Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы

«Озеро Азас»

Цель: побуждать интерес к природе родного края.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей республики и её богатствах; дать представление об озере Азас;
  2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
  3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.

Оборудование: видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера, корзинка, кедровые шишки, кроссворд, удочка.

Методы и приемы: показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

 

  Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.

- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?

Правильно, молодцы!

Нас ждут новые тайны земли тувинской.

Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.

 2                     

А вот и первая загадка:

У меня иголки длинней, чем у елки.

Я расту прямо в высоту.

Если я на опушке, ветви только на макушке.

(Сосна.)

Правильно. Давайте в пишем первую отгадку.

2.Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

3. Её всегда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.      

(Ель.)

4. В сенокос – горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка.        

(Рябина.)

5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.

(Осина.)

Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)

Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.

Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас? Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы. Это очень далеко от нашего города

- А как называется город, в котором мы живем?

Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие? А почему на вертолете?

И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь. (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

Ребята, про озеро «Азас» написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:

Над озером алый

Пылает закат.

Дворцы золотые

На небе блестят

 

Багряное небо.

Как полог цветной,

сливается краем

с озерной волной.

 

Смеется, ликует, и дышит оно,            

как будто бы волнам.      

Дыханье дано.

 

И золото льется,

На волны ложась.

Расплавленным солнцем.

Наполнен Азас.

 

Все стало, как в сказке, покуда

Оделось в шелка.

И озеро рдеет,

Как чаша цветка.

 

Сверкай же,

Закат не погас,

ты, озеро света,

Чудесный Азас!

 

Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.

Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.

(Просмотр отрывка из фильма.)

Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.

Ребята, посмотрите на озеро, оно все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер.

А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

В озере Азас водится очень много рыбы.

- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

(Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

- А почему?

Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку»

(Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы.)

  1. Может ли рыба жить без воды?
  2. Чем дышит рыба?
  3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
  4. Чем покрыто тело рыбы?

А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера. (Звучит тувинская мелодия).

-Что вы видите вокруг?

- Назовите, какие деревья вам повстречались?

- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.)

- А чем отличается лес от тайги?

Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.

- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

- Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя, проживают столько лет.

А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.

Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.

Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

- А еще кто?

Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка. (Звучит пение кедровки).

Давайте рассмотрим с вами птицу

Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

- А какие вы знаете ягоды?

-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

Игра: «Собери дары леса».

Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.

Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами с могли назвать?

Ребята, это рысь. Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей.

Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора.   А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы также чисто?

А что бы мы с вами увидели?

- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

Молодцы правильно.

Давайте вспомним правила поведения в природе.

1

Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

Спасибо белочка за угощение.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Кто запомнил, как называется озеро?                                               

А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.

 

Список использованной литературы

1. Красная Книга Республика Тыва / Растения; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002

2. Красная Книга Республика Тыва / Животные; Новосибирск, Издательство СО РАН Филиал «ГЕО», 2002

3. Республика в центре Азии . Советской Туве 40лет (путевые заметки).- М.: АПН, 1984.

4. Республика в центре Азии. Тыва. Внешторгиздат. 1994

5. Советска Тува Издательство «Планета», Москва, 1984

6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.

7. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...