Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на тему: «Посуда»
(Для детей 6-7 лет)
Программные задачи:
- Развивать связную речь, учить образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа; понимать предлоги: на, в, за, с, под. Составлять сравнительные рассказы.
- Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность.
- Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, технику выполнения. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.
Предварительная работа:
- Рассматривание предметных картинок с изображением посуды.
- Дифференциация посуды по принадлежности (кухонная, столовая, чайная, кофейная).
- Рассматривание предметов посуды с хохломской росписью.
- Прорисовывание элементов росписи.
Оборудование и материал: предметы посуды – столовой, кухонной, чайной; декоративная тарелка с хохломской росписью; бумажные формы посуды, гуашь, кисти.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно:
«Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь – разобьюсь?»
Как вы думаете, что это?
Дети: Это посуда.
(Звучит музыка – звон колокольчиков.)
Воспитатель: «Что за звон – перезвон
Слышится со всех сторон:
И стеклянный, и хрустальный,
Приглушенный, деревянный.
Это с выставки посуды.
Поспешим скорей туда!
Настоящее ждет чудо
И тебя и меня!»
(Автор Печерская С.М.)
Подходят к столу, на котором выставлена посуда.
Воспитатель: Вот это выставка. Рассмотрите всё внимательно и назовите предметы кухонной посуды.
Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, миска, сито.
Воспитатель: Из чего сделана кухонная посуда?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что в кухонной посуде варят, жарят, готовят еду, и она должна быть прочной.
Воспитатель: Назовите предметы столовой посуды.
Дети: Глубокая тарелка, мелкая тарелка, салатник.
Воспитатель: Из чего сделана столовая посуда?
Дети: Столовая посуда сделана из фарфора.
Воспитатель: Назовите предметы чайной посуды?
Дети: Чайник для заварки, чашка, блюдце, молочник, сахарница.
Воспитатель: А теперь давайте сравним миску и тарелку.
(Ребенок составляет сравнительный рассказ).
Воспитатель: А теперь чашку и стакан.
(Другой ребенок составляет сравнительный рассказ.)
Воспитатель: Придумайте о посуде описательные загадки.
(По выбору детей две загадки о любой посуде.)
Дети, давайте покажем, как движениями можно изобразить посуду.
Гимнастика.
- Чашка (улыбнуться).
- Миска (покачать головой).
- Сахарница (облизать губы и кивнуть).
- Чайник для заварки (надуть щёки и с силой выпустить воздух).
- Кофейник («налить» - наклоны в стороны).
Воспитатель: Ребята, а мы ещё с вами не назвали интересные предметы посуды, которые находятся на этой выставке. Я буду называть продукт, а вы скажите куда его кладут.
Воспитатель – Дети:
Сухари кладут – (в сухарницу).
Хлеб кладут – (в хлебницу).
Селёдку кладут – (в селёдочницу).
Конфеты кладут – (в конфетницу).
Соль насыпают – (в солонку).
Перец насыпают – (в перечницу).
Воспитатель: Давайте приготовим посуду для чая.
Задание.
- Поставь на середину подноса чайник для заварки.
- Справа от чайника для заварки поставь чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)
- Куда ты поставил чайную чашку? (Ответ ребенка.)
- Поставь чайное блюдце под чайную чашку. (Выполняет другой ребенок.)
- Куда поставила блюдце? (Ответ ребенка.)
- Поставь молочник за сахарницу. (Выполняет другой ребенок.)
- Куда ты поставил молочник? (Ответ ребенка.)
- Положи чайную ложку в чашку. (Выполняет другой ребенок.)
- Куда ты положил чайную ложку? (Ответ ребенка.)
В выполнении задания принимают участие все дети.
Воспитатель: Дети, а какой посуды на выставке много?
Дети: Много чашек. Много ложек. Много тарелок.
Воспитатель: А вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть. Давайте присядем и я вам расскажу интересную историю.
Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?
(Предположения детей.)
И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?
(Предположения детей.)
Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?
(Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.)
У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы. Тарелки делают даже из золота и серебра.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какую красивую тарелку я вам принесла.
(Декоративная тарелка с хохломской росписью.)
- Как вы думаете, из этой тарелки едят? (Ответы детей.)
- Такая тарелка называется декоративной, и её сделали для украшения дома.
- Как называется роспись на этой тарелке? (Хохломская.)
- Почему вы так думаете? (Фон черный и роспись выполнена тремя цветами: золотистый, красный и зеленый.)
- А как называются основные элементы хохломской росписи? (Завиток.)
- На что он похож? (На изогнутую веточку.)
- Ещё какие элементы используют в хохломской росписи? (Ягоды.)
- Какие ягоды? (Клубника, рябина, вишня, брусника, крыжовник.)
- А что ещё? (Листья.)
- Как называются листья в росписи? (Кудрина.)
- Очень красивые изделия хохломских мастеров. А вы хотите стать мастерами хохломской росписи? Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед тем как приступить к работе, разогреем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
«Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок – на кулачок,
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел».
(Автор Лопухина И.С.)
Воспитатель: Вот и подготовили пальчики. Что будет расписывать Саша? А Женя? И т.д.
(Дети выбирают бумажные формы посуды для росписи.)
- Возьмите правильно кисти, покажите, как вы их держите. Не забывайте, что рисовать надо концом кисти. Приступайте к работе.
Дети расписывают тонированные формы.
- Какие красивые работы у вас получились. А как же мы назовём нашу выставку?
(«Золотая хохлома», «Сказочная хохлома», «Солнечная хохлома».)
- Ваши работы получились яркими, как будто солнышко играет на вашей посуде.
Релаксация «Солнечные лучики».
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Положите свои ладошки на мою ладонь. Чувствуете тепло? Закройте глаза, представьте, что вы – «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передает своим лучикам, а вы поделитесь этой добротой и теплом друг с другом и с теми, кто вас окружает. Откройте глаза. Обнимитесь. Вы у меня просто молодцы!
Образцы посуды с хохломской росписью
(Фотоматериалы из личного архива Печерской С.М.)
Читайте также |
---|
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…
Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...