Конспект непосредственной образовательной деятельности «Доброта и вежливость»
Цели:
- Воспитание в детях этические нормы поведения в обществе, общении друг с другом.
- Формирование устойчивых моральных представлений и способности к нравственной саморегуляции.
- Помочь детям разобраться в самих себе, и научиться лучше понимать других людей.
Задачи:
- Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- Углублять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность;
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность, искренне высказывать свое мнение);
- Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;
- Побуждать детей к активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, поддерживать);
- Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова;
- Развивать монологическую речь, побуждать детей придумывать последующие события, подбирать подходящие по смыслу окончания фраз;
- Продолжать учить детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие положительные качества человека;
- Формировать представление о правиле «Будь приветлив, всегда старайся сделать другому приятное. Умей поделиться с друзьями».
Предварительная работа:
- Проведение занятия «О дружбе и друзьях».
- Разучивание пословиц о дружбе;
- Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья».
- Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства».
- Коллективная работа «Наши ладошки. Осеннее дерево».
Материалы к занятию:
Деревянная шкатулка, в ней спрятаны разноцветные картонные сердечки.
Иллюстрации к стихотворениям.
Сюжетные картины из серии «Что такое хорошо, что такое плохо», Г.П.Лаврентьевой.
Тема: Формирование представлений о правиле «Будь приветлив, всегда старайся сделать другому приятное, поделись лакомствами, гостинцами».
Ход:
Здравствуйте, ребята!!! Я очень рада вас видеть. А как мы еще можем поздороваться? (Доброе утро.)
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. И желать его другим. Улыбнемся друг другу, улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями. Пожелаем всем доброго утра и радостного настроения.
Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово. Попробуем повторить тихонько - «доброта». Внимательно вслушайтесь в это слово… В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - «доброта». Добро тебе, добро от тебя, как это верно!!!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Шкатулка.) Это добрая фея передала нам шкатулку с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать? (Ответы детей). Нам всем интересно, какие дары лежат в шкатулке, но об этом мы узнаем позже. Добрая фея предупредила, что волшебная шкатулка сможет открыться только в конце занятия, когда мы больше узнаем о доброте и добрых поступках. Ведь доброта, ребята, вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и обид. Доброта - это стремление делать добро другим.
- А как вы думаете, что такое доброта? (Все положительное, хорошее, полезное и т.д.)
- Какого человека мы можем назвать добрым? (Внимательный, заботливый, отзывчивый, ласковый, щедрый.)
- А если человек недобрый, он какой? Как о нем можно сказать?(Злой, жадный, грубый, равнодушный.)
- А что надо делать человеку, чтобы стать добрым? (Помогать ближним, говорить добрые слова, иметь доброе сердце.)
- А сейчас подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать добрый? (Человек, поступок,день, вечер, путь, взгляд, улыбка, сердце.)
Ребята, а как вы думаете доброту можно потрогать? Есть ли у нее запах, вкус? (Нет.) Но доброту можно увидеть в поступках людей, услышать в музыке или в добрых словах.
Вот мы с вами часто обращаемся друг к другу по имени. Как ласково звучит ваше имя? Поиграем сейчас с вами в игру «Ласковое имя». Встаньте, пожалуйста, в круг. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Мы по кругу ходили, ласковыми были,
Как в середину вставали, ласково себя называли.
Дети называют свои имена и прохлопывают ладошками: Cо-ня-Со-неч-ка, Да-ня-Да-неч-ка и т.д.
Молодцы ребятки! Мне было очень приятно услышать ваши ласковые имена. А вам нравится, когда ваше имя произносится ласково, по доброму?(Да.) Мы видим, что доброта это важное человеческое качество. Я уверена, что вы тоже учитесь быть добрыми,вежливыми людьми и знаете добрые слова.И, конечно, помните, что вежливые слова надо произносить ласково, улыбаясь, глядя в глаза человеку, которому их говорите.
- Попросите меня, пожалуйста, вежливо, чтобы я поиграла с вами. (Дети просят.) Ребятки, я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слово». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте! (Игра.)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого – спасибо!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день!
Когда вас ругают за шалости,
Вы говорите .. простите пожалуйста!
Ребята, ну вы молодцы! Cадитесь, пожалуйста!
(Прием неожиданности. Звонок телефона.)
Воспитатель:
- Ало, здравствуйте!
- У меня зазвонил телефон…
Кто говорит? Слон?
Ребята,вы, конечно, очень хорошо знаете стихотворение К.Чуковского «Телефон». Помните, кто звонил герою стихотворения? (Слон,крокодил, зайчата,медведь, тюлень, олень.) У всех были разные просьбы.
Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
- А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста, книжки.
- А потом позвонила свинья
Пришлите мне соловья!
Подумайте, чья просьба вежливее.Почему?
Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? А если к вам обратились грубо, что с вами происходит? (Обижаемся, грустим.)
Встаньте, пожалуйста, поиграем еще раз. Подарим друг другу добрые слова. Игра называется «Клубок добрых слов».Вы будете передавать друг другу мяч и говорить доброе слово.(Дети передают друг другу мяч и называют добрые слова-спасибо, пожалуйста, будьте добры,здравствуйте, доброго пути, извините, добрый день, доброй ночи,доброе утро…)
А теперь продолжим так. Кому я кину мяч, ответит мне на вопрос:
- Как обратиться к прохожему и узнать у него, который час?
- Как обратиться к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку?
- Как в автобусе попросить кого-нибудь из пассажиров передать деньги на билет?
- Как в магазине спросить у продавца, есть ли в продаже свежий белый хлеб?
- Вы провожаете друга в поездку. Что ему можно сказать?
- К вам пришли гости….
- Вас поздравили с днем рождения…
Молодцы, ребятки! Никогда не забывайте добрые и вежливые слова.
А сейчас садитесь, пожалуйста, и послушайте стихотворение А.Барто «Во дворе».
«Попал я в дедушку мячом
И закричал: «Я ни при чем!»
Но, досчитав до 30,
Сказал: «Ну, дедушка, прости!»
(Воспитатель показывает иллюстрацию.)
- Что произошло с мальчиком? Почему, попав в дедушку мячом, он сказал «Я ни при чем»? Что было дальше? Какие добрые слова еще можно было сказать старому человеку? (Извините, я не хотел.)
Очень хорошо!!! А сейчас послушайте стихотворение про ослика и скажите, можно ли его назвать вежливым? (Воспитатель читает стихотворение И.Пивоварова «Вежливый ослик».
- Как будет себя вести по-настоящему вежливый, воспитанный человек? Можно ли ослика назвать вежливым? Добрым?
Ребята, запомните, что добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Вспомните и скажите, какие вы совершали добрые поступки? (Дети отвечают).А помогать маме это хороший поступок? Ну тогда вставайте, сейчас мы покажем, как помогаем маме стирать белье.
Физминутка
Мы белье стираем сами
И полощем тоже сами,
Помогаем дружно маме.
1,2,3,4 (имитация встряхивания белья)
Потянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились!!!!
Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из знакомого вам стихотворения. (Воспитатель показывает иллюстрацию.)
- Был вежлив этот мальчик, и право, очень мил,
Отняв у младших мячик, он их благодарил,
«Спасибо» говорил.
Как на ваш взгляд, поступает этот мальчик?Что бы вы ему сказали? Какое чувство у вас вызывает этот поступок? Можно ли обижать кого-либо, особенно младших? Скажите, в нашей группе бывают такие поступки?
(Далее воспитатель поочередно показывает детям ситуативные картины из серии «».) А сейчас рассмотрите картину и скажите, что вы на ней видите.
1. (Папа дает мальчику коробку конфет и игрушку.Рядом мама.)
Рассказ воспитателя: У Вовы день рождения. Мама с папой купили ему в подарок игрушечного медведя и конфеты, чтобы он угостил детей в детском саду.
- Как поступит Вова с конфетами?
- Что бы сделали вы на его месте?
2. (Мальчик в раздевалке тайком кушает конфеты.)
- Почему Вова прячется?
- Что о нем подумают дети, когда увидят?
- Как вы думаете, захотят ли дети после этого дружить с Вовой?
3. (Мальчик угощает детей конфетами.)
- Правильно ли поступает Вова?
- Кто из вас так поступает?
- Какое настроение у Вовы?
- Почему он радуется?
Вот какие поступки мы с вами рассмотрели. Ребята, когда мы делаем добро, у нас на душе тепло, светло и радостно.
Ну а сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру. Я буду читать текст,и если он учит вас вежливости и добру, вы все хором отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья», а если загадки вам не по душе, то промолчите. Готовы?
(Игра.)
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
- У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
- Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
- Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада что вы не ошиблись.Вы добрые дети!
Ребята, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (О добре, вежливости, добрых поступках.)
А сейчас посмотрим в нашу шкатулку? Что там? (Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям.) Добрая фея принесла нам разноцветные сердечки. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей.)
А вот и ответ. Дети иногда ссорятся, обижают друг друга, а потом сами страдают от этого.Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые поступки, относиться к своим товарищам с добром, любовью, уважением. И чтобы вы, ребята, cмогли зажечь искорки добра в сердцах людей, своих друзей, нарисуем на сердечке любую добрую картинку (cолнышко,цветочек, улыбку и т.д), и подарим любому другу в группе. И конечно же, нашим гостям! А может еще кому то, кому вам бы хотелось подарить добро и радость.
Воспитатель включает музыку, дети разбирают сердечки, и садятся рисовать. После чего дарят их друг другу, гостям, или решают забрать для родителей. Воспитатель ведет непринужденную беседу о том, кому дети решили подарить сердечки.
Читайте также |
---|
Детские сказки дома и в детском саду
Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...
Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…
Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...