Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Живое – неживое»

Программное содержание:

1. Закрепить представление о том, что растение – это живая природа. Выделить признаки.

2. Подвести к пониманию участия растений в обмене процессе.

3. Формировать экологическое сознание.

4. Развивать аналитические способности.

5. Продолжать учить кодировать информацию, используя символы.

6. Воспитывать желание быть полезным.

Материалы к занятию: карточки – схемы, конверт с письмом

Предварительная работа:

Посадка семян подсолнуха и тыквы, наблюдение за ростом.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и увидела на окошке конверт, давайте посмотри , что же в нем.

«Ребята, помогите нам разобраться. Семена растений можно назвать живыми? Мальвина и Буратино».

Поможем им? Но сначала вспомним , что такое живой организм? Почему мы человека называем живым?

Дети: Живой организм, это когда питается, растет, двигается. Человек растет, двигается, питается, развивается – он живой.

Вывод: живое – это то , что растет, питается , дышит, двигается , размножается, дает плоды.

Воспитатель: Теперь разберемся – наши семена живые или неживые. Мы посадили семена в землю, что произошло с ними?

Дети: семена, которые мы посадили в землю проросли и дали первые листочки.

Воспитатель: Что же мы напишем Мальвине с Буратиной ?

Дети: семена живые , так как они растут.

Воспитатель : давайте зарисуем этот момент жизни. (схема на наборном полотне)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно для роста растений, чтобы они были красивыми?

Дети: Мы их поливаем, подкармливаем.

Воспитатель: чтобы растениям быть здоровыми, хорошо расти, они должны питаться. Зарисуем этот момент.

Воспитатель: а, что происходит с нашими растениями дальше? (картинки подсолнуха и тыквы)

Дети: они растут , а потом зацветают.

Воспитатель: а растут они не одинаково? Давайте сравним.

Дети: подсолнух растет вверх, цветы у него крупные . Тыква стелется , цветы у нее, как колокольчики.

Воспитатель: у подсолнуха корзинка полна мелких цветов, столько и будет семечек. Давайте изобразим рост растений. ( карточка)

Ребята, а можно сказать, что подсолнух двигается или нет? ( Высказывание детей)

Воспитатель: да все растения двигаются, только не так как люди или животные. (нарисуем карточку)

Воспитатель: подумайте и скажите, кто нибудь помогает получать плоды. Что такое плод? (версии детей)

Воспитатель: что вы, можете услышать, если встать рядом с цветущими растениями.

Дети: жжужание пчел, шмелей, мух.

Воспитатель: как вы, думаете, что их привлекает к цветам?

Дети: красота цветов.

Воспитатель: да , молодцы, красота цветов. Наклонитесь и глубоко вздохните, что вы почувствовали?

Дети: запах.

Воспитатель: все растения имеют свой запах. На запах слетаются насекомые. Они достают своими хоботками нектар, сладкий сок, которым они питаются, а пыльца прилипает к их лапкам. Перелетая с листка на листок они переносят пыльцу. Опыляя растения, они помогают образованию плодов. Если растение не опыляется, то плоды не образуется. Теперь мы знаем, как появляются плоды. А скажите, сразу ли появляется большая тыква?

Дети: она сначала маленькая, потом растет.

Воспитатель: подсолнечник растет также. Осенью мы видим, как в шляпке сидят серо-черные детки – семечки. Значит растения приносят плоды, которые можно посадить.

Теперь , рассмотрим нашу таблицу. Семена подсолнуха и тыквы живые, с ними нужно бережно обращаться. Их надо посадить в землю, подкармливать и поливать. Цветы разные, имеют запах. На этот запах слетаются насекомые, лакомятся нектаром. Перелетая с листка на листок, они опыляют растение. Осенью появляются плоды.

Есть у растений еще одно свойство. Ночью они дышат кислородом и выделяют углекислый газ. А днем под воздействием солнца они выделяют кислород, а углекислый газ поглащают.

Давайте сделаем вывод: живые или неживые тыква и подсолнечник. ( с использованием таблицы дети доказывают).                

Игра « Живое – неживое»

Воспитатель: у каждого у вас есть карточки с изображением живых и неживых объектов, надо правильно положить эти объекты. (задача правильно разложить объекты, аргументируя свой ответ) (дети доказывают и ложат картинки)

Воспитатель: ребята, нас окружает воздух. Мы видим его? Какой он?

Дети : воздух прозрачный, мы его не видим.

Воспитатель: мы вздыхаем кислород, а выделяем углекислый газ. И так постоянно. Нам помогают дышать растения.как мы должны относится к растениям, чтобы себе и им не навредить?

Дети: если не будет растений мы погибнем. Мы должны бережно к ним относится, ухаживать за ними.

Воспитатель: дети мы сегодня помогли Буратино и Мальвине разрешить проблему. Давайте соберем схем и отправим им в сказку, чтобы они знали и смогли определить живые и неживие объекты.

Используемая литература:

  1. «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г.Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 - 24
  2.  С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
  3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
  5. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
  6. Николаева С.Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
  8. Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. Ульяновск 1999 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Читайте также

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»