План-конспект занятия по обучению грамоте в средней группе на тему «Звук и буква Н»
Задачи:
- Познакомить детей с новым звуком и буквой, интонационно выделять звук «Н» в словах.
- Закрепить понятие «согласный».
- Развивать способность определять месторасположение звуков [Н] и [Н’] в трех позициях: в начале, середине, конце слова.
- Закреплять звуковой анализ слова (НОС).
- Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.
Материал: Картинки демонстрационные (нож, слон, санки); схемы местоположения звука в слове, цветные карандаши, счетные палочки, индивидуальные листы с заданием, цветные карточки (зеленого, синего и красного цветов).
Ход занятия
- Воспитатель загадывает детям загадку:
«Режет, чистит и скоблит
осторожным быть велит»
(Нож.)
- Воспитатель дает характеристику звукам [Н] и [Н’]. При произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Попробуйте закрыть нос пальцами и произнести этот звук. Уточняют артикуляцию звука (губы разомкнуты, между зубами тоненькая щель, язык спрятан за верхними зубами).
Дети доказывают, что это - согласный звук (не тянется и не поется, встречает «преграду» при произношении).
- Игра «Придумай слово со звуком «Н».
- Игра «Подбери картинку к схеме»
*________ ____*____ ________*
На доске три картинки (нож, санки, слон) и три схемы местоположения звука в слове.
Делаем вывод о том, что звук «Н» может находиться в начале, в конце и в середине слова.
- Звук может быть мягким [Н’] и твердым [Н].
Проводиться игра «Синий-зеленый». У каждого ребенка две карточки. Там, где звук звучит твердо, он поднимает синюю карточку. А там, где звук звучит мягко – зеленую. Воспитатель говорит слово, а дети поднимают цветную карточку.
- Физкультминутка:
«Отдых наш – физкультминутка
Занимай свои места
Раз - присели, два – привстали
Руку кверху все подняли
Сели – встали, сели – встали
А потом пустились вскачь
Будто мой любимый мяч».
- Знакомство с буквой Н.
Определяют сходство с лесенкой, «прописывают» в воздухе, складывают из палочек. Пропечатывают букву Н на индивидуальном листе с заданием.
- Звуковой анализ слова НОС (в слове слог, три буквы, три звука). Дети анализируют каждый звук и обозначают его цветным карандашом.
- Проводится рефлексия занятия
а) с каким звуком познакомились, какой это звук – гласный или согласный
б) в каком месте слова может находиться звук (начале, середине, конце слова)
в) в чем различие твердого и мягкого согласного звука [Н] и [Н’].
г) с какой буквой познакомились, на что она похожа.
Читайте также |
---|
Воспитание маленького гражданина
Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!»