Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Как появился календарь»

 

Цель: ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • Вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря.
  • Ознакомить с понятием – путеводитель.
  • Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, устный счет.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
  • Формировать связную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать желание приходить на помощь.

Предварительная работа: Чтение и просмотр сказки «12 месяцев», беседа о временах года, сезонных явлениях, заучивание с детьми загадок про дни недели и времена года.

Оборудование: Использование ИКТ Презентация «Мишка и дни недели», «Появление календаря», посылка, изготовление Д/и «Признаки времен года», изготовление книги – путеводитель, заготовка «Цветок – календарь», 20 цветов для выполнения детьми дней в календаре ожиданий.

Форма организации детей: в кругу, на стульчиках, вместе с воспитателем, за столами стоя.

 

Ход деятельности:

Ритуальный круг. Добрый день и добрый час очень рада видеть вас. Все мы вместе встанем в круг. Слева –друг и справа –друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мотивация

Ой, ребята, смотрите, посылка! На ней написан адрес: «Детский сад №92, детям группы №6.» Дети, это нам посылка? (Ответы детей.) От кого

же она? Обратного адреса нет? Как же нам догадаться? Давайте ее рассмотрим. Смотрите, здесь чья-то фотография. (Фото Машеньки из сказки 12 месяцев.) Посмотрите на эту фотографию может вы сами догадаетесь кто это? Откроем ее и посмотрим, что же там? Ой, а там лежит письмо. Давайте прочтем его.

Текст письма.

«Ребята, я так много слышала о вас, что вы умные, добрые и хорошие ребята. Я знаю, что вы смотрели сказку 12 месяцев и она вам очень понравилась. Сегодня я для вас приготовила коробочку с сюрпризами, но коробочка откроется только тогда, когда вы угадаете мою загадку».

Ребята, что мы должны сделать, чтобы получить сюрпризы?

Детская цель: отгадать загадку.

Тогда слушайте внимательно.

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но, каждый день терял он вес,

И, наконец, совсем исчез.

Что это? Сложная загадка, не хочет она так просто дарить подарки!

Смотрите ребята, в посылке лежит какая-то книга – путеводитель. Называется она – «С помощью чего люди планируют свою жизнь».

Основная часть

Ребята, какое-то новое слово – путеводитель? Как вы думаете, что это слово обозначает? (Ответы детей.) Это значит – идти по определенному пути с помощью этой книги. Может быть она нас приведет к отгадке.

Смотрим на первом листе нашей книги изображены…. Кто догадается? Конечно, дни недели. Сколько в неделе дней? (Ответы.) Правильно, семь. А ребята про дни недели загадают вам всем загадки.

1 ребенок. – Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник, как зовется? (Понедельник.)

2 ребенок. – Прокричал усатый дворник: «день второй в неделе… (вторник.)»

3 ребенок. – Третий день не ерунда, как зовется он ... (Среда.)

4 ребенок. – День четвертый лень отверг, как зовется он?... (Четверг.)

5 ребенок. – Пятый день – опрятница, как зовется… (Пятница.)

6 ребенок. – А шестой день выходной, как зовется он (Суббота.)

7 ребенок. – А седьмой день всем веселье, как зовется ... (Воскресенье.)

Ребята, молодцы все загадки отгадали. А как с помощью дней недели мы можем планировать свою жизнь? (Ответы детей.) А сейчас давайте посмотрим презентацию «Мишка и дни недели». Как он планирует вое время.

Ребята, мы нашли разгадку на нашу загадку? Нет, значит нам следует продолжить наш путь.

Прежде чем открою следующую страницу, я расскажу вам небольшую историю.

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.

- А как вы думаете, кто пойдет за ней? (Ответы детей.)

- Кто пойдет за Весной? (Ответы детей.)

- А кто же замыкает год? (Ответы детей.)

Всех этих дочерей мы можем назвать.. как? (Времена года.)

А сейчас некоторые ребята загадают вам загадки про времена года.

1 ребенок.

Снег на полях

Лед на водах, Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

2 ребенок.

Она приходит с ласкою

и со своею сказкою,

волшебной палочкой взмахнет,

В саду подснежник расцветет? (Весной.)

3 ребенок.

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Когда это бывает? (Летом.)

4 ребенок.

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила? (Осень.)

Молодцы, все загадки правильно разгадали!

А в народе говорят: «Что у каждого времени года есть 3 сына». Открываю вам следующую страничку, а там… Месяцы. Давайте по порядку назовем какие месяцы каждого времени года. Индивидуальные и хоровые ответы.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Признаки времени года».

Дидактическая игра «Признаки времени года»

Ребята нам нужно разделиться на 4 команды. Каждая команда подходит ко своему столу в зависимости от времени года, на каждом столе выложены признаки времен года. Вам нужно будет выбрать по 1 признаку того времени года какая у вас картинка на столе и поместить на магнитную доску к соответствующему времени года.

Оценка детей друг другом: подойдите 2 команда правильно ли выбрала признаки года 1 команда и т.д.

Молодцы ребята. Как же мы с помощью времен года и месяцев люди планируют свое время? (Ответы детей.)

Ребята, а вы как думаете с помощью чего люди еще планируют свое время?

Ответы детей. Конечно, с помощью часов. И сейчас мы это вам расскажем в нашем танце.

Физкультминутка «есть часы во всех домах».

Но загадку ребята мы опять не отгадали. Подойдем к нашей книге и посмотрим, что там дальше. Открываем следующую страницу и посмотрим.

Следующая страница календарь.

Календарь нам тоже помогает отчитывать Время. Давайте в группе найдем где у нас лежат календари. Посмотрите, какие они разные. Рассматриваем: перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Приходит к нам всегда под новый год. Люди в каждый день отрывают от него по листочку, и к концу года он исчезает вообще. Есть вечные календари, которые не нужно менять с каждым годом, у нас в группе такой тоже есть.

- Сегодня я расскажу вам, как появился календарь.

Презентация «Как появился календарь»

Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (Показ на карте.) Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус.

Познавательный рассказ Жени Х. «О Звезде Сириус».

Сириус самая яркая звезда ночного неба. Сириус больше солнца и горячее его. Еще его называют горячей белой звездой. В древности люди по ней определяли начало нового года.

Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

- Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (Дети – знать какой месяц, день, год.)

С помощью календаря мы можем сосчитать сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь. Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый. Давайте мы с вами немножко посчитаем

- Сосчитайте сколько дней осталось до выходных?

Сколько месяцев до лета?

Ребята, обратите внимание, почему рядом с календарем фото грустной Насти. Может у нее что-то случилось. Может я что-то забыла прочитать в письме?

Воспитатель берет письмо и продолжает читать.

«Ребята, вы такие молодцы, умеете пользоваться календарем. А я вот не научилась считать. А у меня 8 декабря день рождения. И друзей у меня нет, подсказать не кому».

-  Ребята давайте, поможем, Настеньке. Что мы должны сделать? Конечно, посчитать сколько дней осталось до ее дня рождения. 20 дней, но как же мы передадим это Настеньке, ведь считать она всеравно не умеет. Давайте мы ей сделаем календарь ожидания. Посмотрите у нас какой есть большой цветок – это и будет календарь. А вот здесь на столе маленькие цветочки, посмотрите какие. Давайте мы с вами украсим серединку цветочка, кто чем захочет. Каждый цветочек – 1 день. Сложим все цветочки в посылку и отправим Настеньке, она будет наклеивать в каждый день по 1 цветочку, а когда все цветочки окажутся на календаре – цветке, тогда и наступит ее день рождения. Тогда и Настя не пропустит свой день рождения и подарок от нас получит – целый букет цветов.

Продуктивная деятельность. Дети выполняют календарь – ожидания.

Рефлексия

С помощью чего люди могут планировать свое время?

Где появился первый календарь?

С помощью какой звезды люди определяли начало нового года?

А как мы Настю порадовали?

Мне очень понравилось путешествовать с вами, а вам со мной?

Ребята, а сейчас мы угадали нашу загадку, давайте я еще вам 1 раз ее прочту.

Воспитатель читает загадку, дети отгадывают. Звучит музыка. Открывается коробка с сюрпризами – карманными календарями.

А теперь я хочу узнать какое у вас настроение осталось после путешествия. Выберите колобка по своему настроению и положите на соответствующие места.

Методы оценки:

  1. Дети оценивают друг друга, в дидактической игре «признаки времен года».
  2. Воспитатель оценивает детей по мере выполнения любого задания.
  3. Дети оценивают себя во время выполнения любого задания.
  4. Символами дети оценивают свою работу в НОД.

 

Использованная литература:

Гризик Т.И.. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Читайте также

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Конспект НОД по этикету «В стране Этикета»

Конспект НОД по этикету «В стране Этикета» Старшая группа 4-5 лет Задачи: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о видах этикета: речевой этикет...