Познавательно-развивающее занятие по социально-нравственному воспитанию на тему:
«Как я отношусь к другим детям»

 

Образовательная область: познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям).

Программное содержание.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, отрицательное отношение к грубости, несправедливости по отношению к своим товарищам.

Развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения.

Словарная работа: воспитанный, бестактно, безжалостно, миролюбивый.

Оборудование.

Чудесный мешочек, в нём игрушка, которую трудно узнать, красные и синие кружки по количеству детей, «смайлики».

 

Ход занятия.

Дети с воспитателем поют песню «Мы едем, едем, едем…»

«Дети, сегодня мы с вами поговорим о том, как вы относитесь к другим детям».

«Ребята, вы помните, кто такой Маугли? Кто помог ему жить в лесу? (Звери.) Мог ли Маугли жить один? А ребёнку среди людей легче, чем одному? Если взрослые его кормят, одевают, учат, зачем же нужны ровесники, то есть такие же дети, как он сам? (Играть, дружить, учиться договариваться, уступать, жалеть, делиться.)

Расскажите, как вы договариваетесь, когда хотите поиграть? С кем из девочек легко договориться? Как вы думаете, почему?

С кем из мальчиков всегда легко договориться? Почему? Мы можем назвать Катю, Давида – миролюбивыми (мир – любить)? Можно назвать миролюбивых детей уступчивыми? Вам приятно, когда рядом такие дети?

А как вы думаете, честно ли, когда уступают одни и те же? Как же правильно, справедливо поступить? (Уступать самому или использовать считалку, жребий.)

Предположительная игра с использованием считалки.

Ребята, но иногда бывает и так, что дети не могут договориться мирным путем. Давайте посмотрим, как это происходит у зверей.

Упражнение «Ежик» и «Хищники».

- Кому понравилось быть ёжиком? Хищником? А я бы никогда не захотела превратиться в хищника, мне не нравится, как он расправляется с другими животными. А вот ёжиком иногда хочется побыть, чтобы чуть – чуть выпустить иголки на тех, кто обижает слабых, ссорится с друзьями.

Есть дети, которые не дерутся, но всё равно обижают других. Можно обидеть человека словами? Вот плачет мальчик… Ему говорят: «Что ты разнюнился, как девчонка?» Обидно? Можно и мальчику, и даже мужчине заплакать, если сильная боль, или большое горе, или обида. Дразнить другого человека – значит задевать его достоинство – самоуважение.

Чтение басни С. Михалкова «Зеркало» («Этические беседы…», 48)

- Как носорог относился к окружающим?

- Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?

- Как звери проучили носорога?

- Давайте придумаем продолжение басни, в которой носорог поймёт, что нельзя издеваться над другими, что надо жить дружно со всеми.

А вас кто-нибудь дразнил? Что вы в это время чувствовали? Можно ли смеяться над внешностью человека? Почему нельзя? Как при этом себя вести? (Лучше всего никак, то есть «не вижу, не слышу» - скорее отстанут.)

Скажите, а с кем из девочек в группе вам хочется играть? Почему? Как ведёт себя … по отношению ко всем в группе? (Добрая, не обижает, делится…)

А с кем из мальчиков? Почему? Как ведёт себя … по отношению ко всем?

Игра «Хорошо – плохо» (Если поступок хороший – поднимите красный кружок, а если плохой – синий.)

 

Плохие

Хорошие

Лениться, не помогать никому, даже маме

Помогать родным и друзьям

Обзываться и дразнить других

Здороваться при встрече, используя слова приветствия

Никому не давать свои игрушки

Делиться с другими детьми тем, что у тебя есть

Говорить слишком громко, непрерывно болтать

Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника

Всё разбрасывать, не убирать за собой, не класть на место

Следить за своим внешним видом, аккуратно всё складывать

 

Мне нравится, что все дети в нашей группе стараются жить дружно.

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:

- Нет друга, ищи, а найдёшь – береги.

- Настоящий друг познаётся в беде.

- В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.

Физкультминутка.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

Конечно, иногда мы обижаемся друг на друга, но ведь это ненадолго, правда?

Как вы думаете, если ребёнок по каждому поводу обижается, как его можно назвать? (Капризным.) А если извиняется легко, а потом опять кого-нибудь обижает? (Вредным.)

Если справедливо оценить своё собственное поведение, то было ли у вас так, что вы капризничали, непременно хотели, чтобы было по - вашему?

А бывает и так: никто не ссорится, не дерётся, а просто одна девочка другой сказала: «Какие смешные у тебя туфли». Девочка, которой это сказали, заплакала. Как вы думаете, почему? Сказавшая повела себя бестактно, безжалостно, грубо. Можно ли говорить человеку, что у него некрасивые уши? Что он некрасиво заикается? Что он неправильно произносит какие-то звуки? Что у него не такая одежда, как у всех? Нет, это бестактно (безжалостно).

А если вы нечаянно что-то сказали, не желая обидеть другого ребёнка, как выйти из положения? (Извиниться.) Если вы извинились, значит, вы раскаялись, то есть жалеете о сказанном.

Ситуация. (Девочка играет с куклой, а мальчик идёт мимо и нечаянно толкает её.)

А можно ли детям спорить друг с другом? Конечно, можно, только делать это надо спокойно и вежливо.

Давайте попробуем поспорить, что у меня в чудесном мешочке. (Дети отгадывают игрушку с помощью наводящих вопросов.) Мы сейчас спорили, а не ссорились. Если спорить по правилам, ссор не будет. (Говорить не перебивая, не обзывать, не кричать.)

Какие же правила помогут вам жить дружно с другими детьми? (Договариваться, соблюдать очерёдность, уступать право выбора, не спешить махать кулаками, не допускать бестактность, прощать, если обидчик раскаялся, то есть пожалел о сделанном.)

Если вы соблюдаете эти правила, вы вежливы, ведёте себя прилично. Давайте покажем своё доброе, хорошее, дружеское отношение друг к другу и обменяемся «смайликами» - улыбками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Читайте также

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период...

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей…

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей группе Цель: формирование у детей бережного отношения к природе. Программные задачи: - сформировать у детей...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...