Занятие. Тема: «Воздух - невидимка»
Наименование интегрированной деятельности: познавательно-игровая.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1. Задачи ОО «Познавательное развитие»:
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;
- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;
- закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.
2. Задачи ОО «Речевое развитие»:
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. - развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи; - практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. Задачи ОО «Физическое развитие»:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Задачи ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
5. Задачи ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- продолжать формировать умение детей выполнять движения в характере музыки,
- развивать творчество в свободной танцевальной деятельности.
Методы и приёмы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты); - наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Материалы и оборудование:
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: коробка – посылка, воздушный шар, пластиковая бутылка, ёмкости с горячей и холодной водой, карточки схемы с описанием опытов и свойствами воздуха.
Раздаточный: ёмкости (контейнеры из прозрачного пластика) с водой и пластиковые стаканы (0, 2 л), стеклянные баночки (0,2 л), листы бумаги, салфетки, трубочки - соломинки, веера из бумаги, капсулы от киндер – сюрпризов пустые и с различными запахами (лимон, чеснок, кофе, зубная паста, ванилин и т.д.), зубочистки, целлофановые пакеты большого объёма, духовые музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки); ленты, воздушные шары, «светофорчики» - пособия для демонстрации своего решения, набор перьев на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой;
- чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», рассказа Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);
- заучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»), стихотворения Н. Красильникова «Доброе утро»;
- рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром.
Оборудование: CD - проигрыватель, CD – диск с записью музыкально-ритмической композиции «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц», спецодежда для детей – белые халаты; магнитная доска, магниты.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Вид деятельности ОО «Познавательное развитие»: познавательно - игровая Разновидность: игра – эксперимент, исследование.
|
Создается игровая ситуация: дети отправляются в научную лабораторию. Дети участвуют в проведении экспериментов, в процессе обсуждения (рассуждения), делают выводы о свойствах воздуха |
Вид деятельности ОО «Речевое развитие»: коммуникативная Разновидность: информационное взаимодействие,
восприятие художественной литературы
|
Общение с воспитателем и детьми в ходе занятия, словарь обогащается новыми понятиями, связанными с физическими и химическими свойствами воздуха. Чтение стихотворения, чтение экологической сказки В. Сухомлинского «Весенний ветер». Отгадывание загадок. |
Вид деятельности ОО «Физическое развитие»: двигательно-игровая Разновидность: физкультурные минутки
|
Музыкально-ритмическая композиция «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц» на развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений, |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Группа преобразована в «научную лабораторию». Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра. |
Здороваются с гостями, читают стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро». | Дети проявляют доброжелательность, приветливость; сформировано представление о культуре поведения, порядке и способах приветствия старших. |
2. | Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года? Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения. Воспитатель предлагает поиграть в игру «горячо-холодно» и найти коробку с объектом для сегодняшнего исследовании. |
Принимают игровую ситуацию. Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Вспоминают, что экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое. Ориентируясь на словесные указания, находят в группе коробку |
Сформировано умение внимательно слушать; отвечать полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...»; развито умение высказываться по предложенной теме из личного опыта, делиться впечатлениями со взрослым и сверстниками. Развито умение ориентироваться в помещении группы, внимательно слушают словесные инструкции |
3. | Воспитатель: «Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?» Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку - подсказку: «Я такой большой, что я есть везде, я такой маленький, что могу пролезть в любую щель». Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух». Предлагает рассмотреть схему со свойствами воздуха. Подводит детей к размышлению: «Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы. Может его вообще не существует?» Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы?» Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?» |
Дети проявляют активность, заинтересованность, Отгадывают загадку. Вспоминают и называют по схематическим изображениям свойства воздуха. Выказывают активное желание принять участие в исследовании свойств воздуха. |
Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, развито логическое мышление, сформировано умение аргументировать свой вариант отгадки, свой ответ.
Проявляют познавательную активность, любознательность. |
4. | Опыт 1. (Поймаем воздух) Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: В пакете ничего нет, он пустой. Воспитатель.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Воспитатель.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? Дети: Из пакета выходит воздух. Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел. Воспитатель.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Подводит детей к самостоятельному выводу . Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по первому эксперименту. |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. | У детей сформировано умение выполнять действия по словесному указанию, сформировано умение делать логические выводы и умозаключения. |
5. | Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха) Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? - Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. Воспитатель: Какой делаем вывод? (Вывод: когда воздух движется, получается ветер.) Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над пёрышком. Почему пёрышко движется? Устроим настоящий ураган? (дети машут веерами над цветными пёрышками. Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться пёрышко. Что показал наш опыт? (опыт показывает, что ветер – это движение воздуха) Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по второму эксперименту. |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха. | |
6. | Воспитатель предлагает поиграть в игру «ветерок»: Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения. Во время выполнения движений воспитатель рассказывает сказку В. Сухомлинского «Весенний ветер». |
Дети двигаются с лентами под композицию «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц» |
Сформировано умение двигаться ритмично, в характере музыки. Заканчивают движение вместе с окончанием звучания композиции, проявляют творчество, способность к импровизации в процессе танца. Выполняют движения красиво, грациозно. |
7. | Опыт 3. (Воздух легче воды) Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоят контейнеры с водой и приготовлены капсулы от киндер – сюрпризов. Предлагает опустить капсулы в воду и понаблюдать за ними. Подводит детей к выводу. Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по третьему эксперименту. |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Внутри капсул есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды. Воздух легче воды. |
Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, |
8. | Опыт 4. (Воздух занимает место) Воспитатель: «Возьмите баночку , внутри которой находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните банку вверх дном и медленно опускайте её в контейнер с водой. Банку надо держать прямо. Продолжайте погружать банку в воду, пока она не коснется дна. Затем достаньте банку из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду. А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги». Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по четвёртому эксперименту. |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Делают вывод: в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду. | Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, |
8. |
Опыт 5. (Воздух в человеке)
Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?» Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»? |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух». Дети: «Нет, без воздуха человек умрет». Вывод: «Человек не может жить без воздуха».
|
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, |
9. |
Опыт 6. (Воздух можно услышать) |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Дети: Он внутри шариков. Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. |
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, |
10. | Опыт 7. (Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается) Воспитатель демонстрирует детям опыт: воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Воспитатель: Что вы видите? Воспитатель: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите? Воспитатель: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся. Подводит детей к самостоятельному выводу. Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по шестому эксперименту |
Внимательно наблюдают за ходом эксперимента, проявляют заинтересованность, отвечают на вопросы. Дети: Шарик надулся, а почему? Дети: Шарик сдулся, почему? Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. |
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, |
11. | Опыт 5 (Воздух не имеет запаха) Воспитатель: Мы с вами уже знаем, если воздух чистый, то он не имеет запаха. Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.) Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? |
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. |
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Умеют определять и называть вещества по запаху. |
Игра «Условные знаки»
Воспитатель: С помощью «светофорчиков» мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
|
Принимают и понимают условия игры. | Дети внимательны, у них сформированы и закреплены представления о воздухе, его свойствах. | |
10. | Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного». |
Дети проявляют эмоциональный отклик. | Выказывают желание участвовать в дальнейших экспериментах, узнавать новое. Они уверены в своих силах. |
Приложение:
Приветствие:
Н. Красильников «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Загадки о воздухе.
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, но всё же без него мы жить не сможем.
В.Сухомлинский «Весенний Ветер»
Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.
Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.
- Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.
- Да где же она - весна? - спросил Клён.
- Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.
Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт весна-красна.
Читайте также |
---|
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»