Занятие в старшей группе компенсирующей направленности
«О чем говорят деревья?»

 

Цель: использовать современные технологии в обучении детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию.

Задачи:

  1. Расширять представления о многообразии деревьев.
  2. Дать представление о понятиях хвойное и лиственное растение, познакомить с представлениями этих групп растений.
  3. Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.
  4. Обогащать чувственный опыт у детей через ощупывание и осязание (кора, спилы, плоды и т.д.), уделяя особое внимание экологическому воспитанию детей.
  5. Через дидактическую игру воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность, любовь к природе.
  6. Объяснить роль человека в жизни деревьев.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент. Сообщение цели занятия.

Чтение загадки:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимою согревает. (Дерево.)

- Мы поговорим с вами о деревьях. Я вам расскажу, о чем говорят деревья и какую роль играет человек в жизни дерева, поиграем и выполним задания во 2 части занятия.

 

I часть

2. Детям предлагается компьютерная презентация, дети отвечают на вопросы педагога полным ответом.

- Строение дерева: ствол, ветки и детки, крона, корни.

Дерево- это растение, у которого один прочный ствол, он ветвится кверху и образует крону.

3. Где растут деревья?

- В саду (дети называют какие, перечисляя и обобщая - плодовые).

- В лесу (примеры).

- На улицах.

4. Какие виды деревьев вы знаете?

– Лиственные. Почему их так называют?

Их листья состоят из черешков и листовых пластин. Они могут быть простыми и сложными. Лиственные деревья меняют свой вид 4 раза в год. Явление листопада.

- Хвойные (ель, лиственница, сосна).

- В чем различие лиственных и хвойных деревьев?

5. Гимнастика для глаз:

– Покажите, как ёлочкам тяжело стоять под весенним дождём

(вправо, влево, вверх, вниз; 3 раза вправо, влево, закрыть).

6. Какой бывает лес?

(Берёзовая роща, дубрава, ельник, сосновый бор; смешанный.)

7. Польза деревьев, леса:

– очищают воздух;

– в лесу живут животные и птицы;

– растут ягоды и грибы;

– из древесины делают много полезных вещей.

 

II часть

Игротека. Дети делятся на 2 команды, назначаются капитаны.

1-ое задание. По загадкам - описаниям определить и сказать, как называется дерево.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель.)

 

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

 

Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче. (Дуб.)

 

В роде сосен, в роде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница.)

 

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке. (Сосна.)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза.)

 

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

- Про какие деревья так говорят?

- Белоствольная. Резные листья.

2-ое задание. Кто быстрее определит, сколько листьев тут лежит?

Каждому участнику:

1 подгруппа - разукрасить лист со сложной пластиной;

2 подгруппа - любой лист с простой пластиной.

Педагог предварительно показывает схему и напоминает.

3-е задание. Сложить модель дерева и рассказать.

4-е задание. 6 плакатов, подписать, где какой лес.

5-е задание. Что лишнее в моём ряду?

Берёза, рябина, ель, дуб.

Клён, рябина, дуб, груша.

Ель, сосна, лиственница.

Шиповник, рябина, сосна. (Отличие дерева и кустарника.)

6-е задание. Конкурс капитанов. «Кто кем был?»

Дуб - желудем, пень - деревом, сук - веткой, яблоня – семечкой,

кедр - орешком, берёза - серёжкой, дерево - мебелью, дровами, деревянными игрушками; лист - гербарием, удобрением, лекарством.

Физкультурная пауза. (Дети стоят друг за другом.)

Изобразите: листочки, которые качает ветерок,

Листочка едва шевелятся.

Сильный ветер - наклоны с качание.

Как растёт ель, сосна?

Иголочки у ёлки колются чуть - чуть, они короткие, а у сосны длинные (сильнее).

Шишечки на ветках касаются друг друга, сначала одна, потом другая, а теперь их много и они соприкасаются друг с другом. А теперь обнимем друг друга, ведь все деревья и люди-друзья.

7-е задание. «Весёлая корзинка» - назови правильно.

Желудь (дуб)

Береста (берёза)

Спил березы и сосны (по запаху, цвету коры)

Шишка ели (ель)

Кора сосны (сосна)

Шишка лиственницы (красная)

Орешки кедра

Крылатки (клён)

Ветки ели (ель).

 

III часть.

Анализ и итог занятия.

- Что нового узнали? Что больше всего понравилось?

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ обучает дружбе.

 

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2000г.
  2. Журнал «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» №9, 2000г.
  3. Программа «Мы» Н.Н. Кондратьева «Экологическое образование детей».
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5,1995 г.
  5. Журнал «Экологические беседы» № 5,1995 г.
  6. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». С.Н.Николаева (Методика работы с детьми подготовительная группа д/с).
  7. С.Н. Николаева «Юный эколог» программа.
  8. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» (Мир растений).
  9. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ».
  10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.М. Прохорова.
  11. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
  12. Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва, 2004г.

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Читайте также

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи Название игры: «Кому чего не хватает?», «Кому угощение?». Цель: учить употреблять существительное в Р.п., Д.п. Название...

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...