Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши»

С детьми первой младшей группы

 

 

Программное содержание:

Образовательные:

- учить детей различать взрослых животных и их детенышей;

- учить отвечать на вопросы по содержанию;

- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животных.

Развивающие:

- развивать движения, воображение, речевое общение со взрослыми и друг с другом;

- развивать умение детей передавать простейшие образные действия персонажей;

- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи;

- развивать координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к животному миру, к окружающей жизни, любознательность;

- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.

Предварительная работа воспитателя:

  1. изготовление декорации зимнего лиса, макеты деревьев, ёлочек;
  2. подготовка оборудования;
  3. заучивание стихотворений, физкультминуток;
  4. изучение методической литературы: «Стихи и рассказы о животном мире» Громова О.Е., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Картушина М. Ю., «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.

Предварительная работа с детьми:

  1. Рассматривание с детьми картинок с изображением диких животных и детенышей (зайца, лисы, медведя, волка).
  2. Беседа о характерных признаках внешнего вида диких животных.
  3. С малоактивными, застенчивыми детьми работа на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук, по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться).
  4. С активными детьми проведена работа по заучиванию стихотворений.

Индивидуальная работа на занятии:

Вводной части занятия индивидуальная работа с Эльзой в запоминании времени года, в проговаривании свойств снега. В основной части занятия работа с Ариной, Наташей в развитии координации движений, мелкой моторики рук, с Камиллой в правильном выполнении упражнений. По ходу занятия проводится индивидуальная работа в случае затруднений в четком проговаривании слов и коротких предложений, выполнении физических упражнений.

Дидактическое обеспечение занятия:

Дементьев, Семернин «Простая песенка», В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать», мольберт.

Демонстрационный материал: декорация зимнего леса, макеты деревьев, ёлочки, игрушки животных и детенышей (зайчик, лиса, медведь, волк), дидактические картинки с изображением взрослых диких животных и их детенышей, автор Светлана Вохринцева.

Структура занятия:

Вводная часть

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

- Вступительная беседа

Основная часть

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

- беседа с опорой на декорацию зимнего лиса;

- художественное слово (чтение отрывка стихотворения И.Сурикова «Зима» с выполнением движений в соответствии с текстом);

- игра «Зайка серенький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом);

- беседа, чтение стихотворения Л. Парамоновой;

- беседа с детьми;

- физминутка с выполнением движений;

- беседа с детьми;

Заключительная часть

Цель: подвести итог занятия.

- Рассматривание и беседа с опорой на дидактические картинки с изображение взрослых животных и детенышей.

 

Ход занятия

Вступительная беседа. Дети стоят вокруг воспитателя.

- Ребята на прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки на ледянках, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес и посмотреть, какие живут там животные. Лес большой и в нем можно заблудиться, поэтому старайтесь двигаться дружно, не обгонять друг друга. А чтобы, весело было идти, мы будем петь песенку (заходят под музыку А. Дементьев, Семернин «Простая песенка»).

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

- Ну, вот и пришли мы с вами в лес. Посмотрите, пожалуйста, сюда (дети смотрят на декорацию зимнего леса). Какие здесь деревья?

(Большие, маленькие.)

- Скажите, а что на деревьях?

(Снег.)

- Правильно зимой деревья покрыты снегом (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании короткого предложения). А кто знает, какой снег зимой?

(Холодный, мокрый, белый.)

- Правильно. А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

- Молодцы! А теперь давайте пойдем дальше. Посмотрим, какие животные живут в лесу (дети идут и видят зайчиху под ёлочкой). Кто же это сидит под ёлочкой?

(Зайчик.)

- Это мама зайчиха. Скажите, пожалуйста, какая она (обращается внимание детей на зайчиху).

(Пушистая, маленькая.)

- Правильно (детям разрешается потрогать, погладить). Уши у зайчихи длинные, она очень хорошо слышит. Посмотрите, как я показываю (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Раз-два, раз-два и ушами шевелит!

(В случае затруднений проводится индивидуальная помощь или попросить показать руками ушки на голове.)

- Молодцы. Ребята у мамы зайчихи есть сын зайчонок. Это ее детеныш. Он еще маленький (сравнивают внешний вид с мамой).

- Ребята, посмотрите, какой у нас грустный зайчонок. Давайте развеселим его, хорошо! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал (топают ногами).

- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас зайчонок стал веселый. Скажите, пожалуйста, от кого зайчик убежал?

(От лисички, от волка.)

- Правильно зайчик убежал от лисы. Ребята прежде, чем отправиться дальше, давайте мы поиграем с нашими пальчиками.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

- Посмотрите, а кто там прячется? (детям показывается лиса).

(Лиса.) (Детям разрешается потрогать, погладить.)

- Ребята, лиса живет в норе вместе с лисятами. Это ее детеныши. (Отрывок из стихотворения Л. Парамоновой.)

У лисицы — лисята в норе.

Она прячет их глубоко.

Пусть проводят время в игре.

Ведь уходит лиса далеко.

- А кто покажет, как лисичка ходит? (Дети показывают, в случае если не смогут оказать помощь.) Молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Может ещё, кого встретим.

- Ой, посмотрите, это берлога и там кто-то спит. Кто же это? (Дети смотрят на игрушку.)

(Мишка.)

- Правильно. Ребята у мамы медведицы есть медвежата, они спят в берлоге. Поэтому громко не кричите, мишку не сердите. А вы знаете, как мишка будет просыпаться? Давайте я вам покажу, а вы повторяйте за мной. Поднимаем вверх сначала левую, потом правую руку и встаем на носочки. (В случае затруднений оказать помощь маленьким и малоактивным детям.)

Молодцы, все умеют потягиваться, как мишка.

- Давайте я вам расскажу про мишку стишок, а вы повторяйте за мной движения.

Как под горкой подставляют ладонь под кулачок.

Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.

И на горке кладут ладонь на кулачок.

Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.

А под снегом подставляют ладонь под кулачок.

Спит медведь кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.

Тише, тише, подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.

Не шуметь. грозят указательным пальцем.

(В случае затруднений оказать индивидуальную помощь.)

- Ребята нам пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? (Послушать высказывания детей.) К сожалению, нам не удалось увидеть всех зверей, живущих в лесу. Скажите, кого мы встретили в лесу? (На мольберте выставляются дидактические картины с изображением взрослых животных и их детенышей: зайчика, лису, медведя. В случае затруднений оказать помощь детям.)

- Правильно, молодцы, ребята. Но мы с вами видели еще детенышей. Кто помнит? (Послушать ответы детей.)

- Мы видели зайчонка, лисят, медвежат и волчат. Скажите, а это, какие животные?

(Дикие.)

(В случае если скажут, что домашние, объяснить ошибку.)

- Правильно это дикие животные. Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Ребята, давайте попрощаемся с дикими животными и их детенышами и скажем «До свидания» (дети уходят под музыку В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...