Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
"Умка - белый медвежонок"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;
- Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;
- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.
- Расширять словарный запас детей;
- Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка, тюлень, «Атлас для самых маленьких». Предметные картинки из серии «Животные Севера»: морж, тюлень, песец, черно-бурая лиса, нерпа, северный олень, белый медведь, морской котик. Картина «Белый медведь». Простые и цветные карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа на всех детей. Мел, доска.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.
Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».
Разучивание загадок о белом медведе.
Аппликация «Белый медведь» /сделанная методом обрыва/.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Вы слышите, какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите? (кто-то плачет).
Появляется маленький медвежонок.
- Кто это к нам пришел в гости?
- Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).
- Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти? (ответы детей)
- Умка, ты наверное голодный?
- Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой?
- Нет, медведи любят мелкую рыбу, морские водоросли.
- На тебе, Умка, рыбку, не плачь.
- Поможем Умке найти своих родителей?
- Как же мы узнаем, где они живут? (прочитать из энциклопедии, найти в атласе, посмотреть на глобусе).
- Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?
- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).
- Самолет, он быстрее и надежнее! Полетели!
- Чтобы белый медвежонок не скучал, и мы тоже поиграем в игру «цепочка северных слов» (снег, холод, ледник, айсберг, морж, тюлень, северное сияние)
- Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите. (дети поеживаются)
- Что-то я немного замерзла. А вы, ребята, не замерзли.
- Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (летом под шкурой накапливается толстый слой жира).
- Расскажите, какая шкура у медведя? (теплая, жесткая, короткая, белая).
- У нас в гостях маленький белый медвежонок, а какой же большой медведь?
Он черный, нет…
Он слабый, нет, он…
Он медлительный, нет, он быстрый
Он травоядный, нет…
Он неуклюжий, нет…
- Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)
- Кто для него самый опасный? (человек)
- С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа)
- Где мы могли видеть белого медведя? (в книгах, на фото, в кино)
- Хотите посмотреть фильм про Белых медведей? (показ фильма)
- У меня есть знакомый художник, он нарисовал для вас 2 картины (смотрят молча 2 мин, подхожу к каждому индивидуально и спрашиваю, что видят на картине).
- Я предлагаю составить рассказ про Белого медведя.
- Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять.
- Кто это? (белый медведь)
- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)
Нарисуйте в кружочке №1 снежный сугроб, льдинки. (У каждого ребенка карточки-схемы)
- Какой он, Белый медвежонок? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий). Нарисуйте в кружочке №2 знак «?»
- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.
- Обратите внимание на центральный кружок. Чья это морда? (Это медвежья морда). Рассмотрите медвежью морду на картине. Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает).
- А какая шея у белого медведя? (Длинная).
- Какие у белого медведя лапы?(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
Дети пишут в кружочке №4 букву Ч.
- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли).
Дети рисуют в кружочке №5 рыбок, морские водоросли.
- А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).
Дети рисуют в кружочке №6 гору, около горы – воду, медвежий след.
- Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться).
Дети пишут в кружке №7 слово «мама»
- Представьте себе, что вы встретили белого медведя. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Если бы я увидел белого медведя…». Нарисуйте в восьмом кружочке букву Я.
- А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).
- А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?
- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».
Мы помогли Умке вернуться домой и нам тоже пора возвращаться. Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?
Читайте также |
---|
Досуг с детьми старшей группы «Покорители космоса»
Досуг с детьми старшей группы «Покорители космоса» Цель: Знакомство с космосом, первым полетом человека в космическое пространство. Задачи: Познакомить детей с первым космонавтом Ю...
Изучение простейших геометрических понятий в дошкольном возрасте средствами технического творчества…
Изучение простейших геометрических понятий в дошкольном возрасте средствами технического творчества в дополнительном образовании Процесс изучения ребенком простейших геометрических понятий – довольно...
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...