Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Семья – основа счастья»

 

 

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: Познание.

Непосредственно образовательная деятельность: «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель: Формировать представления о семье, как о родных людях, которые живут рядом, заботятся друг о друге.

Задачи:

  • углублять представления о семье, ее членах, родственных отношениях;
  • формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем;
  • формировать первичные гендерные представления.

Образовательная область «Познание»

  • формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
  • развивать умение сравнивать предметы по двум признакам;
  • закреплять умения использовать в речи понятия, обозначающие размерные отношения;
  • закреплять знание цвета, формы.

Образовательная область «Коммуникация»

  • пополнять и активизировать словарь по теме «Семья»;
  • закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • развивать связную речь, учить детей составлять рассказ с опорой на схему, личный опыт.

Образовательная область «Социализация»

  • формировать умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
  • воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, желание заботиться о них;
  • развивать чувство гордости за свою семью.

Образовательная область «Физическая культура»

  • упражнять в перебрасывании мяча друг другу;
  • согласовывать общеразвивающие упражнения с текстом.

Образовательная область: «Художественное творчество»

  • совершенствовать умения создавать коллективное аппликативное изображение солнца;
  • закрепить навыки аккуратного наклеивания;
  • поощрять проявления активности и творчества.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: изображение домика, круги красного и синего цвета разного размера, мяч, картинки для игры «Собери цепочку», плакат с изображением солнца без лучиков, доска магнитная, магниты.

Раздаточный материал: кружки синего и красного цвета разного размера, домики, заготовки "ладошек" на каждого ребенка, ножницы, клей, салфетки;

медальоны «Дружная семья» для вручения детям.

Предварительная работа:

  • сюжетно – ролевая игра: «Семья»;
  • беседы с детьми на темы «Я и мой дом», «Моя семья», «Если бы у меня была волшебная палочка...», «Про добрые дела», «Мои родители»;
  • «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;
  • чтение произведений Л. Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Т. Габбе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама»; Б.Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья»;
  • беседа родителей с ребенком о семье, с целью получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младший в семье?»;
  • изготовление "ладошек " из цветной бумаги.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. (Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и вместе с педагогом проговаривают слова игрового упражнения "Улыбка")

Улыбнись тому, кто слева,

Улыбнись тому, кто справа.

Вот и мы, и ты, и я.

Мы с тобой одна семья!

(В конце стихотворения свести руки к центру круга.)

Воспитатель: И с таким замечательным настроением я приглашаю вас в гости к мальчику Пете.

Ребята, проходите, присаживайтесь на стульчики, спинки прямые, ножки вместе.

(Дети рассаживаются на стульчики перед доской.)

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам про мальчика Петю и его семью. А вы будете мне помогать. В этом красивом доме живет мальчик Петя (воспитатель обращает внимание детей на изображение дома и выкладывает кружок синего цвета) вместе со своей сестричкой (кружок такого же размера красного цвета), папой (кружок большего размера синего цвета) имамой (красный кружок большего размера).

Воспитатель: Как вы думаете, почему я взяла круги большего размера?

Лиза: Потому что мама и папа большие.

Гена: Потому что они старше.

Воспитатель: Правильно, потому что они старше детей.

А еще у Пети есть бабушки и дедушки. Как вы думаете, какие кружки мне взять по размеру: больше или меньше?

Савва: Больше.

Егор: Больше всех.

Воспитатель: Почему?

Соня: Потому что бабушки и дедушки большие, старенькие.

Полина: Потому что они старше всех в семье.

Воспитатель:Верно, а кем являются бабушка и дедушка для ваших родителей?

Кирилл: Это мамины мама и папа.

Лера: Это мамины и папины родители.

Воспитатель: (выкладывает кружки) Правильно, это - бабушка – мамина мама, а это - бабушка – папина мама.

Воспитатель: А каким цветом обозначить дедушек?

Дети: Синим цветом.

Воспитатель: Да, это - дедушка – мамин папа. А это - папин папа. (Воспитатель выкладывает 2 больших кружка синего цвета).

Жили они все вместе дружно, заботились друг о друге. Как назвать всех этих людей одним словом?

Дети: Родственники.

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно - семья. Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы ещё забыли? (обращает внимание детей на окно чердака, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья?

Егор: Да, это тоже семья.

Соня: Нет. Это животное.

Лиза:Да, это тоже семья, потому что Мурка живет с Петей, и он ее любит.

Есения: Все равно, кошка не может быть членом семьи, потому что кошка - это животное.

Воспитатель: Правильно, кошка - это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что означает слово "семья".

Гена: Это люди, которые живут вместе.

Полина: Это родные люди, которые живут вместе.

Воспитатель: Правильно, семья это родные люди, которые живут вместе.

Как вы думаете, зачем нужна семья?

Есения: Чтобы помогать друг другу.

Кирилл: Заботиться друг о друге.

Дима: Растить и воспитывать детей.

Елесей: Заботиться о старших.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам заселить свои домики. В этом вам помогут схемы – подсказки. Давайте еще раз повторим, кого обозначим самыми маленькими кружочками?

Дети: Детей.

Воспитатель: А кружками большего размера?

Дети: Обозначим маму и папу.

Воспитатель: А бабушек и дедушек как вы обозначите?

Дети: Самыми большими кружками.

Воспитатель: Ребята, а кто догадался, кого обозначим синим цветом?

Дети:Мальчиков, пап, дедушек.

Воспитатель: А девочек, мам, бабушек?

Дети: Красным цветом.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю пройти за столы и составить схему своей семьи.

(Дети садятся за столы и выкладывают схемы своих семей в домиках).

Воспитатель: Молодцы, все справились. Расскажите про свою семью по схеме.

Есения: Я живу с мамой Викторией Вадимовной и папой Денисом Валентиновичем. У меня есть старшая сестра. Сестру зовут Саша. Я очень всех люблю.

Соня: У меня большая семья. Я живу с мамой, папой, бабушкой и старшим братом.. Семья у нас дружная.

Воспитатель:Кто самый старший в вашей семье?

Соня: Бабушка Надя.

Савва: Я живу с мамой и бабушкой. Моя семья маленькая. Я всех очень люблю.

Воспитатель:Молодцы, ребята. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, заботятся друг о друге. А теперь давайте отдохнем и сделаем «Семейную зарядку». Ребята, выходите на ковер, вставайте в круг (встают в круг на ковре).

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, (шагают друг за другом)

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку (встают в круг)

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз),

Папа бодро приседает (приседания),

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом),

А я сам бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (наклоны головой в стороны).

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на ковер (дети садятся на ковер).

Вы любите своих родных?

Кирилл: Да.

Гена: Очень-очень.

Воспитатель: Почему?

Лиза: Потому что они добрые.

Поля: Ласковые.

Соня: Заботливые.

Егор: Потому что они моя семья.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру c мячом «Назови ласково». Как называешь свою маму ласково? (Воспитатель бросает мяч Поле)

Полина: Мамочка, мамуля. (После ответа на вопрос ребенок бросает мяч назад воспитателю.)

Воспитатель: А как ты называешь своего папу ласково?

Лиза: Папочка, папуля.

Воспитатель: Как называют бабушку?

Лера: Бабуля, бабулечка.

Воспитатель: Дедушку?

Есения: Дедуля, дедулечка.

Воспитатель: Сына?

Егор: Сынок, сыночек.

Воспитатель: Дочь?

Соня: Дочка, доченька.

Воспитатель: Сестру?

Дима: Сестричка, сестренка.

Воспитатель: Внук?

Полина: Внучек, внучок.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель:Кто в вашей семье самый старший?

Дети: Бабушка, дедушка.

Полина: А у меня есть прабабушка.

Воспитатель: А кто это – прабабушка?

Полина: Это просто старенькая бабушка.

Воспитатель: Прабабушка - это мама вашей бабушки или вашего дедушки.

А кого мы тогда называем прадедушкой.

Гена: Папу нашей бабушки или нашего дедушки.

Воспитатель: А всегда ли они были старыми?

Елесей: Нет, бабушка, и дедушка раньше были молодыми.

Егор: И маленькими детками.

Воспитатель:Сейчас я вам предлагаю пройти к столу и составить «цепочки времени», для этого нужно разложить картинки по порядку: от младенца до дедушки или бабушки. Девочки покажут, кем была раньше бабушка.

А мальчики – дедушка.

(Дети подходят к столам и раскладывают картинки согласно возрасту.)

Девочки:Младенец – дошкольница – школьница – мама – бабушка.

Мальчики:Младенец – дошкольник – школьник – папа – дедушка.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно составили "цепочку времени". А если мы объединим все эти картинки вместе, что у нас получится? Посмотрите и скажите, как можно назвать всех этих людей одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в каждой семье у всех было радостное настроение?

Егор: Нельзя обижать никого.

Полина: Не надо ни с кем ссориться.

Лиза: Надо всем помогать.

Соня: Надо дарить подарки.

Кирилл: Надо любить друг друга.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне (дети встают полукругом перед воспитателем). Улыбнитесь друг другу. Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Будьте внимательны, игра уже начинается!

Как показать мимикой лица радость?

(дети показывают эмоцию – «радость».)

Воспитатель: Какое выражение лица бывает у ваших родных, когда они огорчаются? (дети показывают эмоцию – «огорчение»).

Воспитатель: А теперь внимание, я буду называть ситуации, а вы должны определить и показать мимикой обрадуются или огорчатся ваши родители.

Первая ситуация:

- Представьте, вы нарисовали красивую картинку (дети показывают радость).

Вторая ситуация:

- Подрались с другом (огорчение).

Третья ситуация:

- Съели всю кашу (радость).

Четвёртая ситуация:

- Порвали книгу (огорчение).

Пятая ситуация:

- На прогулке испачкали куртку (огорчение).

Ещё одна ситуация:

- Убрали игрушки на место (радость).

Воспитатель: Ребята, я желаю вам, чтобы в ваших семьях всегда было хорошее, радостное настроение, что бы ваши близкие всегда улыбались. Мы сейчас с вами сделаем волшебное солнышко. Вот оно (на доске прикреплено изображение солнца без лучиков). А лучиками станут вырезанные из бумаги ваши "ладошки". Подойдите к столу, аккуратно смажьте их клеем и наклейте вокруг солнышка (дети по очереди подходят к доске и наклеивают "ладошку" вокруг солнышка). Вот какое лучистое солнышко у нас получилось, глядя на него, так и хочется улыбнуться.

Лиза: Наши мамы придут, увидят наше солнышко и улыбнутся.

Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка тепла от нашего солнышка осталась с вами, в ваших семьях, поэтому хочу подарить вам медальоны с надписью "Дружная семья". (Воспитатель дарит медальоны детям).

Приносите своим родным людям только радость и никогда не расстраивайте их. Как хорошо, когда у человека есть дружная, счастливая семья!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пожарная безопасность» (Для детей подготовительной группы) Цель: развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - формировать у детей умение...

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета»

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета» Введение В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию»...