Конспект познавательно – исследовательского занятия для детей старшего дошкольного возраста «Защитим зеленую елочку!»

(С использованием средств ТРИЗ - технологии)

 

 

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о значении леса;
  • Обобщать и систематизировать представление природоведческого и природоохранного характера;
  • Уточнить представление детей о хвойных деревьях - ели: строении, условиях роста, размножении, о значении в жизни обитателей леса и пользе для человека;
  • Научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • Формировать системный способ мышления, развивать воображение, совершенствовать речь.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание веток ели, дидактические игры «От какой ветки детки», изготовление игрушек из шишек, чтение сказок и рассказов Г.Х. Андерсена «Ель», В.Бианки, Г. Скребицкого, Ю. Дмитриева, заучивание народных примет, стихов, рассматривание буклетов, репродукций картин о лесе, беседы с детьми о елке.

Словарная работа:

Новые слова: подлесок, подстилка, поросль, сообщество.

Уточнение слов: Светолюбивое, теневыносливое, ельник, хвоинки, корабельная роща, древесина, исчезновение, «лапы».

Оборудование: Компьютерная презентация, еловые шишки, веточки, аромалампа, хвойные масла.

 

Ход занятия:

1.О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, прочитав слово, расположив елочки от самой большой до самой маленькой. (Лес.)

Слайд №2

- Что такое лес? (Ответы детейю)

- Почему лес называют фабрикой природы? (Ответы детей.)

Игра: «Хорошо – плохо». (Ответы детей. Лес хорошо -…., лес плохо-….).

Обобщение: Лес – наше богатство. Лес – воздух для легких, влага и тень. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – наш друг. Лес не просто место отдыха – это источник физического и нравственного здоровья людей. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: ягоды и грибы. Лес – зеленый наряд нашей планеты.

- Как называется лес, где много хвойных деревьев? (Тайга.)

Сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях, а поможет нам в разговоре «Волшебный экран». Отгадав загадку, вы узнаете, о каком дереве мы будем говорить.

- Загадка: «Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем». (Ель.)

Открывается экран-система, настоящее время.

Слайд №3

- Расскажите о ели, какая она? (Ответы детей.)

Обобщение: Ель - хвойное дерево. Ель обыкновенная – одна из основных лесообразующих пород наших лесов. Высота взрослого дерева может достигать 30-40 м. Ствол такого великана может достигать около метра в обхват. Ствол елки прямой. У молодого дерева ствол покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Живет ель 250-300 лет. Растет ель очень медленно. Крона ели похожа на пирамиду. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Ель любит тень, растет на увлажненной питательной земле. Ель теневыносливая.

Открывается экран-система, настоящее время (подсистема).

- Назовите части дерева. (Корень, стол, ветки, иголки, шишки.)

Слайд №4

Уточнение: Главный корень у ели развит слабо, боковые корни расположены в верхних слоях земли, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, вырывая с корнями.

- Есть ли у ели листья? (Ответы детей.)

Слайд № 5

- Почему про ели говорят: «Зимой и летом одним цветом?»

Раздать детям веточки ели для рассматривания.

- Какие хвоинки у ели? Как расположены? (Ответы детей.)

Обобщение: Вместо листьев у ели иголки - но правильно называть хвоинки. У ели хвоя темно-зеленого цвета. Хвоинки короткие и остроконечные, сидят отдельными иглами. Живут хвоинки 5-7 лет, затем опадают. Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. На смену старой хвое весной вырастают молодые хвоинки. Поэтому смену хвои мы не замечаем. Широкие ветви ели иногда называют «лапы». Они очень пружинистые и им не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее прогибаются, и снег сползает с них.

- А цветет ли ель? (Ответы детей.)

Уточнение: Кода приходит весна, на ветках ели появляются цветы. Очень красива цветущая ель, но цветение не долгое. Вскоре зеленые и красные цветы станут коричневые. На месте вырастут шишки.

Следующая часть дерева – шишка.

Слайд №6

Перед детьми шишки разные по величине, возрасту, времени созревания.

- Кто покажет семена? Где они находятся? Рассматривание шишек: с семенами и пустую.

Обобщение: Шишка – это плод дерева. Шишки созревают долго, раскрываются, когда их начинает пригревать яркое февральское или мартовское солнце, и из них высыпаются легкие крылатые семена.

Открывается экран-система, настоящее время (надсистема).

Слайд №7

- Как называется лес, где много елей? (Тайга.)

- Как по-другому, можно назвать такой лес? (Еловый, ельник.)

- Какую тайну хранит еловый лес? (Ответы детей.)

- Что бы вы услышали, увидели, почувствовали в этом лесу? (зимой, летом). Для усиления эффекта включатся аромалампа с запахом хвои, включается музыка «Шум леса».

Обобщение: В такой тайге царит полумрак, густые кроны смыкаются под деревьями, нет подлеска и очень мало травы, лишь зеленые мхи или сплошная подстилка из иголок. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свиснет разок – другой рябчик – и снова тишина. Иногда быстрой тенью, перемахнув с елки на елку, зацокает белочка. В непроходимых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы – беляки. В густых колючих ветвях ели строят свои домики-гнезда белки, в глубоких теплых гнездах в зимнюю, лютую стужу, выводят и выкармливают птенцов красногрудые клесты. Густые кроны елей смыкаются так плотно, что через них не проникают солнечные лучи. С еловых веток свешиваются длинные лишайники, похожие на седые бороды. И кажется, что ты не в лесу, а театре, среди декораций. И что сейчас вот из-за этого толстого дерева вдруг выйдет злой волшебник или Баба-Яга.

Открывается экран-система, прошлое время.

- Что нужно, чтобы выросло такое красивое дерево? (Ответы детей.)

Слайд № 8

Обобщение: Семена имеют пленчатые крылышки, благодаря которым они распространяются ветром. Семена зреют долго. Проходит почти 2 года, прежде чем раскроются шишки, и семена подхватит ветер. Не только ветер помогает распространению семян, но и птицы и животные. Из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.

Открывается экран- подсистема, прошлое время.

Слайд № 9

- Как вы думаете, что сначала появляется из проросшего семени? (Ответы детей.)

Уточнение: Семя прорастает, появляются ростки, поросль. Маленький росток, длиной с мышиный хвостик. А на вершине его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

- Чем отличается дерево от ростка? (Ответы детей.)

Открывается экран- надсистема, прошлое время.

Слайд № 10

- Благодаря чему появилась наша ель? Что было нужным, что бы дерево стало таким красивым как сейчас. (Солнце, вода, почва.)

- Что это? (подлесок, ельник, молодая поросль).

Открывается экран- система, будущее время

Слайд № 11

- Как изменится лес в будущем?

-Кому нужен лес? (Птицам, животным, человеку.)

- Чем же привлекает ель лесных обитателей?

Обобщение: Возле елочки собирается много гостей. Они находят здесь не только еду, но и жилище. Они придут, чтобы лакомиться шишками, а точнее семенами, которые находятся в шишках. Вот и в гости к елке прилетел дятел, а потом прибежала мышь. Клест и белка тоже любят еловые шишки. Многие животные лакомятся семенами ели, ведь это щедрое дерево – у него много семян. Лоси едят кору взрослых деревьев и молодые побеги. Не прочь полакомиться корой и заяц. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейника. Но не только животные, но и люди пользуются щедростью этого дерева. В хвои ели содержится много витаминов. Размолотой хвоей подкармливают домашних животных, изготавливают глицерин и другие лекарства. На полянах под елочками растет царь грибов - знаменитый боровик и не менее знаменитый рыжик. Ели высаживают во дворах, скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье.

Открывается будущее время (надсистема).

Слайд №12

- Почему елочки с грустью встречают Новый год? (Ответы детей.)

Уточнение: В местах, где произрастает ель, закрепился обычай, украшать елки под Новый год. Вы только представьте, сколько нужно срубить елочек, чтобы встретить Новый год по традиции каждой семье!!! И это повторяется каждый год. Если не остановить этот губительный процесс, то наступит время, когда на нашей планете не останется ни одной ели!!!

-Как можно встретить этот праздник не погубив елочки? (Ответы детей.)

Обобщение: Можно купить искусственную елку, посадить елочку во дворе и украсить ее, организовать зимнюю прогулку в лес к елочке, украсить еловые веточки, сделать елочки из цветной бумаги.

Открывается будущее время (подсистема).

Слайд №13

- Что может случиться с лесом, елочкой? (Ответы детей.)

Обобщение: Жизнь дерева на этом не заканчивается. В дереве поселятся животные, которые способствуют разложению дерева. Разложившееся дерево - это питательные вещества для всего живого в лесу. Возле пней появляются молодые елочки. Жизнь леса продолжается.

- Что будет, если не будет леса? (Ответы детей.)

Обобщение: Лес – это дом для всего живого. И птицам, и зверям, и человеку нужен лес. А взамен лес просит только одного: не обижать его.

- Как мы можем сохранить еловый лес? (Ответы детей.)

Лес беречь - сегодня это

Цель, важней которой нету.

Если лес не сохраним,

Жизнь угаснет вместе с ним.

 

Приложение (презентация) можно скачать здесь.





Новые публикации

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги»

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги» Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: деньги, труд, потребности, возможности. Задачи: научить детей...

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. Пожалуй, самый...

Читайте также

Сценарий проведения концерта ДМШ в детском саду «..И звуки…

Сценарий проведения концерта ДМШ в детском саду«..И звуки музыки слышны...» Цель проведения: 1. Закрепить названия музыкальных инструментов; 2. Познакомить с новыми музыкальными инструментами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «В гости к…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «В гости к лесу» Задачи: Область «Коммуникация» Продолжать активизировать словарь: побеги, крона, корень. Побуждать детей к высказываниям, ответам на вопросы...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «В магазине…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представленийТема: «В магазине игрушек» (Младшая группа)   Программные задачи: - закреплять знание геометрических фигур, умение выделять и называть...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство