Модель интегрированного занятия в старшей группе «Город Красивой речи»

(Взаимодействие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования)

 

Цель: формирование познавательного интереса к обучению грамоте, творчеству, умения работать в коллективе сверстников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обобщать представления о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе.

- Закреплять понятия «звук», «буква», «слово».

- Закреплять умение детей выделять звук из слова, делить слова на слоги и составлять слова из предложенного набора слогов.

- Закрепить умение в подборе антонимов к прилагательным.

- Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематический слух, воображение, фантазию, память, логическое мышление через постановку проблемных вопросов.

- Развивать зрительное внимание и восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.

- Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

НОД через интеграцию образовательных областей

Оборудование:

Конверт с письмом; снежинка (пластмассовая); фонограмма «Зимние звуки»; картинки с изображением  зимующих птиц; макеты кормушек; картонные бревна и льдинки; иллюстрации снеговиков; ватные шарики (снежки); магнитная доска, магниты; магнитная азбука; карточки со слогами; карточки – названия улиц (улица Здоровья, площадь Звуковая, улица Слоговая, проспект Словарный, Река Буквенная, улица Творческая); макет  ворот с надписью «Город Красивой речи»; золотой ключик; сундучок; стеклянные баночки с водой и глицерином, ножницы, дождик.

Организационный момент

Дети встают полукругом, лицом к гостям.

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Снежинку ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай!

(Дети передают снежинку и приветствуют друг друга: Доброе утро Никита, доброе утро Настя…)

- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

(Логопед открывает конверт, достает письмо, читает.)

«Здравствуйте, ребята группы «Берёзка». Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в городе Грамотной и Красивой речи.  Но дорога туда очень сложная. Только самые старательные дети смогут туда добраться. Если вы не боитесь трудностей, тогда вперёд. С нетерпением жду в гости. Фея Правильной речи».

- Ой, ребята в конверте ещё что-то есть. Это золотой ключик. Наверное, это ключик от города Красивой речи. Возьмём его с собой.

Психологический настрой

Логопед: Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие? (Да.) Тогда давайте вспомним наше золотое правило:

Дети:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Логопед: Отправляемся в дорогу. А на каком виде транспорта мы поедем? (На машине, на поезде, на самолёте…)

- Ребята, не забывайте, что город волшебный, а значит и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный. Я вам подскажу. В какое время года мы отправляемся в путешествие? (Зима.) А зимой на чём вы любите кататься? (На санках, коньках, лыжах.)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие на волшебных санках.

Звучит музыка. (Дети становятся парами друг за другом, изображая санки, бегут под музыку по кругу.)

- Вот мы и приехали к высокой городской стене, но на воротах висит замок. Как же мы его откроем?

Дети: Ключом.

(Логопед пытается открыть замок, но у него не получается.)

Логопед: Ребята, ничего не получается, ключик не поворачивается в замке.

(Замечают надпись на стене, читают её.)

Войти сможет тот, кто правила красивой речи назовёт.

Ключ в замочке поверни, и правила скорее назови.

Каждый ребёнок называет правило красивой речи:

- Сначала подумай, потом говори.

- Говори в спокойном темпе.

- При разговоре смотри на собеседника.

- Говори всегда на выдохе.

- Слова в предложении говори всегда слитно.

- В конце предложения делай паузу.

- Не перебивай того, с кем разговариваешь.

- Не разговаривай во время еды.

Звучит музыка. Появляется Фея Правильной речи (педагог дополнительного образования).

Фея (педагог дополнительного образования): Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали в город Красивой речи. Я так рада вас видеть. В моём городе много интересных улиц, переулков и проспектов. А чем они интересны, вы узнаете, когда по ним пройдёте.

- Начинается наш город с улицы «Здоровья». Здесь мы с вами наполнимся волшебной силой, которая поможет нам преодолеть все трудности на нашем пути.

Самомассаж лица

Ручки растираем

(потирают ладони)

И разогреваем.  

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим мы умываем.

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли.

(двигают пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

(растирают ушные раковины по краю снизу-вверх и сверху вниз)

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

(указательным, средним и безымянным пальцами разминают щёки круговыми движениями)

Губки разминаем, чтобы улыбались.

(большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу).

Улыбнитесь друг другу.

Фея (педагог дополнительного образования): С таким настроением нам не страшны никакие трудности. И мы с вами отправляемся на главную площадь города, которая называется Звуковая.

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети: На ней звучат разные звуки.

Логопед: А какие бывают звуки?

Дети: Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.

Фея (педагог дополнительного образования): Сейчас в моём городе зима. Хотите услышать зимние звуки?

Дети: Да.

Фея (педагог дополнительного образования): Чтобы их услышать, необходимо закрыть глаза.

(Звучит фонограмма «Зимние звуки»: вьюга, снег хрустит, ветер…).

Дети открывают глаза и называют услышанные звуки.

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, пока вы слушали зимние звуки, что принесла нам метель? (Разноцветные буквы.)

Логопед: Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Ребята, давайте покажем Фее Правильной речи, как мы умеем выделять звуки из слов и давать им характеристику. Для этого каждый из вас сейчас назовёт своё имя, скажет, какой первый звук и возьмёт букву нужного цвета.

Ответы детей: Меня зовут Ира. В моём имени первый звук [И]. Он гласный, поэтому я возьму букву красного цвета.

Меня зовут Никита. В моём имени первый звук [Н’]. Он согласный, мягкий, поэтому я возьму букву зелёного цвета и т.д.

Фея (педагог дополнительного образования): Ребята, нам эти буквы ещё пригодятся. Давайте положим их в мой волшебный сундучок и возьмём с собой. (Дети кладут буквы в сундучок.)

Фея (педагог дополнительного образования): А следующая улица непростая, называется она Слоговая.

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц.

Прилетайте к нам, подружки

Стайки резвые синиц.

Логопед: Ребята, мне кажется, что к нам прилетели не только синицы. Назовите прилетевших птиц.

Дети: Голубь, воробей, ворона, галка, снегирь, синица, сорока, дятел.

Логопед: Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)

- Зимой птицам трудно добывать себе корм. Как вы думаете, чем мы им можем помочь? (Ответы детей.)

Давайте с вами покормим наших птиц. На одной кормушке им не поместиться. Давайте на одну кормушку посадим птиц, в названии которых 2 слога, а на вторую – в названии которых 3 слога.

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая гирлянда на другой стороне улицы.

Фея (педагог дополнительного образования):

Это гирлянда не простая

Она, ребята, слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперёд

Кто слова в гирлянде найдёт.

 

1

Каждый берёт по слогу, который напечатан на слоговой гирлянде, и находит свою пару, чтобы получилось слово (зи-ма, са-ни, ме-тель, мо-роз).

Логопед: Ребята, мы с вами не заметили, как попали на проспект Словарный.

Фея (педагог дополнительного образования): А чем вы любите заниматься зимой?

Дети: Кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки, лепить снеговика.

Фея (педагог дополнительного образования): И я люблю играть в снежки и лепить снеговиков. Посмотрите, какой снеговик у меня получился. (Выставляет картинку с маленьким снеговиком)

Логопед: Ребята, давайте покажем, как мы дружно лепим снеговика.

Физкультминутка: «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

(идут по кругу)

(катят перед собой снежный ком)

(«рисуют» руками большой ком)

(«рисуют» руками три кома)

(широко улыбаются)

(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат метлу)

Фея (педагог дополнительного образования): Какой красивый у вас получился снеговик.

(Выставляет картинку с большим снеговиком.)

Логопед: Ребята, а теперь давайте вместе с Феей поиграем в снежки. Мы будем бросать снежки, и сравнивать двух снеговиков.

Длинный нос - …(короткий нос)

Широкий шарф - …(узкий шарф)

Большое ведро - … (маленькое ведро)

Высокий снеговик - …(низкий снеговик)

Веселый снеговик - …(грустный снеговик)

Худой снеговик -…(толстый снеговик)

Много пуговиц - …(мало пуговиц)

Фея (педагог дополнительного образования): Мне очень понравилось играть с вами, но нам пора отправляться дальше.

Река Буквенная нас ждёт. (Река с льдинками, на которых написаны буквы.)

Ребята, на улице зима, а река не замерзает. Может быть, вы знаете, в чём причина?

Дети: На некоторых льдинках буквы написаны неправильно.

Логопед: Уберите неправильно написанные буквы.

Фея (педагог дополнительного образования): Назовите правильно написанные буквы. (Дети называют буквы)

А теперь распределите льдинки в порядке возрастания. Прочитайте получившееся слово. (Сюрприз.)

- Молодцы, ребята. А вы любите сюрпризы? (Да.)

Вас действительно ждёт впереди сюрприз. Чтобы его увидеть, осталось только перейти на другой берег. Но лёд ещё очень тонкий и хрупкий. Поэтому необходимо построить мост.

Игра «Построй мостик»

Брёвнышки сложите в мостик

И поспешите ко мне в гости.

- Ребята, возьмите каждый по 1-му брёвнышку. А чтобы закрепить их между собой надо вспомнить пословицы и поговорки о зиме. (Каждый называет пословицу или поговорку о зиме и кладёт своё брёвнышко.)

Пословицы и поговорки:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает.

Хороший снежок урожай сбережет.

В зимний холод всякий молод. 

Зима спросит, что летом припасено. 

Солнце на лето, зима на мороз.

Много снега - много хлеба.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь - году начало, зиме - середина.

С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.

Зима без снега – лето без хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Зима снежная – лето дождливое.

У февраля два друга – метель и вьюга.

Зимой морозы, а летом грозы.

Снегирь прилетит – о зиме известит.

(Дети складывают мостик и проходят по нему.)

Фея (педагог дополнительного образования): Ребята, вот мы и добрались до улицы Творческой, где вас ожидает сюрприз. Хотите узнать, какой? (Да) Тогда давайте пройдём и сядем за столы. Обратите внимание, что у вас стоит на столе? (Баночки с водой.) Сейчас это просто баночки с водой. А хотите сделать их волшебными? (Да.) Для этого нам надо будет мелко нарезать дождик, и опустить его в баночки.

Для работы нам понадобятся ножницы. Давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами. (Ответы детей.)

Звучит музыка. Дети выполняют работу.

Фея (педагог дополнительного образования): Ребята, помните, мы с вами в дорогу взяли разноцветные буквы, с которых начинаются ваши имена? Возьмите каждый свою букву и поместите их в волшебные баночки. (Каждая буква с помощью дождика приклеена к крышке от баночки.)

А теперь перевернув баночки, вы увидите долгожданный сюрприз.  Это подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить.

Подведение итогов

Логопед: Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться. Понравился вам Город Красивой речи? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Давайте скажем спасибо Фее Правильной речи за интересное путешествие и такой красивый подарок.

Фея (педагог дополнительного образования): Ребята всего доброго. Говорите всегда правильно и красиво!

Звучит музыка. Дети благодарят Фею и прощаются с ней.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...