Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-Зима»

 

Цель. Формировать у детей восприятие художественных образов зимы.

Задачи. Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. Учить детей вслушиваться в выразительно звучащее поэтическое слово, интонационно передавать любование картиной зимней природы, выделять образные характеристики явлений природы, сравнения, образные выражения, запоминать их и употреблять в своей речи, описывая явления природы. Учить детей давать полные ответы, учить обосновывать свои ответы.

Развивать поэтический слух, понимание поэтической речи, образного содержания художественных текстов, чувствовать и понимать поэтические образы. Расширять представления о пейзажной лирике: В.В.Братов, К.Бальмонд, С.Черный, А.С.Пушкин, А.Рубцов, Н.И.Сладков, С.Есенин и другие. Обращать внимание детей на образные характеристики в произведениях фольклора на темы природы. Создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в описательных рассказах. Развивать умения давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.

Обогащать словарь детей эмоционально-образной лексикой: Молчаливые Снега, дремучие сугробы, дымятся сугробы и крыши, белые водопады, чародейка-зима и т.д.

В активный словарь все образные эпитеты о зиме и снеге: хрустальная, волшебная, серебристая и т.д.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Вызывать стремление любоваться красотой природы, радость от общения с прекрасным.

Коррекция зрения: сфокусировать взгляд на снежинке, дети следят взглядом за ее движением, не поворачивая при этом головы и туловища.

Развитие дыхания: укрепление мышц дыхательного аппарата, регулирование процесса выдоха, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.

Методы и приемы.

Гуманно-личностная педагогика

Интеграция – музыка, художественное слово, звуки природы, пластика движения.

Игровой – вход Зимы, точечный массаж, физкультминутка.

Арттерапия – эмоционально звучащее слово педагога, музыкатерапия, игротерапия.

Здоровье-сберегающие технологии – точечный массаж, физкультминутка, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.

Музейная технология – посещение музея зимних вещей.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений поэтов и прозаиков.

Наблюдения на прогулках с использованием художественного слова.

Экскурсии в парк и на соленое озеро.

Слушание Классической музыки.

Рассматривание репродукций картин, фотопейзажей.

Составление рассказов о зимней природе, забавах.

 

Ход занятия.

В сопровождении музыки и поэтических строк появляется Зима. Используя выразительные мимику, жесты, позы, пластику взрослый, исполнитель роли Зимы, раскрывает содержание стихотворения. (Стихотворение читает воспитатель.)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница Зима

(Под звуки классической музыки появляется Зима.)

Пришла, рассыпалась, клоками              (Образ волшебницы,

Повисла на суках дубов.                        Торжественный, суровый.)

Легла волшебными коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою                      (Задумчивая, печальная.)

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы                     (Озорная, веселая.)

Проказам Матушки – Зимы.

Дети приветствуют Зиму.

Здравствуй, гостья-Зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и полям.

 

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

 

Ты живительной улыбкой.

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца!

 

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-Зима!

Зима начинает эмоциональное чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

Фокусируя взгляд на своей снежинке (снежинка на ниточке у каждого ребенка), дети делают упражнения для коррекции зрения, следя взглядом за ней, не поворачивая головы и туловища.

Светло-пушистая,                        Зима держит снежинку перед собой             

Снежинка белая,                         Дети сфокусировали взгляд на своей

Какая чистая,                              снежинке,

Какая смелая!                              держа ее перед глазами

Дорогой бурною                           Зима с детьми медленно поднимают вверх,

Легко проносится,                        затем опускают вниз свои снежинки, следя

Не в высь лазурную,                    взглядом, за ее движением                                     

На землю просится.

Лазурь чудесную                         Отвести снежинку влево, проследить

Она покинула,                              взглядом

Себя в безвестную                       Отвести снежинку влево, проследить

Страну низринула.                        взглядом

В лучах блистающих                    Вверх

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих                Вниз

Сохранно-белая.

Под ветром веющим                    Дети продолжительно, плавно дуют на снежинку

Дрожит, взметается.                     Делают вдох, не поднимая при этом плеч и не

На нем лелеющем                       надувая щеки

Светло качается.

Его качелями                               Сильный, направленный, длительный,

Она утешена                                непрерывный, ротовой выдох

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается                          Плавно, длительно сдувают с ладошки

Дорога дальняя

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая                          Любуются, сидя на корточках. Поднимают

Снежинка смелая                        снежинку с пола и кладут на веточки ели.

Какая чистая,

Какая белая.

Зима. Пойду расстилать белые, снежные ковры по просторам нашей Родины – Святой Руси.

Воспитатель. Какая красивая к нам приходила Зима!

(Дети садятся на стульчики.)

А какая она бывает разная на самом деле? Вспомните, как мы с вами ждали зиму. Уже было холодно, а снега все не было и не было. И все случилось как-то вдруг – ночью.

«Зашептались, зашептались деревья, что-то стало твориться вокруг». Утром мы встали и увидели – пришла настоящая зима!

Что же случилось ночью?

Ответы детей (Выпало много снега, везде лежали большие сугробы, замело все дороги и тропинки.)

У Николая Рубцова есть стихотворение

Опять пришла хорошая

Пушистая зима

Легко легла порошею

На землю и дома.

Деревья в белом инее

Застыли за окном

Они под вечер - синие,

И сахарные – днем.

Снег стал падать почти каждый день. И, как сказал Николай Иванович Сладков, «наступила пора больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах».

Почему в лесу дремучие сугробы? И что значит молчаливые снега? Они молчаливые, а еще какие? (Ответы детей.)

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.   

Саша Черный.

Вся природа, как будто уснула, укрытая белым, снежным одеялом. И зима такая….

Ответы детей (Тихая, сонная, спокойная, неподвижная, спящая.)

Но вот под утро ударил мороз. И сверкающие льдинки инея бриллиантовым светом озарили весь мир. Мы вышли на улицу и ахнули! Что нас так удивило и восхитило?

Ответы детей (Все деревья, травинки в инее, все сверкает, переливается.)

Послушайте, как красиво про это сказал поэт Александр Яшин.

Во владениях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

И зима стала совсем другой. Какой? (Хрустальной, сказочной, волшебной, чародейкой.)

Наступил февраль. Замели метели, завыли вьюги. Послушайте… (Звучат звуки природы – метель, пороша.) Под звуки метели воспитатель читает отрывок из книги «Лесной календарь» Н.И.Сладкова.

«Свистит косая метель, как будто белая метла дорогу метет. Дымятся сугробы и крыши, рушатся с сосен белые водопады. Гонятся вихри за санями, машинами. Кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Завивает, кружит, заносит, свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи – снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы – снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях и метелях. Круговерть от земли и до неба!»

Ребята, что вы сейчас почувствовали?

(Холод проникает внутрь, леденит, дрожь пробегает по телу. Хочется съежиться, как будто спрятаться внутри себя от этой метели. Становится неуютно, хочется скорей домой, к маме в тепло.)

Ребята, а за что вы любите зиму?

(Ответы детей.)

Мчусь, как ветер на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке…

Раз-два! Вот и поскользнулся!

Раз и два! Чуть не кувыркнулся!

Саша Черный.

Но зимой дети и взрослые иногда простужаются и болеют. Давайте вспомним точечный массаж лица, который помогает организму справиться с простудой.

Раз-два! Раз-два!                        Выставление рук перед собой, ладошками вверх

Лепим мы снеговика.                  Массажируем голову двумя руками.

3 – 4! 3 – 4!                                 Проводим пальцами всей руки по шее, сверху вниз.

Нарисуем рот пошире                Надавливаем точки в уголках, внизу носа.

5 - найдем морковь для носа.     Массажируем кончик носа.

Угольки найдем для глаз.           Надавливаем точки по бровям от переносицы

6 – наденем шляпу косо             Ребром ладони попеременно проводим к центру лба

Пусть смеется он у нас.

7 и 8! 7 и 8!                                 Массажируем мочки ушей

Мы плясать его попросим!          Открытой ладонью массажируем все ушные раковины.

Физкультминутка под веселую музыку о зиме.

Садимся за столы.

Я раздам вам фотографии с изображением зимних пейзажей. Многие из этих фотографий сделаны в нашем поселке, нашим знаменитым фотохудожником Салато Олегом Алестратовичем. Вам нужно очень внимательно их рассмотреть и рассказать, что вы увидели красивого, удивительного на них.

Прослушать 4-5 рассказов. Рассказы детей сопровождать поэтическими строками.

Ребята, русский народ всегда очень любил зиму. Есть много пословиц и поговорок о зиме. Вспомните их.

Метель да вьюга – два друга.

В зимний холод – всякий молод.

Мороз невелик – да стоять не велит. (Разобрать понятие этой пословицы.)

Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы. А вы знаете зимние приметы?

Зима морозная – лето жаркое.

По утрам звонко поют синицы – к морозу.

Снег пошел хлопьями – к теплу.

Много снега – много хлеба. (Разобрать.)

У каждого месяца есть народные названия.

Декабрь темный. Почему?

Январь – просинец. Почему?

Давайте поговорим про февраль.

Говорят, февраль бок греет. Как это понять?

Бок греет, как можно сказать одним словом? Февраль бокогрей.

А ласково – февралюшка бокогреюшка.

А какой еще февраль: вьюжный, метельный, холодный, лютый.

Из всех этих слов попробуйте составить загадку про февраль.

Он и воет и метет, он и бока греет.

У нас есть любимое стихотворение Сурикова

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на небо тихо

Падает, ложится.

Проиграть с детьми ситуации прочтения этого стиха с оттенками горечи, раздражения, восхищения.

В конце занятия похвалить детей и пригласить их посетить музей зимних вещей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов»

Открытое занятие по физической культуре «Приключения пиратов» Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту. 2. Закреплять ранее...

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Читайте также

Краски Осени

Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...