Занятие в старшей группе компенсирующей направленности
«О чем говорят деревья?»
Цель: использовать современные технологии в обучении детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии деревьев.
- Дать представление о понятиях хвойное и лиственное растение, познакомить с представлениями этих групп растений.
- Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.
- Обогащать чувственный опыт у детей через ощупывание и осязание (кора, спилы, плоды и т.д.), уделяя особое внимание экологическому воспитанию детей.
- Через дидактическую игру воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность, любовь к природе.
- Объяснить роль человека в жизни деревьев.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение цели занятия.
Чтение загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимою согревает. (Дерево.)
- Мы поговорим с вами о деревьях. Я вам расскажу, о чем говорят деревья и какую роль играет человек в жизни дерева, поиграем и выполним задания во 2 части занятия.
I часть
2. Детям предлагается компьютерная презентация, дети отвечают на вопросы педагога полным ответом.
- Строение дерева: ствол, ветки и детки, крона, корни.
Дерево- это растение, у которого один прочный ствол, он ветвится кверху и образует крону.
3. Где растут деревья?
- В саду (дети называют какие, перечисляя и обобщая - плодовые).
- В лесу (примеры).
- На улицах.
4. Какие виды деревьев вы знаете?
– Лиственные. Почему их так называют?
Их листья состоят из черешков и листовых пластин. Они могут быть простыми и сложными. Лиственные деревья меняют свой вид 4 раза в год. Явление листопада.
- Хвойные (ель, лиственница, сосна).
- В чем различие лиственных и хвойных деревьев?
5. Гимнастика для глаз:
– Покажите, как ёлочкам тяжело стоять под весенним дождём
(вправо, влево, вверх, вниз; 3 раза вправо, влево, закрыть).
6. Какой бывает лес?
(Берёзовая роща, дубрава, ельник, сосновый бор; смешанный.)
7. Польза деревьев, леса:
– очищают воздух;
– в лесу живут животные и птицы;
– растут ягоды и грибы;
– из древесины делают много полезных вещей.
II часть
Игротека. Дети делятся на 2 команды, назначаются капитаны.
1-ое задание. По загадкам - описаниям определить и сказать, как называется дерево.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб.)
В роде сосен, в роде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна.)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
- Про какие деревья так говорят?
- Белоствольная. Резные листья.
2-ое задание. Кто быстрее определит, сколько листьев тут лежит?
Каждому участнику:
1 подгруппа - разукрасить лист со сложной пластиной;
2 подгруппа - любой лист с простой пластиной.
Педагог предварительно показывает схему и напоминает.
3-е задание. Сложить модель дерева и рассказать.
4-е задание. 6 плакатов, подписать, где какой лес.
5-е задание. Что лишнее в моём ряду?
Берёза, рябина, ель, дуб.
Клён, рябина, дуб, груша.
Ель, сосна, лиственница.
Шиповник, рябина, сосна. (Отличие дерева и кустарника.)
6-е задание. Конкурс капитанов. «Кто кем был?»
Дуб - желудем, пень - деревом, сук - веткой, яблоня – семечкой,
кедр - орешком, берёза - серёжкой, дерево - мебелью, дровами, деревянными игрушками; лист - гербарием, удобрением, лекарством.
Физкультурная пауза. (Дети стоят друг за другом.)
Изобразите: листочки, которые качает ветерок,
Листочка едва шевелятся.
Сильный ветер - наклоны с качание.
Как растёт ель, сосна?
Иголочки у ёлки колются чуть - чуть, они короткие, а у сосны длинные (сильнее).
Шишечки на ветках касаются друг друга, сначала одна, потом другая, а теперь их много и они соприкасаются друг с другом. А теперь обнимем друг друга, ведь все деревья и люди-друзья.
7-е задание. «Весёлая корзинка» - назови правильно.
Желудь (дуб)
Береста (берёза)
Спил березы и сосны (по запаху, цвету коры)
Шишка ели (ель)
Кора сосны (сосна)
Шишка лиственницы (красная)
Орешки кедра
Крылатки (клён)
Ветки ели (ель).
III часть.
Анализ и итог занятия.
- Что нового узнали? Что больше всего понравилось?
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ обучает дружбе.
Список используемой литературы:
- Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2000г.
- Журнал «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» №9, 2000г.
- Программа «Мы» Н.Н. Кондратьева «Экологическое образование детей».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5,1995 г.
- Журнал «Экологические беседы» № 5,1995 г.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». С.Н.Николаева (Методика работы с детьми подготовительная группа д/с).
- С.Н. Николаева «Юный эколог» программа.
- А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» (Мир растений).
- О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ».
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.М. Прохорова.
- Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
- Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва, 2004г.
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения
Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...