«Русская печка – всему дому голова»
Конспект занятия по познавательному речевому развитию

 

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.

Задачи:

  • Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
  • Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
  • Совершенствовать умение лепить из теста.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.

 

Ход образовательной деятельности

Хозяйка. (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».)

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.

Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, проходите, заходите гости дорогие. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?

Ответы детей.

А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?

Ответы детей.

Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему так ласково люди обращались к печке?

Ответы детей.

Хозяйка. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.

Светло от печи и тепло.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Без печи хата не хата.

Печка - наше солнышко.

Печь нам мать родная.

Хозяйка.

А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

Ответы детей.

Хозяйка.

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)

Хозяйка. А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? (В чугунке.) А чугунок брали ухватом, чтоб руки не обжечь. А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (Деревянными.)

А из чего эти ложки сделаны? (Из дерева.)

Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.

(Дети играют на ложках под рус. нар. мелодию «Белочка».)

Хозяйка. Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.

Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

Ответы детей: с хлебом.

А какой вы любите хлеб?

Ответы детей.

Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

Ответы детей.

Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

Ответы детей: из магазина.

Хозяйка. А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.

Игра: «Зёрнышко»

Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:

« Посадили в землю зёрнышко…(надавливают кончиками пальцев)

Осенью пошёл дождь…(легко барабанят пальцами)

Потом зимой выпал снег…(медленно надавливают ладонями)

Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)

А затем приехал трактор и всё вспахал…(аккуратно тормошат)

И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)

И вырос наш колосок большой!»

(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)

Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.

(Показывает букет из колосков.)

Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

А хотите что-нибудь постряпать из теста? Тогда садитесь за столы, сейчас мы будем стряпать пирожки. Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми, вкусными.

Дети катают шар.

Расплющивают в лепешку.

В серединку кладут ягодку чернослива.

Прищипывают края пирожка.

Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отгадаем загадки.

Загадки.

  1. Если работает она, не будет голодная семья. (Печка.)
  2. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок.)
  3. Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил…(Ухват).
  4. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот, открывай пошире рот. (Ложка.)

Хозяйка. Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? Это же наши пироги пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для наших гостей песенку.

Песня «Испечём мы пироги»

Испечём мы пироги сладкие такие,

Испечём мы пироги гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУ-х

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУУ-х.
Испечём вам пирожки…

УУУУУУУУ-х

Испечём вам колобки…

УУУУУУ-х.

Хозяйка. Ну-ка посмотрю пироги. Ой, да какие пышные да румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. Вы Хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

До - свидания!

Приходите ещё в гости.

 

Литература:

О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...