Интегрированное занятие для подготовительной группы
«Как появились музыкальные инструменты»

 

Цель: Сформировать представление об истории происхождения музыкальных инструментов.

Программное содержание:

1. Воспитывать интерес к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам, умение слушать, чувствовать музыку, переживать её.

2. Учить различать тембры музыкальных инструментов.

3. Развивать творческие способности детей.

Материалы: письмо от Незнайки,презентация,лист картона, карандаш, гуашь, кисточка, манная крупа (на каждого ребенка), аудиозапись музыки и музыкальных инструментов.

 

Ход занятия

1 часть. Из истории возникновения музыкальных инструментов

Дети входят в группу и садятся на стулья. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы сейчас слышите? (Ответы детей.) А вы любите музыку? Какую? (Ответы детей.) Сегодня утром я нашла в почтовом ящике письмо от Незнайки, давайте его прочитаем: (читаю письмо). Ну что, ребята, поможем Незнайке?

Сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в мир музыки. А как вы думаете, когда появилась музыка и музыкальные инструменты? (Ответы детей.)

  Ребята, музыка возникла очень давно. Ещё в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами. Ученые же, на основе исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе. У древних людей она была связана с повседневной жизнью. Женщина напевала, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков. В первобытной музыке было много звукоподражаний: в песнях повторялись звуки окружающего мира – крики диких зверей и птиц. Главным элементом был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они и стали первыми музыкальными инструментами.

Показываю презентацию.

Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека: 

- Дудка и флейта из кости. 

- Труба из ракушек. 

- Барабан из шкур животных. 

- Трещетки из камня, древесины [1].

Люди использовали музыкальные инструменты, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности, как объекты для взаимного общения.

Мы с вами знаем разные виды музыкальных инструментов: Показываю презентацию

  • струнные (гитара, скрипка),
  • духовые (дудочка, саксофон),
  • ударные (барабан, бубен).

Давайте сыграем в игру «Что звучит?» Я включу вам запись, а вы должны отгадать, какой музыкальный инструмент вы слышите:

Включаю аудиозапись, дети отгадывают, что это за инструмент (барабан, скрипка, балалайка, дудочка).

А вы знаете, откуда пошли эти виды музыкальных инструментов? (Ответы детей.)

Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов.

Ребята, к сожалению Незнайка всего этого не узнал, так как не был с нами в путешествии. Давайте ему на память нарисуем музыкальные инструменты и отправим письмом.

2 практическая часть. Рисование манной крупой

Присаживайтесь за столы. Вы видите на них лист картона, карандаш, гуашь, кисточку, клей и манную крупу на тарелочке. Сейчас каждый из вас будет рисовать тот музыкальный инструмент, который хочет. Напоминаю вам правила рисования манной крупой:

1. Сначала рисуем на картоне карандашом рисунок.

2. Обрисовываем наш рисунок клеем ПВА.

3. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесённым клеем.

4. Когда клей немного засохнет, необходимо стряхнуть лишнюю манку.

5. Даем немного времени, чтобы крупа приклеилась и раскрашиваем методом тычка рисунок (по крупе).

Всё понятно? Тогда давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра. Угощенье гномов

Стали гномы гостей приглашать. (Манящие движения обеими руками.)

Стали гномы гостей угощать. (Несколько раз пожать руки: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Каждому гостю досталось варенье. (Указательный палец правой руки «намазывает» воображаемое варенье на пальцы левой руки: от основания до кончиков.)

Пальчики склеило то угощенье. (Последовательно, начиная с мизинчиков, соединить подушечки одноименных пальцев обеих рук.)

Крепко прижалась ладошка к ладошке, (Соответственно.)

Гости не могут взять даже ложки! (Взрослый проверяет, как сильно «склеились» ладошки малыша и тянет его за локотки в стороны.)

А теперь приступайте… (дети рисуют).

Молодцы! Посмотрите, какие замечательные музыкальные инструменты у вас получились. Незнайке они очень понравятся.

Рефлексия

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей.)

А давайте сейчас немного потанцуем. Вставайте в круг.

Под музыку «Если нравится тебе, то делай так» дети танцуют.
 

Приложение

 

Танец-песня «Делай так»

Все куплеты песни имеют одинаковые слова, но разные движения.

1 куплет

Если весело живется, делай так (на слова - идём в круг, после слов - остановка и два хлопка в ладоши).

Если весело живется, делай так (идём из круга, снова два хлопка в ладоши).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (одновременно со словами приседаем, чуть пружиня в коленях, с небольшим разворотом то вправо, то влево),

Если весело живется, делай так (одновременно со словами кружимся на шагах вокруг себя и два хлопка в ладоши).

Все остальные куплеты будут отличаться только движениями:

во втором — два щелчка пальцами; в третьем — два хлопка по коленям; в четвертом — два притопа ногами.

А шестой куплет — заключительный. 

После каждой строчки: «Если весело живется, делай всё!»- выполнять все действия, которые выполнялись в предыдущих куплетах:

два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два шлепка по коленям, два притопа и крик «хорошо!».

 

Список использованных источников:

1. http://www.muz-urok.ru/muz_instrument.htm

2. Пальчикая игра: «Угощенье гномов» (Е.Г.Карельская) palchikovie-igry.html

3. Танец-песня «Делай так». krasatuli.ucoz.ru›publ/tancy…tanec…delaj_takquot…



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...