Занятие. Тема: «Воздух - невидимка»

 

Наименование интегрированной деятельности: познавательно-игровая.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

1. Задачи ОО «Познавательное развитие»:

- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;

- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;

- закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.

2. Задачи ОО «Речевое развитие»:

- развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. - развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи; - практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3. Задачи ОО «Физическое развитие»:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

4. Задачи ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.

5. Задачи ОО «Художественно – эстетическое развитие»

- продолжать формировать умение детей выполнять движения в характере музыки,

- развивать творчество в свободной танцевальной деятельности.

Методы и приёмы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения);

- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты); - наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Материалы и оборудование:

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: коробка – посылка, воздушный шар, пластиковая бутылка, ёмкости с горячей и холодной водой, карточки схемы с описанием опытов и свойствами воздуха.

Раздаточный: ёмкости (контейнеры из прозрачного пластика) с водой и пластиковые стаканы (0, 2 л), стеклянные баночки (0,2 л), листы бумаги, салфетки, трубочки - соломинки, веера из бумаги, капсулы от киндер – сюрпризов пустые и с различными запахами (лимон, чеснок, кофе, зубная паста, ванилин и т.д.), зубочистки, целлофановые пакеты большого объёма, духовые музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки); ленты, воздушные шары, «светофорчики» - пособия для демонстрации своего решения, набор перьев на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

- занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой;

- чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», рассказа Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);

- заучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»), стихотворения Н. Красильникова «Доброе утро»;

- рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром.

Оборудование: CD - проигрыватель, CD – диск с записью музыкально-ритмической композиции «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц», спецодежда для детей – белые халаты; магнитная доска, магниты.

 

Формы организации совместной деятельности:

 

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Вид деятельности ОО «Познавательное развитие»: познавательно - игровая
Разновидность: игра – эксперимент,
исследование.
Создается игровая ситуация: дети отправляются в научную лабораторию.
Дети участвуют в проведении экспериментов, в процессе обсуждения (рассуждения), делают выводы о свойствах воздуха
Вид деятельности ОО «Речевое развитие»: коммуникативная Разновидность:
информационное взаимодействие,
восприятие художественной литературы
Общение с воспитателем и детьми в ходе занятия, словарь обогащается новыми понятиями, связанными с физическими и химическими свойствами воздуха.
Чтение стихотворения, чтение экологической сказки В. Сухомлинского «Весенний ветер». Отгадывание загадок.
Вид деятельности ОО «Физическое развитие»:
двигательно-игровая
Разновидность:
физкультурные минутки
Музыкально-ритмическая композиция «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц» на развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений,

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Группа преобразована в «научную лабораторию». Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.
Здороваются с гостями, читают стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро». Дети проявляют доброжелательность, приветливость; сформировано представление о культуре поведения, порядке и способах приветствия старших.
2. Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «горячо-холодно» и найти коробку с объектом для сегодняшнего исследовании.
Принимают игровую ситуацию. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Вспоминают, что экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.




Ориентируясь на словесные указания, находят в группе коробку
Сформировано умение внимательно слушать; отвечать полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...»; развито умение высказываться по предложенной теме из личного опыта, делиться впечатлениями со взрослым и сверстниками.

Развито умение ориентироваться в помещении группы, внимательно слушают словесные инструкции
3. Воспитатель:
«Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?»
Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку - подсказку:
«Я такой большой, что я есть везде, я такой маленький, что могу пролезть в любую щель».

Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух».
Предлагает рассмотреть схему со свойствами воздуха. Подводит детей к размышлению:
«Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы. Может его вообще не существует?»
Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы?»
Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?»
Дети проявляют активность, заинтересованность,








Отгадывают загадку.


Вспоминают и называют по схематическим изображениям свойства воздуха.



Выказывают активное желание принять участие в исследовании свойств воздуха.

Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, развито логическое мышление, сформировано умение аргументировать свой вариант отгадки, свой ответ.





 

Проявляют познавательную активность, любознательность.




Закреплены правила безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.

4. Опыт 1. (Поймаем воздух)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Подводит детей к самостоятельному выводу .
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по первому эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. У детей сформировано умение выполнять действия по словесному указанию, сформировано умение делать логические выводы и умозаключения.
5. Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
(Вывод: когда воздух движется, получается ветер.)
Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над пёрышком. Почему пёрышко движется? Устроим настоящий ураган? (дети машут веерами над цветными пёрышками.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться пёрышко. Что показал наш опыт? (опыт показывает, что ветер – это движение воздуха)
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по второму эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.
6. Воспитатель предлагает поиграть в игру «ветерок»: Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Во время выполнения движений воспитатель рассказывает сказку В. Сухомлинского «Весенний ветер».
Дети двигаются с лентами под композицию «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц»

Сформировано умение двигаться ритмично, в характере музыки. Заканчивают движение вместе с окончанием звучания композиции, проявляют творчество, способность к импровизации в процессе танца. Выполняют движения красиво, грациозно.
7. Опыт 3. (Воздух легче воды)
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоят контейнеры с водой и приготовлены капсулы от киндер – сюрпризов. Предлагает опустить капсулы в воду и понаблюдать за ними. Подводит детей к выводу.
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по третьему эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Внутри капсул есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Воздух легче воды. 
Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
8. Опыт 4. (Воздух занимает место)
Воспитатель: «Возьмите баночку , внутри которой находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните банку вверх дном и медленно опускайте её в контейнер с водой. Банку надо держать прямо. Продолжайте погружать банку в воду, пока она не коснется дна. Затем достаньте банку из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги». Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по четвёртому эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Делают вывод: в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду. Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
8.
Опыт 5. (Воздух в человеке)

Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?»

Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?»


Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»?

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.




Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».
Дети: «Нет, без воздуха человек умрет».
Вывод: «Человек не может жить без воздуха».
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
9.

Опыт 6. (Воздух можно услышать)
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.
Дети: Он внутри шариков.

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
10. Опыт 7. (Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается)
Воспитатель демонстрирует детям опыт: воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду.
Воспитатель: Что вы видите?
Воспитатель: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Подводит детей к самостоятельному выводу. Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по шестому эксперименту

Внимательно наблюдают за ходом эксперимента, проявляют заинтересованность, отвечают на вопросы.

Дети: Шарик надулся, а почему?


Дети: Шарик сдулся, почему?
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
11. Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.






Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Умеют определять и называть вещества по запаху.
 
Игра «Условные знаки»
Воспитатель: С помощью «светофорчиков» мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
  • Воздух окружает нас со всех сторон.
  • Воздух можно услышать.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
  • Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
  • Человек может жить без воздуха.
  • Ветер – это движение воздуха.
  • Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
  • Воздух может двигать предметы.
  • Воздух тяжелее воды.
Принимают и понимают условия игры. Дети внимательны, у них сформированы и закреплены представления о воздухе, его свойствах.
10. Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».
Дети проявляют эмоциональный отклик. Выказывают желание участвовать в дальнейших экспериментах, узнавать новое. Они уверены в своих силах.

 

Приложение:

Приветствие:

Н. Красильников «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Загадки о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, но всё же без него мы жить не сможем.

В.Сухомлинский «Весенний Ветер»

Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.

Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.

- Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.

- Да где же она - весна? - спросил Клён.

- Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.

Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт весна-красна.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Читайте также

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в…

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в школу собирайтесь!»