Птички»

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот кормушечки. Ура!

Приземляться нам пора.

Воспитатель:

- Ребята, мы узнали много интересного о снегирях. Предлагаю Вам нарисовать этих прекрасных птиц. Для этого у Вас есть все необходимое. Для работы мы будем использовать шаблон, а более мелкие детали: головку, крылья, грудку, лапки, клюв Вы будете выполнять самостоятельно. Перед Вами изображение снегирей в природе, оно поможет определиться с выбором правильного цвета. Для получения серого цвета воспользуйтесь палитрой: надо смешать белую и черную краски.

Подведение итогов: Работы у всех получились разные и интересные. Мы обязательно выставим их на наш стенд, чтобы родители полюбовались Вашими зимними птицами.

 

Красногрудые снегири

Красногрудые снегири

 

Использованные источники:

  1. Загадка о синице http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-sinitsu.html
  2. Загадка о снегире http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-snegirya.html
  3. Физкультминутка http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/14


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...