Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», направление «Ознакомление с художественной литературой»
«Сундучок сказок»

В группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет № 5

 

Цель:

  • Обобщить знания детей осказках народов мира; активизировать и развиватьчёткую выразительную речь.
  • Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и народов к их культуре и деятельности;
  • Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям других народов посещающих детский сад;
  • Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению кближним.

Предварительная работа:

  • Работа с картой мира, с глобусом;
  • Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран;
  • Чтение художественной литературы разных народов мира;
  • Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Методы и приемы: беседа, игровой, продуктивных, применение ИКТ, сюрпризный момент, художественное слово.

Материал: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Словарная работа: Толерантность, дружба народов, карта мира, народные традиции, народы разных стран.

 

Содержание НОД

I. Вводная часть.

Воспитатель: Добрый день, дорогие гости! Мы с вами живем в маленьком красивом городе Радужный. И населяют его более 50 тысяч человек. Это украинцы, казахи, дагестанцы, азербайджанцы, грузины и русские.

Когда -то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи представителей разных народов, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в городе Радужном, но их родители приехали из других стран и республик. И сегодня они расскажут и покажут о традициях, своего народа, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры.

«На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?»
Дети:  В России.

II. Основная часть.

Воспитатель: Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Государственный язык у нас русский. Русские люди имеют свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе.

Сюрпризный момент: Ой, смотрите ребята, что это у нас тут под платочком; волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что скрывается внутри.

Воспитатель достает первый сюрприз Русскую матрёшку.

Воспитатель: Ребята кто это?

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Воспитатель: А вот и первая гостья.

(Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь» в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям.) 
«Матушка Русь»:

Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем, 
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам. 
«Матушка Русь»: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете и как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, водят хороводы.
«Матушка Русь»: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Воспитатель: Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод.

оровод «Во поле березка стояла». Все слова сопровождаются движениями.)
После хоровода все рассаживаются на свои места.
Воспитатель: Ребята любите ли вы слушать сказки?

Дети. Да. Любим.

Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Как вы думаете почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. "Матушка Русь" приглашает вас в путешествие по русским народным сказкам.

"Матушка Русь"

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки».)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка.)

 

2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

 

3. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка.)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

 

5. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

 

6. Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу
(Золушка.)

 

7. В лесу девица стоит плачет,
От холода всё руки прячет.
И нос замёрз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить:
Тепло ли, девица, тебе?
Ты расскажи мне о себе.
Она от холода дрожит,
Но не показывает вид.
Тепло мне, дедушка Мороз,-
Сама стоит, не чуя нос.
Тогда он сжалился над ней,
Призвал лихих своих коней.
Мчится с подарками повозка.
Сказка называется…..

(«Морозко».)

"Матушка Русь". Все загадки отгадали и героев всех назвали. 

Воспитатель:Спасибо тебе, Матушка Русь.

Воспитатель: В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна. Среди воспитанников нашего детского сада есть и представители других народов.

Воспитатель:Ребята, давайте заглянем в сундучок и узнаем кто у нас вторая гостья и какую сказку она нам привезли.

(Воспитатель достает из сундука картинку горы.)
(Звучит дагестанская народная музыка. После танца дети рассказывают стихи.)

Ребёнок 1

Я помню тот край окрыленный,

Там горы веселой толпой,

Сходились у речки зеленой,

Как будто бы на водопой.

Ребёнок 2

Я помню просторы Дагестана

Вершины в белом снегу

Ой горы, вы белые горы

Вершины покрытые снегом.

(Выходит представительница Дагестана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова.) 
Гостья: Наше государство - государство Закавказья, оно располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории нашего государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. Во всем мире известно восточное гостеприимство. В Дагестане умеют принимать гостей с особым размахом и радушием. У нашего народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. У нашего народа есть не только танцы но и народные сказки. И сейчас ребята вам покажут Дагестанскую сказку "Кот и мышь".

Инсценировка Дагестанской сказки (настольный театр)
"Кот и мышь"

Воспитатель: Гонялся кот за мышкой, но не смог мышку поймать. Решил он ее обмануть.
Кот: Мышка, мышка, — мурлыкал кот, — ты такая быстрая, ты такая проворная… Выйди из норки и беги во-он в тот угол… Я дам тебе за это полную мерку пшеницы!
Мышка: Нет, нет! — пискнула мышка. — Работа слишком мала, а плата чересчур велика! Посижу-ка я лучше дома.

Воспитатель: Но мышка оказалась хитрее кота и осталась сидеть в своей норке.

Воспитатель: Спасибо, Вам. Присаживайтесь и будьте нашей гостьей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему мышка не захотела выходить из норки?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в сундучок и узнаем из какой страны к нам приехали гости и какую сказку они нам привезли.

(Воспитатель достает из сундука гроздь винограда.)

Мозаика природы и труда,
Молдова милая моя.
Застывших волн зелёные холмы
И хлебный запах стриженной копны,
Гроздь винограда, солнца жар,
Прохлада сада, абрикос пожар,
Искусственных озёр блестящих зеркала,
Бунт горных рек Днестра, Прута,
Молдова милая моя.

Воспитатель: И ещё Молдавия славиться народными сказками. И ребята нам покажут отрывок из Молдавской сказки "Коза обманщица".

Показ Молдавской сказки "Коза обманщица".

Воспитатель: Спасибо, всем.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята кто был главный герой в сказке?

Дети: Коза.

Воспитатель: Коза правильно поступила?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, что она сделала?

Дети: Она обманывала старика он ей верил и выгнал из дома своих дочерей и бабку.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в сундучок и узнаем из какой страны к нам приехали ещё гости.

(Воспитатель достает из сундука украинский венок.)

Воспитатель:

Много разных стран на свете

В них живут и дружат дети

По соседству с Россией страна -

Украиной названа она

Давайте отправимся в гости к друзьям

Пусть они расскажут об Украине нам

Выходит ребенок, одетый в украинский костюм:

- Здоровеньки булы, дорогие гости наши.

Мы о своей стране вам сейчас расскажем.

О, как прекрасна Украина!

Ее поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Воспитатель: Украина не только славиться своим лугами, лесами, родниками но и Украинскими народными сказками. И наши гости для вас приготовили задания. Они хотят знать хорошо ли вы знаете украинские народные сказки.

(У гостей в конвертиках пазлы - картинки,дети из пазлов должны собрать картинку сказки и называют ее.)

Воспитатель: Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

1."Колосок"

2. "Котик и петушок"

3."Рукавичка"

4."Соломенный бычок"

Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели! И все сказки угадали!

 

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день. Нас так много и мы все разные.
Стихи детей:

1 ребёнок

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда, 
Рвануться на выручку нужно, 
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

2 ребёнок

На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты!

3 ребёнок

Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой не даром зовем.

5 ребёнок

Если ты к друзьям терпим, 
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

6 ребёнок

Веришь в чудо, в доброту,
Взрослых уважаешь, 
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им навсегда 
И будь ещё галантен!

7 ребёнок

Есть белые дети,
Есть черные дети, 
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете, 
А в том, что на свете
Друг другу всегда 
Улыбаются дети!

Встают в хоровод все дети.

Собрались все дети в круг, 
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке – 
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

Пусть будут все дети на веке друзьями!

(Все поднимают руки в верх и хлопают. Исполняют танец "Ромашка".)

Итог занятия.

Воспитатель:Мы вместе и в этом наша сила. И хочется, чтобы в нашем детском саду всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Всем спасибо, все молодцы, и вам волшебный сундучок приготовил подарки "Солнце дружбы народов".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...

Читайте также

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»