Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Модель интегрированного занятия в старшей группе
«Весна пришла, прилетели птицы»

(Взаимодействие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования)

 

Цель: развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о весне, перелётных птицах.

Задачи:

- Обобщать представления о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.

- Активизировать и расширить словарь детей по теме «Ранняя весна» и «Перелётные птицы».

- Упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему.

- Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

- Развивать зрительное внимание и восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.

- Закреплять умение детей делить слова на слоги.

- Упражнять в звуко - буквенном анализе слов.

- Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

- Развивать фонематический слух, воображение, фантазию, память, логическое мышление через постановку проблемных вопросов.

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

- Формировать умения и навыки в изготовлении изделий из глины.

- Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.

- Учить расписывать изготовленную объемную фигурку уточки, ориентируясь на образец; Закреплять умение рисовать концом кисти.

- Развивать чувство цвета, ритма и композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение.

- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

НОД через интеграцию образовательных областей

Предварительная работа:

Беседа о птицах и признаках ранней весны, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, чтение стихов и рассказов о перелётных птицах; разучивание пальчиковых игр «Дружба» и «Уточка»; знакомство с пословицами и поговорками о перелётных птицах; работа со схемой для составления описательных рассказов о птицах; лепка и рисование птиц.

Оборудование:

Мультимедийная установка с презентацией «Перелётные птицы»; Каркуша (игрушка); предметные картинки с изображением перелётных птиц и их силуэты, схема для составления описательных рассказов о птицах, фонограммы «Звуки леса» и «Голоса птиц»; дерево со «звуковыми гнездами» красного, синего и зелёного цвета; солнышко с ленточками; картонные бревна; заготовки птиц из глины; краски и кисти.

Организационный момент.

(Создание положительного эмоционального фона.)

Логопед: - Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться: «Доброе утро»! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро, ребята.

Сегодня необычный день. К нам пришло много гостей. Но, что-то я не вижу ещё одну гостью. Хотите узнать, кто это? Тогда послушайте загадку:

Если снег повсюду тает,

Превращается в ручей,

Травка робко вылезает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла… (Весна.)

Прислушайтесь. (Звучит музыка, появляется Весна.)

Весна (педагог дополнительного образования):

Вот и я

Здравствуйте, мои друзья,

Я, Весна – Красна,

Всем издали видна

Ветерок меня ведет,

Птицы славят мой приход!

Ребята, как я рада нашей встрече! Вы, смотрю, тоже подготовились к моему приходу и прилёту наших пернатых друзей. Когда я к вам спешила, то заметила на деревьях скворечники. Все с нетерпением ждут прилёта пернатых друзей. Но вот они не спешат прилетать к нам. Может, с ними что-то произошло? Я знаю, вы дружные, добрые и отзывчивые ребята. Думаю, вместе мы найдём ответ на этот вопрос!

Из-за ширмы показывается ворона и кричит:

«Карр-карр! Беда-беда! В нашем лесу произошло невероятное! Все птицы потеряли свою окраску, они не могут теперь показаться людям и радовать их своим пением и чудной окраской своего оперения! Я знаю, это проделки Злюки – Бесцветицы! Она не хочет, чтобы весна была наполнена трелями и яркими цветами! Карр-карр! Беда-беда! Спасите, помогите!» (Улетает.)

Весна (педагог дополнительного образования): Вот это, действительно беда! Что же мы с вами будем делать?

Логопед: Не переживай, Весна! Мы с ребятами готовы помочь вернуть птицам их окраску! Нам не страшны трудности и испытания, ведь мы дружные, сильные, ловкие и умелые! А наши знания делают нас ещё более дружными и смелыми.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(сжимают в кулачок правую, затем левую руку)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(берут друг друга за руки).

Весна (педагог дополнительного образования): Наш путь будет не лёгким, полным приключений и испытаний. Вы готовы? (Да.) А вот и тропинка.

Физкультминутка: «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая руки выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

(Дети садятся на ковёр рядом с мультимедийной доской.)

Весна (педагог дополнительного образования): Ребята, вы уже поняли, что всё, что нас окружает не совсем обычное, всё это по-весеннему волшебное. Вот и на этой полянке мы видим «чудо-телевизор». Может он чем-то нам поможет.

А вот и первое испытание. (На доске появляется знак вопроса, а под ним написано «Признаки весны».)

Логопед: Ребята, а вы знаете, по каким признакам определяют, что пришла весна? (Да.) Так давайте же их скорее назовём, а «чудо-телевизор» поможет нам в этом. (На экране появляются картинки: солнце, проталинки, сосульки, деревья, первоцветы, медведь, птицы.)

Признаки весны (Ответы детей.)

- Весной солнце не только светит, но и греет.

- Весной появляются проталинки.

- Весной с крыш домов свисают сосульки.

- Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

- Весной появляются первые цветы (первоцветы).

- Весной просыпается медведь после зимней спячки.

- Весной с юга прилетают птицы.

Весна (педагог дополнительного образования): Как здорово, мы справились с этим заданием. Ребята, вы ничего не слышите? (Голоса птиц.) Давайте закроем глаза и попытаемся отгадать, чьи это голоса (соловей, грач, кукушка, ласточка).

Игра «Прошагай слова по слогам» («Сколько слогов, столько шагов».)

Логопед: Ребята, а хотите увидеть этих птиц? Давайте тихонько пойдём на голоса. Необходимо сделать столько шагов, сколько слогов в названии угаданных птиц.

(Подходят к дереву, где сидят птицы – силуэты.)

Весна (педагог дополнительного образования): Так вот же они наши птички!

Логопед: Но, Весна, это только силуэты птиц. У них нет красивой расцветки их оперения – они обесцвечены.

- Как же нам вернуть цвет птицам?

Весна (педагог дополнительного образования): Думаю, что ваши знания, ребята, помогут в решении данной задачи. Вот здесь на пенёчке я вижу картинки с изображением птиц. Если нам попробовать отгадать, какой птичке принадлежит силуэт, может это вернёт им цвет? (Дети соединяют силуэты с картинками птиц.)

Логопед: Назовите птиц (грач, соловей, кукушка, ласточка, синица, дятел, зяблик, иволга).

- Какие птицы среди них лишние? (Синица и дятел.)

- Почему? (Синица и дятел – зимующие птицы.)

- Как называются оставшиеся птицы? (Перелётные.)

Весна (педагог дополнительного образования): - А почему птиц называют пернатыми друзьями? (Их тело покрыто перьями.)

- А почему друзьями? (Они уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением и чудной окраской своего оперения.)

- Кто открывает весну, прилетает первым? (Грачи.)

Логопед: Посмотрите, на экране появился грач. А под ним нарисована схема, которую мы используем при описании птиц. Может быть, «чудо-телевизор» хочет, чтобы мы рассказали об этой птице больше? Кто нам опишет грача? (Дети составляют описательные рассказы по схеме: название птицы, размер, цвет оперения, описание клюва, хвоста, чем питается птица, где строит гнездо.)

«Грач – это перелетная птица, похожа на ворону. Грач большая птица, перья черного цвета. Клюв среднего размера, изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку, питается грач насекомыми, червями, мышами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях».

Весна (педагог дополнительного образования): - Кто прилетает за грачами? (Скворцы, жаворонки, дрозды.)

- А кто прилетает потом? (Водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли, лебеди.)

- Какая из этих птиц самая красивая и грациозная? (лебедь) - рассказ о лебеде «Лебедь – это водоплавающая, крупная, перелетная птица. Молодые лебеди серые, белыми становятся через несколько лет. У лебедей очень длинная шея, голова маленькая. Клюв прямой и широкий. Хвост небольшого размера. Питаются водными растениями, насекомыми, мелкими рыбами. Гнездятся на водоёмах, на каких-нибудь островках, или рядом с водоёмами».

Логопед: - Какие птицы прилетают последними? (Соловьи, ласточки, кукушки.)

- Какая из этих птиц строит гнездо под крышами домов? (Ласточка.)

«Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный «как вилочка». Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов».

(На экране появляются все птицы и звучит фонограмма «Голоса птиц».)

Весна (педагог дополнительного образования): Ура! У нас все получилось! Сняты злые чары Злюки – Бесцветицы! Птицы запели. Они так рады, что вы вернули им их окраску. Теперь они смогут разлететься во все концы и подарить нам свои песни, наполнить мир яркими цветами.

Логопед: - А вы знаете, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые.)

- Но наши гнёзда не простые, они звуковые. Давайте расселим наших птиц по 3 гнёздам: В красное гнездо посадим птиц, названия которых начинаются на гласный звук (иволга).

в синее гнездо – птиц, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук (грач, кукушка, ласточка, соловей).

в зелёное гнездо – птиц, названия которых начинаются на мягкий согласный звук (зяблик).

Весна (педагог дополнительного образования): Вот и у наших птичек теперь есть гнёздышки. Теперь их ждёт вторая забота. Какая? (Отложить яйца, вывести птенцов.)

Давайте вспомним, как называются птенцы у разных птиц.

Д/и «Назови птенцов» (Взрослый держит плюшевое солнышко, к которому привязаны ленточки. Дети называют птенцов и разматывают ленточку.)

Грач – грачата Кукушка – кукушата Утка – утята

Дрозд – дроздята Журавль – журавлята Лебедь – лебедята

Стриж – стрижата Скворец – скворчата Гуси – гусята

Логопед: Какое замечательное солнышко у нас получилось. Мы с вами помогли каждой мамочке найти своего птенчика. А солнышко будет согревать своими лучиками каждого из них. Они будут расти, и превращаться в красивых птиц.

Весна (педагог дополнительного образования): - Ребята, а какую группу птиц мы с вами здесь не увидели? (Водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли, лебеди.)

- Как раз я знаю одну утиную семью, которая живет на противоположном берегу. Хотите их увидеть? (Да.) Для этого нам необходимо перейти на противоположный берег этой реки.

Игра «Построй мостик»

Вот и быстрая река,

Широка и глубока.

Мы по мостику пойдём,

На тот берег перейдём.

- Ой, а где же мостик? Это наверное снова проделки Злюки – Бесцветицы.

(На экране появляется знак вопроса, а под ним написано «Пословицы и поговорки».)

- Ребята, я поняла, что имел ввиду «чудо-телевизор». Нам надо построить новый мостик. А вот и подходящие брёвнышки. А чтобы закрепить их между собой надо вспомнить пословицы и поговорки о птицах. Для этого мы сейчас с вами разделимся на пары: 1 – называет пословицу, а 2 – кладёт брёвнышко. Пословицы и поговорки:

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.

Грач с земли хворостинку поднимает – солнечное лето обещает.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

Низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит, дождик далеко.

(Дети складывают мостик и проходят по нему.)

Весна (педагог дополнительного образования): Вот мы и перешли на другой берег. А вот и утиная семья. Ой, ребята, посмотрите пока мы с вами выручали птиц в лесу, Злюка – Бесцветица украла цвет у утят, которых я хотела вам показать. Что же делать?

Логопед: Не переживай, Весна, ребята очень любят рисовать. Я думаю им будет не сложно справиться с этой задачей.

Весна: Ребята, поможете? (Да.)

А чтобы у вас все хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Утята»

Встали как-то утром в ряд

(постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

Десять маленьких утят.

(показать 10 пальцев)

Посчитались, удивились,

(указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

На две группы разделились.

(руки в стороны, пальцы растопыренные)

Перышки почистили,

(щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

Головками повертели,

(пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

Червячка склевали,

(хватательные движения клювами – пальцами)

К речке побежали.

(Пальцы «побежали» по столу)

Работа за столами

- Ребята, перед вами уточки, вылепленные из глины. Вам предстоит раскрасить их. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Методика работы с красками.

- Я буду раскрашивать маму – утку, а вы утят. (Выставляется картинка утки.)

(Звучит музыка. Дети выполняют работу.)

Логопед: - Какие красивые утята у вас получились! Давайте пригласим утиную семью на водную прогулку. (Высаживают утку и утят на «воду»; звучит фонограмма «Голоса уток».)

- Посмотрите, как утята радуются!

Подведение итогов

Логопед: - А вам, ребята, понравилось наше путешествие? (Да.) Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Весна (педагог дополнительного образования): - Молодцы ребята, порадовали вы меня.

К сожалению, мне пора уходить.

За цветами, травами следить,

Чтоб они цвели и распускались

И весенним соком наливались

Чтобы птичьи гнёзда появлялись,

И птенцы там вылуплялись.

Хотелось бы, чтобы наша встреча запомнилась вам надолго. Я хочу вам предложить пряничное угощение в виде птичек.

(Весна угощает детей и гостей.)

Звучит фонограмма «Голоса птиц» (на экране появляется стая птиц).



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...