Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы «Море и человек»
Из цикла «Путешествие в прекрасное» (старшая группа)
Вид занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, экспериментальная.
Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека (загрязнение моря: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).
- Познакомить детей с творчеством художника – мариниста И.К. Айвазовского.
- Продолжать формировать у детей представление о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.
- Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественные образы, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное, услышанное с собственным настроением. Развивать у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Активизировать и обогащать словарь детей: шторм, штиль, художник-маринист, а также эмоционально-оценочной лексикой: задумчивый, печальный, унылый, грустный, весёлый, радостный, мрачный, спокойный, тихий.
- Воспитывать любовь к природе, желание защищать ее.
Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.
Планируемые результаты:
Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях.
Освоение практических знаний, о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.
Устойчивое желание у детей сохранять и защищать природу.
Материал и оборудование:
– две капли (игрушки) – голубая и синяя;
– картины, на которых изображены море и его обитатели;
– предметы морского происхождения: ракушки, камни и т.д.;
– картины (репродукции) И.К.Айвазовского «Волна», «Восход солнца», «Суда на рейде», «Буря», «Лунная ночь»;
– ватман с фоном моря, цветная бумага, кисти, клей, ножницы и т.д.4
– музыкальные произведения: музыка Римского-Корсакова «Океан».
Содержание организованной образовательной деятельности.
– Ребята посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришёл?
– Знаете ли вы кто это? Это волшебная капелька. Ребята, а где в жизни можно встретить капельку воды? (Капля дождя, капля росы, в реке, ручейке, роднике, в кране, снег и т.д.)
– Правильно, мир капельки огромен и прекрасен – это мир воды. А для чего нужна вода? (Для того, чтобы пить, купаться, мыться, стирать, плавать, для растений, животных, для того чтобы шел дождь, снег.)
– Да, без воды невозможно существование жизни на земле, человека, растений, животных.
– Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют).
– У нашей капельки есть подружка -синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной.
– Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете?
– Конечно это моря и океаны.
– Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей. Давайте им поможем, рассудим их.
– А для этого я предлагаю совершить небольшое путешествие.
– Для того, чтобы начать путешествие посмотрим на карту и найдем на ней моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте?
– На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше.
– Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного.
– Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.
Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей.)
– Значит у моря есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому море обладает каким-то удивительным магическим свойством.
Музыка: И вновь зеленая волна
Под небом синим и жемчужным
И вновь не нужно никуда
И ничего уже не нужно.
Лишь только плещущий прибой
Лишь только небо и вода
И здесь никто и никогда
Не помешает быть собой
Волна ласкается к волне,
И каждый всплеск нижней и глуше
И море открывает мне
Мою же собственную душу.
– Значит, море помогает человеку ощутить свою душу, почувствовать смысл и назначение жизни.
– Кто из вас, как и поэт, мечтал на берегу моря, наблюдая за волнами, задумывался над чем-то? (Ответ детей.)
– Море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Писать пейзажи с изображением моря трудно, но интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Вы, наверное, встречали женщин или девочек, которых зовут Маринами? Марина значит «морская». Художников, изображающих морские виды, называют маринистами. Самым известным маринистом в мире стал Иван Константинович Айвазовский. Давайте посмотрим на репродукции картин этого художника.
– Как вы думаете, что самое главное в картинах? Что их объединяет? Что различает? Как это изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на эти картины? Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение? Каким цветом это изобразил? О чем вы думаете или вспоминаете, когда вы смотрите на эти картины? (2-3 картины.) Как вы думаете, каким человеком был Айвазовский? Можно ли сказать о художнике, что он знал язык моря, разговаривал с морем и понимал его? (Рассмотреть картину, вспомнить строки из стихов.)
– Давайте сейчас мысленно перенесемся на это место и представим, что вы слышите, чувствуете? Звучит музыка Римского-Корсакова «Океан».
Откройте глаза и расскажите, что вы представили, почувствовали.
– Вот так интересно рассказали нам о морской стихии поэты, художники, композиторы.
Физминутка. Игра – этюд «Капельки».
– А сейчас представьте, что я мама – тучка, а вы детки – капельки. Я посылаю вас на землю! Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы. Полетели капельки на землю. Попрыгали (дети прыгают), затанцевали.
– Скучно стало им друг без друга. собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети встают в колонну по двое).
Встретились ручейки и стали большой рекой (дети встают цепочкой).
Текла, текла река и попала в большое море (дети встают в круг).
Подул ветер на море появились волны (дети изображают движение волн).
А тут и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке.
– Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных. И я предлагаю вам своими руками изобразить «частичку моря с его обитателями». Дети выполняют работу.
– Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?
– Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.
– В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям.
– Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким –помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды.
– Теперь капельки поняли, что каждая из них частичка одного огромного мира – мира воды. И поэтому должны дружить. А вода не просто необходима для жизни, а она и есть сама жизнь.
Проблема: Две подружки – капельки должны дружить. Ведь ручейки впадают в реку, река впадает в море, вода из морей перетекает в океаны из океанов – в моря. Но в реке вода пресная, а в море, океане – соленое. Почему же так происходит! Об этом мы узнаем позже на другом занятии (капельки нам расскажут).
Читайте также |
---|
Путешествие по Республикам Поволжья
Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине...
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...
Дидактическая игра «Веселая корзиночка»
Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...