Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы «Море и человек»

Из цикла «Путешествие в прекрасное» (старшая группа)

 

Вид занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, экспериментальная.

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека.

Задачи:

  • Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека (загрязнение моря: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).
  • Познакомить детей с творчеством художника – мариниста И.К. Айвазовского.
  • Продолжать формировать у детей представление о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.
  • Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественные образы, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное, услышанное с собственным настроением. Развивать у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Активизировать и обогащать словарь детей: шторм, штиль, художник-маринист, а также эмоционально-оценочной лексикой: задумчивый, печальный, унылый, грустный, весёлый, радостный, мрачный, спокойный, тихий.
  • Воспитывать любовь к природе, желание защищать ее.

Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.

Планируемые результаты:

Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях.

Освоение практических знаний, о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.

Устойчивое желание у детей сохранять и защищать природу.

 Материал и оборудование:

– две капли (игрушки) – голубая и синяя;

– картины, на которых изображены море и его обитатели;

– предметы морского происхождения: ракушки, камни и т.д.;

– картины (репродукции) И.К.Айвазовского «Волна», «Восход солнца», «Суда на рейде», «Буря», «Лунная ночь»;

– ватман с фоном моря, цветная бумага, кисти, клей, ножницы и т.д.4

– музыкальные произведения: музыка Римского-Корсакова «Океан».

 

Содержание организованной образовательной деятельности.

– Ребята посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришёл?

– Знаете ли вы кто это? Это волшебная капелька. Ребята, а где в жизни можно встретить капельку воды? (Капля дождя, капля росы, в реке, ручейке, роднике, в кране, снег и т.д.)

– Правильно, мир капельки огромен и прекрасен – это мир воды. А для чего нужна вода? (Для того, чтобы пить, купаться, мыться, стирать, плавать, для растений, животных, для того чтобы шел дождь, снег.)

– Да, без воды невозможно существование жизни на земле, человека, растений, животных.

– Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют).

– У нашей капельки есть подружка -синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной.

– Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете?

– Конечно это моря и океаны.

– Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей. Давайте им поможем, рассудим их.

– А для этого я предлагаю совершить небольшое путешествие.

– Для того, чтобы начать путешествие посмотрим на карту и найдем на ней моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте?

– На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше.

– Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного.

– Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.

Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей.)

– Значит у моря есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому море обладает каким-то удивительным магическим свойством.

Музыка: И вновь зеленая волна

Под небом синим и жемчужным

И вновь не нужно никуда

И ничего уже не нужно.

Лишь только плещущий прибой

Лишь только небо и вода

И здесь никто и никогда

Не помешает быть собой

Волна ласкается к волне,

И каждый всплеск нижней и глуше

И море открывает мне

Мою же собственную душу.

– Значит, море помогает человеку ощутить свою душу, почувствовать смысл и назначение жизни.

– Кто из вас, как и поэт, мечтал на берегу моря, наблюдая за волнами, задумывался над чем-то? (Ответ детей.)

– Море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Писать пейзажи с изображением моря трудно, но интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Вы, наверное, встречали женщин или девочек, которых зовут Маринами? Марина значит «морская». Художников, изображающих морские виды, называют маринистами. Самым известным маринистом в мире стал Иван Константинович Айвазовский. Давайте посмотрим на репродукции картин этого художника.

– Как вы думаете, что самое главное в картинах? Что их объединяет? Что различает? Как это изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на эти картины? Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались, что именно такое настроение? Каким цветом это изобразил? О чем вы думаете или вспоминаете, когда вы смотрите на эти картины? (2-3 картины.) Как вы думаете, каким человеком был Айвазовский? Можно ли сказать о художнике, что он знал язык моря, разговаривал с морем и понимал его? (Рассмотреть картину, вспомнить строки из стихов.)

– Давайте сейчас мысленно перенесемся на это место и представим, что вы слышите, чувствуете? Звучит музыка Римского-Корсакова «Океан».

Откройте глаза и расскажите, что вы представили, почувствовали.

– Вот так интересно рассказали нам о морской стихии поэты, художники, композиторы.

Физминутка. Игра – этюд «Капельки».

А сейчас представьте, что я мама – тучка, а вы детки – капельки. Я посылаю вас на землю! Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы. Полетели капельки на землю. Попрыгали (дети прыгают), затанцевали.

– Скучно стало им друг без друга. собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети встают в колонну по двое).

Встретились ручейки и стали большой рекой (дети встают цепочкой).

Текла, текла река и попала в большое море (дети встают в круг).

Подул ветер на море появились волны (дети изображают движение волн).

А тут и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке.

– Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных. И я предлагаю вам своими руками изобразить «частичку моря с его обитателями». Дети выполняют работу.

– Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?

– Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.

– В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям.

– Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким –помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды.

– Теперь капельки поняли, что каждая из них частичка одного огромного мира – мира воды. И поэтому должны дружить. А вода не просто необходима для жизни, а она и есть сама жизнь.

Проблема: Две подружки – капельки должны дружить. Ведь ручейки впадают в реку, река впадает в море, вода из морей перетекает в океаны из океанов – в моря. Но в реке вода пресная, а в море, океане – соленое. Почему же так происходит! Об этом мы узнаем позже на другом занятии (капельки нам расскажут).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

Аппликация «Божья коровка»

Аппликация «Божья коровка» 2 младшая группа Организационный момент: Дети встают в круг. Воспитатель. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну интересную страну...

Рабочая программа младшей группы

Рабочая программа младшей группы

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...