«Формирование элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить счет на слух в пределах 5;
- закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;
- закрепить понятия «один» и «много», познакомить с цифрой 1:
- учить сравнивать предметы по ширине, используя в речи слова «шире» и «уже»;
- учить классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (цвет, форма, размер).
Развивающие:
- расширять мировоззрения об окружающих предметах и явлениях;
- развивать мыслительные операции, слуховое внимание, память.
Воспитательные:
- формировать интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы к занятию:
демонстрационный – плоскостные фигурки животных, цифра 1, две дорожки разной ширины, набор геометрических фигур.
раздаточный – лист белой бумаги, карандаш, 2 полоски разной ширины и цвета, домик с прорезью для двери, двери разной ширины, «крыша» для домика.
Ход занятия.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Будь внимателен!» Воспитатель хлопает в ладоши. Один из детей дает словесный ответ. Ребенок: «Вы хлопнули 4 раза» (игра повторятся 4 – 5 раз)
- На доске выставляется 5 цветных изображений животных.
Воспитатель задает вопросы:
- Сколько всего животных на доске?
- Давайте посчитаем их по порядку.
- Каким счетом мы считали? (порядковым)
- На каком месте стоит мишка?
- Который по счету слоненок?
- Кто стоит на четвертом месте?
Воспитатель предлагает закрыть детям глаза и меняет местами 2 картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает у детей «Что изменилось?» Ребенок дает ответ: «Мишка стоял на третьем месте, а цыпленок на шестом, а теперь мишка стоит на шестом месте, а цыпленок на третьем» и т.д.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну игрушку.
– «Что изменилось?»
Ответ: «Нет поросенка, который стоял на пятом месте».
- Предложить детям выйти на ковер. Обратить внимание детей на ящик с кубиками.
- Сколько кубиков в ящике? (много)
- Возьмите все по одному кубику?
- Сколько у тебя кубиков? (один) (3 – 4 ответа)
- А как вы думаете, какой предмет может быть только один? (Подвести детей к понятиям «солнце, луна, мама, части тела человека: голова, рот, и т.п.»
- А каких одинаковых предметов может быть много, очень много, таких которые трудно даже пересчитать? (звезды на небе, капельки дождя, снежинки).
- Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Очень давно люди научились считать и чтобы обозначать количество предметов придумали цифры. (Показывает цифру 1.)
Это цифра 1, она обозначает один предмет. На что она похожа?
Дети дают свои ответы, Воспитатель читает стихи о цифре один.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица,
(С.Маршак.)
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
(Г.Виеру.)
Воспитатель предлагает детям взять карандаш и нарисовать на листике:
- цифру один;
- один предмет;
- много предметов.
- Воспитатель предлагает детям выйти на ковер.
- А сейчас мы с вами попали в сказочный лес. Давайте глубоко подышим и почувствуем все запахи леса.
Дыхательная гимнастика «Вдыхаем аромат леса»
- А теперь пройдем по тропинке. Дети проходят по широкой дорожке с нашитыми пуговицами.
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
- А вот и еще одна тропинка. Дети идут по узкой тропинке.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Чем отличаются тропинки? (Одна тропинка – широкая, а другая – узкая.)
- По какой тропинке можно пройти вдвоем?
- По какой – только одному?
- Какую тропинку легче перепрыгнуть?
Закрепить понятия: «узкая», «широкая».
- Дети садятся за столы, воспитатель предлагает сравнить 2 полоски.
Дети сравнивают полоски приемом наложения.
Вопросы детям:
- Саша, широкая полоска у тебя какого цвета?
- Миша, а у тебя какого цвета узкая полоска? и т.д.
Воспитатель раздает детям конверты с заданием.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам достроить домик для матрешки.
В каждом конверте по два домика (показать), две крыши, разной формы, две двери и окошки. Надо из этих геометрических фигур достроить домики.
Дети самостоятельно достраивают домики.
Вопросы:
- Какую дверь ты подошла к твоему домику, широкая или узкая?
- Какого цвета дверь?
- Какой формы крыша? (прямоугольной, треугольной) и т.п.
Вы молодцы, помогли матрешкам и построили им домики.
- Матрешки просят им помочь, у них рассыпались фигуры и они не знают, как их разделить по цвету?
Ребенок выходит к доске и расставляет фигурки на доске.
- Какого цвета у тебя фигуры на первой полоске? (красного)
- На второй? (синего)
- На третьей? (желтого)
Аналогично дети делят фигуры по форме и по размеру.
- Итог.
- С какой цифрой мы познакомились?
- По какой тропинке было легче идти?
- Что понравилось?
Читайте также |
---|
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Стеклодувная фабрика
Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...