Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей в средней группе
Тема: «Лаборатория Всезнаек»

 

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; уточнить знания детей об органах дыхания (нос, лёгкие, трахея); вызывать интерес к исследованию, развивать доказательную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: воздушные шары на каждого ребёнка, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребёнка, мыльные пузыри на каждого ребёнка, зеркала на каждого ребенка, белые халаты для исследований на каждого ребёнка.

Иллюстрации: рисунок дома-природы и обычного дома.

 

Ход:

Воспитатель. Ребята, какой замечательный город вы построили! Какие в нем разные красивые дома. А у меня тоже есть рисунки домов, хотите их посмотреть?

Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома.

Что в них есть? (Дети с помощью воспитателя перечисляют, сравнивают.)

Посмотрите внимательно, на обоих рисунках много не закрашенного пустого пространства. Почему? Что заполняет наш дом от пола до потолка. Тоже самое и в доме-природе есть… (ответы детей) воздух, мы им дышим.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, попробуйте вдохнуть глубоко-глубоко, а затем выдохнуть. Что  мы вдыхали? (ответы детей). А что мы выдыхаем? (ответы детей при затруднении помощь воспитателя).

Правильно, молодцы! Мы вдыхаем кислород, который содержится в воздухе.

А выдыхаем углекислый газ. Углекислый газ поглощают растения, а для нас они выделяют кислород. Растения дышат через маленькие дырочки – поры, которые можно рассмотреть только в микроскоп. А мы, ребята, чем дышим?

Чем вдыхаем воздух? (Ответы детей.) Правильно носом.

Через дырочки в носу – ноздри, воздух поступает в трубочки – трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.

Ребята, а как вы думаете, мы можем с вами обойтись без воздуха? Мы сможем с вами не дышать? (ответы детей). А давайте попробуем. Для чего нужен человеку воздух? (ответы детей). Правильно, чтобы жить!

Люди и животные дышат кислородом, а без него погибли бы. Вот почему воздух, который мы вдыхаем должен быть чистым. А что для этого надо делать? (ответы детей).

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! Руки на пояс, повороты в сторону.

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,         Руки вверх, вниз.

Руки за спину положим,       Руки за спину.

Голову поднимем выше         Голову вверх.

И легко-легко подышим.       Вдох и выдох через нос.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает? (ответы детей).

Сегодня мы с вами будем учеными-исследователями. А все ученые, работающие в исследовательских лабораториях, носят белы халаты и

проводят разные опыты. Ребята, надевайте халаты и проходите в нашу лабораторию.

Вот вы и настоящие исследователи, а я профессор, и буду руководить проведением опытов. А исследовать мы будем сегодня воздух. Как выдумаете, воздух можно увидеть, услышать или перенести? (ответы детей).

Правильно, воздух – прозрачный и невидимый. Сейчас мы с вами это проверим.

Опыт 1.

Профессор: Ребята, чтобы увидеть воздух, нам с вами понадобится зеркало. Вдохните глубоко-глубоко и подышите на зеркало. Что произошло с зеркалом? (ответы детей).

Правильно, зеркало запотело. А как вы думаете, почему это произошло? (высказывания детей).

Правильно, тёплый от нашего дыхания воздух соприкоснулся с холодной поверхностью зеркала. В

результате воздух на зеркале остался в виде маленьких капелек воды, и мы видим, что зеркало запотело.

Опыт 2.

Профессор: Ребята, чтобы услышать воздух, нам с вами понадобится стаканчик с водой и соломинка для коктейля. А вы любите пить коктейли? А вы знаете, что будет, если подуть в соломинку, опустив её в стакан с водой? А что будет слышно? (ответы детей). Давайте проверим.

Профессор: Как вы думаете, откуда появляются пузырьки и почему мы слышим бульканье? (ответы детей). Правильно, бурление происходит, потому что в трубочку-соломинку мы дуем воздух. Это пузырьки воздуха выходят на поверхность, толкая друг друга, они лопаются, и мы это слышим.

Опыт 3.

Профессор: Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? А из чего получаются мыльные пузыри? Что находится у них внутри? (ответы детей). А я вам отвечу отрывком из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый,

По воздуху плывёт,

Но и одной минуты

На свете не живет.

- А почему в стихотворении говорится, что «…и одной минуты на свете не живет»? (ответы детей). Правильно, мыльный пузырь лопается, воздух из него уходит. Хотите проверить? (Дети пускают мыльные пузыри.)

- Ребята, давайте предложим нашим гостям попускать мыльные пузыри, пусть они вспомнят детство, ведь это так увлекательно и весело!

Опыт 4.

Профессор: Ребята, как вы думаете можно ли перенести воздух из одного места в другое? А куда-нибудь спрятать воздух можно? (Ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.)

Отгадайте загадку, куда можно спрятать воздух.

Круглый, гладкий как арбуз,

Цвет любой на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

- Правильно, воздушный шарик!

Профессор надувает один воздушный шарик.

- Ребята, что сейчас я спрятала внутри шарика? (ответы детей).

Профессор понемногу выпускает из шарика воздух.

- Что мы слышим? Есть ли при этом звук? (ответы детей).

- Дети, подставьте ладошку под струю воздуха. Что вы чувствуете? (ответы детей).

- Ребята, если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик (воспитатель отпускает шарик), он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Профессор: Ребята, как много мы узнали сегодня о воздухе. Всё живое на земле дышит воздухом. Он состоит из кислорода и углекислого газа. Кислород нужен людям и животным, а углекислый газ – растениям. Воздух

прозрачный, невидимый.

Ребята, вам понравилось проводить опыты в нашей лаборатории?

А какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).

А у меня для вас есть сюрприз! (Достает мешок с надутыми воздушными шариками.)

Предлагаю вам снять халаты и поиграть с воздушными шарами.

Игра «Ураган». Дети становятся в круг, у каждого в руках воздушный шар.

После слов: «Раз, два, три – не зевай, поскорее выдыхай!» дети подбрасывают шары вверх и изо всех сил дуют на них.

Затем самостоятельная игра с воздушными шарами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Читайте также

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе…

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе