Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Семья – основа счастья»
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: Познание.
Непосредственно образовательная деятельность: «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Цель: Формировать представления о семье, как о родных людях, которые живут рядом, заботятся друг о друге.
Задачи:
- углублять представления о семье, ее членах, родственных отношениях;
- формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем;
- формировать первичные гендерные представления.
Образовательная область «Познание»
- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
- развивать умение сравнивать предметы по двум признакам;
- закреплять умения использовать в речи понятия, обозначающие размерные отношения;
- закреплять знание цвета, формы.
Образовательная область «Коммуникация»
- пополнять и активизировать словарь по теме «Семья»;
- закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- развивать связную речь, учить детей составлять рассказ с опорой на схему, личный опыт.
Образовательная область «Социализация»
- формировать умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
- воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, желание заботиться о них;
- развивать чувство гордости за свою семью.
Образовательная область «Физическая культура»
- упражнять в перебрасывании мяча друг другу;
- согласовывать общеразвивающие упражнения с текстом.
Образовательная область: «Художественное творчество»
- совершенствовать умения создавать коллективное аппликативное изображение солнца;
- закрепить навыки аккуратного наклеивания;
- поощрять проявления активности и творчества.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: изображение домика, круги красного и синего цвета разного размера, мяч, картинки для игры «Собери цепочку», плакат с изображением солнца без лучиков, доска магнитная, магниты.
Раздаточный материал: кружки синего и красного цвета разного размера, домики, заготовки "ладошек" на каждого ребенка, ножницы, клей, салфетки;
медальоны «Дружная семья» для вручения детям.
Предварительная работа:
- сюжетно – ролевая игра: «Семья»;
- беседы с детьми на темы «Я и мой дом», «Моя семья», «Если бы у меня была волшебная палочка...», «Про добрые дела», «Мои родители»;
- «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;
- чтение произведений Л. Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Т. Габбе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама»; Б.Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья»;
- беседа родителей с ребенком о семье, с целью получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младший в семье?»;
- изготовление "ладошек " из цветной бумаги.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. (Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и вместе с педагогом проговаривают слова игрового упражнения "Улыбка")
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы, и ты, и я.
Мы с тобой одна семья!
(В конце стихотворения свести руки к центру круга.)
Воспитатель: И с таким замечательным настроением я приглашаю вас в гости к мальчику Пете.
Ребята, проходите, присаживайтесь на стульчики, спинки прямые, ножки вместе.
(Дети рассаживаются на стульчики перед доской.)
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам про мальчика Петю и его семью. А вы будете мне помогать. В этом красивом доме живет мальчик Петя (воспитатель обращает внимание детей на изображение дома и выкладывает кружок синего цвета) вместе со своей сестричкой (кружок такого же размера красного цвета), папой (кружок большего размера синего цвета) имамой (красный кружок большего размера).
Воспитатель: Как вы думаете, почему я взяла круги большего размера?
Лиза: Потому что мама и папа большие.
Гена: Потому что они старше.
Воспитатель: Правильно, потому что они старше детей.
А еще у Пети есть бабушки и дедушки. Как вы думаете, какие кружки мне взять по размеру: больше или меньше?
Савва: Больше.
Егор: Больше всех.
Воспитатель: Почему?
Соня: Потому что бабушки и дедушки большие, старенькие.
Полина: Потому что они старше всех в семье.
Воспитатель:Верно, а кем являются бабушка и дедушка для ваших родителей?
Кирилл: Это мамины мама и папа.
Лера: Это мамины и папины родители.
Воспитатель: (выкладывает кружки) Правильно, это - бабушка – мамина мама, а это - бабушка – папина мама.
Воспитатель: А каким цветом обозначить дедушек?
Дети: Синим цветом.
Воспитатель: Да, это - дедушка – мамин папа. А это - папин папа. (Воспитатель выкладывает 2 больших кружка синего цвета).
Жили они все вместе дружно, заботились друг о друге. Как назвать всех этих людей одним словом?
Дети: Родственники.
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно - семья. Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы ещё забыли? (обращает внимание детей на окно чердака, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья?
Егор: Да, это тоже семья.
Соня: Нет. Это животное.
Лиза:Да, это тоже семья, потому что Мурка живет с Петей, и он ее любит.
Есения: Все равно, кошка не может быть членом семьи, потому что кошка - это животное.
Воспитатель: Правильно, кошка - это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что означает слово "семья".
Гена: Это люди, которые живут вместе.
Полина: Это родные люди, которые живут вместе.
Воспитатель: Правильно, семья это родные люди, которые живут вместе.
Как вы думаете, зачем нужна семья?
Есения: Чтобы помогать друг другу.
Кирилл: Заботиться друг о друге.
Дима: Растить и воспитывать детей.
Елесей: Заботиться о старших.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам заселить свои домики. В этом вам помогут схемы – подсказки. Давайте еще раз повторим, кого обозначим самыми маленькими кружочками?
Дети: Детей.
Воспитатель: А кружками большего размера?
Дети: Обозначим маму и папу.
Воспитатель: А бабушек и дедушек как вы обозначите?
Дети: Самыми большими кружками.
Воспитатель: Ребята, а кто догадался, кого обозначим синим цветом?
Дети:Мальчиков, пап, дедушек.
Воспитатель: А девочек, мам, бабушек?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю пройти за столы и составить схему своей семьи.
(Дети садятся за столы и выкладывают схемы своих семей в домиках).
Воспитатель: Молодцы, все справились. Расскажите про свою семью по схеме.
Есения: Я живу с мамой Викторией Вадимовной и папой Денисом Валентиновичем. У меня есть старшая сестра. Сестру зовут Саша. Я очень всех люблю.
Соня: У меня большая семья. Я живу с мамой, папой, бабушкой и старшим братом.. Семья у нас дружная.
Воспитатель:Кто самый старший в вашей семье?
Соня: Бабушка Надя.
Савва: Я живу с мамой и бабушкой. Моя семья маленькая. Я всех очень люблю.
Воспитатель:Молодцы, ребята. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, заботятся друг о друге. А теперь давайте отдохнем и сделаем «Семейную зарядку». Ребята, выходите на ковер, вставайте в круг (встают в круг на ковре).
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, (шагают друг за другом)
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку (встают в круг)
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз),
Папа бодро приседает (приседания),
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом),
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головой в стороны).
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на ковер (дети садятся на ковер).
Вы любите своих родных?
Кирилл: Да.
Гена: Очень-очень.
Воспитатель: Почему?
Лиза: Потому что они добрые.
Поля: Ласковые.
Соня: Заботливые.
Егор: Потому что они моя семья.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру c мячом «Назови ласково». Как называешь свою маму ласково? (Воспитатель бросает мяч Поле)
Полина: Мамочка, мамуля. (После ответа на вопрос ребенок бросает мяч назад воспитателю.)
Воспитатель: А как ты называешь своего папу ласково?
Лиза: Папочка, папуля.
Воспитатель: Как называют бабушку?
Лера: Бабуля, бабулечка.
Воспитатель: Дедушку?
Есения: Дедуля, дедулечка.
Воспитатель: Сына?
Егор: Сынок, сыночек.
Воспитатель: Дочь?
Соня: Дочка, доченька.
Воспитатель: Сестру?
Дима: Сестричка, сестренка.
Воспитатель: Внук?
Полина: Внучек, внучок.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель:Кто в вашей семье самый старший?
Дети: Бабушка, дедушка.
Полина: А у меня есть прабабушка.
Воспитатель: А кто это – прабабушка?
Полина: Это просто старенькая бабушка.
Воспитатель: Прабабушка - это мама вашей бабушки или вашего дедушки.
А кого мы тогда называем прадедушкой.
Гена: Папу нашей бабушки или нашего дедушки.
Воспитатель: А всегда ли они были старыми?
Елесей: Нет, бабушка, и дедушка раньше были молодыми.
Егор: И маленькими детками.
Воспитатель:Сейчас я вам предлагаю пройти к столу и составить «цепочки времени», для этого нужно разложить картинки по порядку: от младенца до дедушки или бабушки. Девочки покажут, кем была раньше бабушка.
А мальчики – дедушка.
(Дети подходят к столам и раскладывают картинки согласно возрасту.)
Девочки:Младенец – дошкольница – школьница – мама – бабушка.
Мальчики:Младенец – дошкольник – школьник – папа – дедушка.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно составили "цепочку времени". А если мы объединим все эти картинки вместе, что у нас получится? Посмотрите и скажите, как можно назвать всех этих людей одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в каждой семье у всех было радостное настроение?
Егор: Нельзя обижать никого.
Полина: Не надо ни с кем ссориться.
Лиза: Надо всем помогать.
Соня: Надо дарить подарки.
Кирилл: Надо любить друг друга.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне (дети встают полукругом перед воспитателем). Улыбнитесь друг другу. Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Будьте внимательны, игра уже начинается!
Как показать мимикой лица радость?
(дети показывают эмоцию – «радость».)
Воспитатель: Какое выражение лица бывает у ваших родных, когда они огорчаются? (дети показывают эмоцию – «огорчение»).
Воспитатель: А теперь внимание, я буду называть ситуации, а вы должны определить и показать мимикой обрадуются или огорчатся ваши родители.
Первая ситуация:
- Представьте, вы нарисовали красивую картинку (дети показывают радость).
Вторая ситуация:
- Подрались с другом (огорчение).
Третья ситуация:
- Съели всю кашу (радость).
Четвёртая ситуация:
- Порвали книгу (огорчение).
Пятая ситуация:
- На прогулке испачкали куртку (огорчение).
Ещё одна ситуация:
- Убрали игрушки на место (радость).
Воспитатель: Ребята, я желаю вам, чтобы в ваших семьях всегда было хорошее, радостное настроение, что бы ваши близкие всегда улыбались. Мы сейчас с вами сделаем волшебное солнышко. Вот оно (на доске прикреплено изображение солнца без лучиков). А лучиками станут вырезанные из бумаги ваши "ладошки". Подойдите к столу, аккуратно смажьте их клеем и наклейте вокруг солнышка (дети по очереди подходят к доске и наклеивают "ладошку" вокруг солнышка). Вот какое лучистое солнышко у нас получилось, глядя на него, так и хочется улыбнуться.
Лиза: Наши мамы придут, увидят наше солнышко и улыбнутся.
Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка тепла от нашего солнышка осталась с вами, в ваших семьях, поэтому хочу подарить вам медальоны с надписью "Дружная семья". (Воспитатель дарит медальоны детям).
Приносите своим родным людям только радость и никогда не расстраивайте их. Как хорошо, когда у человека есть дружная, счастливая семья!
Читайте также |
---|
Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…
Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...
Интерактивная игра как средство развития ребенка
Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...