Конспект НОД по теме: «Знакомство с родной страной через художественную литературу»

(Старшая группа)

 

Цель: формирование знаний детей о России через творчество А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина, С.А.Васильевой; воспитание у детей интереса к своей стране, чувство любви, гордости за свою страну.

Задачи:

Развивающие:

- развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;

- развивать способность к эмоциональному отклику;

- способствовать развитию творческих способностей в продуктивной и музыкально-художественной деятельностях.

Обучающие:

- расширять и углублять представления о родной стране;

- формировать представления о богатстве родного края;

- закреплять знания о флаге, гербе и гимне.

Воспитательные:

- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;

- воспитывать чувство гордости за свою страну.

Материал и оборудование: выставки книг А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина; Государственные символы России (флаг, герб, гимн); географическая карта России; аудиозапись песни М. Пляцковского и Б. Савельевой « Волга в сердце впадает в мое» в исполнении Марии Пахоменко); макет березы; маски птиц и коз; мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

- чтение сказок и рассказов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина;

- чтение сказок А.С. Пушкина;

- создание альбома по сказкам А.С. Пушкина;

- составление книги по сказке В.В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»;

- драматизация сказок В.В.Бианки;

- чтение стихов С.А. Есенина;

- рассматривание иллюстраций, фотографий реки Волги;

- прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями;

- разучивание русских народных игр;

- посещение горницы (музея русской избы).

Методы и приемы: вводная беседа, рассматривание географической карты, прослушивание аудиозаписи, драматизация сказок, отгадывание загадок, игра малой подвижности, просмотр мультимедиа.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

Сегодня мы поговорим о нашей стране.

- Как она называется?

Воспитатель показывает Россию на карте.

- Какая Россия по величине?

Воспитатель рассказывает, что на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день. Вот какая большая наша страна! В ней много рек, озер, морей!

- Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

У России есть ещё один символ - это река Волга. Это самая большая река нашей страны.

- Ребята, вы хотите послушать песню? (Звучит песня М.Пляцковского и Б.Савельева «Волга в сердце впадает моё» в исполнении Марии Пахоменко.)

- О какой реке поется в песне?

- Сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины. Давайте попробуем найти Волгу на карте. Вот она, наша река Волга. Волга начинается небольшим ручейком в Тверской области. Волга - самая длинная река России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей.

В литературе и искусстве Волга является символом свободы, простора, широты и величия духа человека.

- Ребята, а откуда мы узнаем о природе, о животных, о людях? (Из книг.)

В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Ребята, подскажите мне, что растет в лесу. (Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лечебные травы и т.д.)

- Назовите дерево, которое во все времена у россиян считалось священным.

(Береза.)

Яна Сухова читает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.

«В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд

Много исходив дорожек,

Я всегда березе рад».

О берёзе много стихов написал Сергей Есенин. Дети рассказывают стихи (3 ребёнка).

1-ребёнок

«Белая береза»

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

2-ребёнок

«С добрым утро»

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

3-ребёнок

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

- На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах.

Раз, два, три, четыре, пять!

Выходи скорей играть!

Будем кругом ходить!

Берёзоньку веселить!

Проводится игра «Дети и козы». Все поют песню «Березка» (музыка Е.Тиличеевой, слова П. Воронько)

1. У красы березки

Платье серебрится,

У красы березки

Зелены косицы.

(Выбегают дети, изображающие коз - на голове у них шапочки-рожки, скачут около березки, дергают за листики.

2. Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Дети поют, продвигаясь к березке.

3. Защищать березку

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса березка

Выросла большою.

Дети отступают, но потом берутся за руки, образуя круг, и пытаются поймать всех коз.

Посмотрите на выставку наших книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?

- Обложка.

- Что можно узнать, взглянув на обложку?

- Фамилию автора, название книги.

- Что ещё обычно можно увидеть на обложке?

- Рисунки и картинки.

- Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?

- Иллюстрации.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка?

- На тему о животных.

- Книги Е.И.Чарушина и книга В.В.Бианки.

- А кто эти люди?

- Писатели.

Посмотрите на книгу В.В. Бианки все иллюстрации в этой книге выполнил художник Е.И. Чарушин.

У меня в руках портрет Виталия Валентиновича Бианки. Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

-А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши двери на засов» мышки, то садятся не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

Игра «День/ночь»

Утром солнечным у сов

Дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)

На работу совам в ночь.

Только вечером от сов

Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).

Ведущая: А теперь ребята нам прочитают стихи из сказок Бианки.

Инсценировка стихов Бианки (дети отгадывают из какой сказки)

Я лесной Колобок – Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл

От Медведя ушёл.

“Лесной Колобок – Колючий Бок”.

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто надо мной,

 Всех под солнцем и луной.

Песня жаворонка «Чьи ноги»

Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле! 

Кто пораньше встает, 

Тот грибы себе берет, 

А сонливый да ленивый 

Идут после за крапивой.

Песня синички «Синичкин календарь»

Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!

Это птичка кричит

У зелёных ракит:

Ку-ку! Ку-ку!

Потеряла детей,

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку! Ку-ку!

«Золотое сердечко»

У нас в группе еще одна выставка книг.

- Вы узнали кто это? (Воспитатель показывает портрет А.С. Пушкина.)

Да, это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. 

Его знает весь мир. Его именем названы улицы, площади, корабли. В нашем городе есть театр имени А.С.Пушкина, гимназия, библиотека и даже парк (показ фотографий).

Очень много стихов написал А.С.Пушкин о красоте русской природы. Давайте послушаем одно

Сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина

Всех героев этих сказок

Все мы знаем без подсказок

Царь Салтан и Черномор

Поп, Балда и царь Гвидон.

И Людмила, и Руслан

Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)

- Правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А.С. Пушкин.

У меня волшебный ларец, в нем загадки живут.

Первая загадка:

Она желанья исполняет.

Плавает в воде, ныряет.

Красоты необыкновенной

Нет ее чудесней верно!

(Золотая рыбка; Сказка «О золотой рыбке».)

А теперь вторая загадка.

Она орешки все грызет,

Звонко песенки поет,

Изумруды вынимает

И в мешочек собирает.

(Белка; Сказка «О царе Салтане».) 

Моя третья загадка.

Он кричит «Кири-ку-ку,

Царствуй лежа на боку»

Он красавец золотой

Шпоры, перья, гребешок

Кто же это?...

(Петушок; Сказка «О золотом петушке».)

Четвертая загадка

Оно сияет и блестит

Всем лишь правду говорит.

От него узнай смелее

Кто на свете всех милее

И румяней и белее….

(Ответ: Зеркало; Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях».)

- А отгадать сказки по иллюстрации вы сможете?

Дети на мультимедийном оборудовании отгадывают сказки А.С. Пушкина.

Во все времена Россия была богата талантливыми людьми. Эти люди – настоящие патриоты своей страны, её гордость.

Вам сегодня понравилось путешествовать по книгам? Каких авторов сегодня мы вспомнили? О чём они писали?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...

Консультация для родителей «Красавица весна»

Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»