«Формирование элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе»

Задачи:

Образовательные:

- закрепить счет на слух в пределах 5;

- закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;

- закрепить понятия «один» и «много», познакомить с цифрой 1:

- учить сравнивать предметы по ширине, используя в речи слова «шире» и «уже»;

- учить классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (цвет, форма, размер).

Развивающие:

- расширять мировоззрения об окружающих предметах и явлениях;

- развивать мыслительные операции, слуховое внимание, память.

Воспитательные:

- формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы к занятию:

демонстрационный – плоскостные фигурки животных, цифра 1, две дорожки разной ширины, набор геометрических фигур.

раздаточный – лист белой бумаги, карандаш, 2 полоски разной ширины и цвета, домик с прорезью для двери, двери разной ширины, «крыша» для домика.

 

Ход занятия.

  • Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Будь внимателен!»     Воспитатель хлопает в ладоши. Один из детей дает словесный ответ. Ребенок: «Вы хлопнули 4 раза» (игра повторятся 4 – 5 раз)
  • На доске выставляется 5 цветных изображений животных.

Воспитатель задает вопросы:

- Сколько всего животных на доске?

- Давайте посчитаем их по порядку.

- Каким счетом мы считали? (порядковым)

- На каком месте стоит мишка?

- Который по счету слоненок?

- Кто стоит на четвертом месте?

Воспитатель предлагает закрыть детям глаза и меняет местами 2 картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает у детей «Что изменилось?» Ребенок дает ответ: «Мишка стоял на третьем месте, а цыпленок на шестом, а теперь мишка стоит на шестом месте, а цыпленок на третьем» и т.д.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну игрушку.

– «Что изменилось?»

Ответ: «Нет поросенка, который стоял на пятом месте».

  • Предложить детям выйти на ковер. Обратить внимание детей на ящик с кубиками.

- Сколько кубиков в ящике? (много)

- Возьмите все по одному кубику?

- Сколько у тебя кубиков? (один) (3 – 4 ответа)

- А как вы думаете, какой предмет может быть только один? (Подвести детей к понятиям «солнце, луна, мама, части тела человека: голова, рот, и т.п.»

- А каких одинаковых предметов может быть много, очень много, таких которые трудно даже пересчитать? (звезды на небе, капельки дождя, снежинки).

  • Дети садятся за столы.

Воспитатель: «Очень давно люди научились считать и чтобы обозначать количество предметов придумали цифры. (Показывает цифру 1.)

Это цифра 1, она обозначает один предмет. На что она похожа?

Дети дают свои ответы, Воспитатель читает стихи о цифре один.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица,

(С.Маршак.)

 

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

(Г.Виеру.)

Воспитатель предлагает детям взять карандаш и нарисовать на листике:

- цифру один;

- один предмет;

- много предметов.

  • Воспитатель предлагает детям выйти на ковер.

- А сейчас мы с вами попали в сказочный лес. Давайте глубоко подышим и почувствуем все запахи леса.

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем аромат леса»

- А теперь пройдем по тропинке. Дети проходят по широкой дорожке с нашитыми пуговицами.

Пальчиковая гимнастика «Листопад»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

- А вот и еще одна тропинка.  Дети идут по узкой тропинке.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Чем отличаются тропинки? (Одна тропинка – широкая, а другая – узкая.)

- По какой тропинке можно пройти вдвоем?

- По какой – только одному?

- Какую тропинку легче перепрыгнуть?

Закрепить понятия: «узкая», «широкая».

  • Дети садятся за столы, воспитатель предлагает сравнить 2 полоски.

Дети сравнивают полоски приемом наложения.

Вопросы детям:

- Саша, широкая полоска у тебя какого цвета?

- Миша, а у тебя какого цвета узкая полоска? и т.д.

Воспитатель раздает детям конверты с заданием.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам достроить домик для матрешки.

В каждом конверте по два домика (показать), две крыши, разной формы, две двери и окошки. Надо из этих геометрических фигур достроить домики.

Дети самостоятельно достраивают домики.

Вопросы:

- Какую дверь ты подошла к твоему домику, широкая или узкая?

- Какого цвета дверь?

- Какой формы крыша? (прямоугольной, треугольной) и т.п.

Вы молодцы, помогли матрешкам и построили им домики.

  • Матрешки просят им помочь, у них рассыпались фигуры и они не знают, как их разделить по цвету?

Ребенок выходит к доске и расставляет фигурки на доске.

- Какого цвета у тебя фигуры на первой полоске? (красного)

- На второй? (синего)

- На третьей? (желтого)

Аналогично дети делят фигуры по форме и по размеру.

  • Итог.

- С какой цифрой мы познакомились?

- По какой тропинке было легче идти?

- Что понравилось?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...