Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Заседание ученого совета по научным экспериментам»

 

Программное содержание: познакомить детей со свойствами древесины (не тонет, горит, плотное, поддается обработке). Дать элементарное представление о профессии плотника. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закреплять умение работать с оборудованием, закреплять при этом необходимые меры безопасности.

Воспитательные задачи.Развивать социальные навыки умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к древесине.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: экспонаты, рубанок, резцы, клещи, ножовка, стругать, обрабатывать, плотный.

 

Ход занятия.

Ребята, давайте мы с вами совершим экскурсию в музей. Это необычный музей, а все предметы, которые находятся в музее называются экспонатами. (Слово повторить с детьми). Но прежде чем мы войдем в музей давайте вспомним правила поведения в музее. (Ответы детей. Громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать.)

Молодцы. Проходите, смотрите. (Звучит тихая музыка.)

Правильно. Все эти предметы сделали люди, используя свойства древесины. А вот какие свойства бывают у древесины мы узнаем сегодня в нашем научно-исследовательском центре. Но прежде чем вы пройдете в лабораторию и займете свои места, вам необходимо предъявить пропуск. А пропуском будет - название деревьев. Оденьте, пожалуйста, свою форму научного сотрудника, предъявите пропуск, занимайте свои рабочие места.

Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. Подвиньте к себе емкости с водой и предметы на прозрачном подносе. Возьмите пуговицу и опустите ее в воду.

Что с ней стало и почему? (Пуговица утонула.)

А теперь возите скрепку и опустите ее вводу. Что стало со скрепкой и почему? (Она тоже утонула.)

А сейчас возите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему? (Кубик плавает, потому что он деревянный.) Если дерево в воде не тонет что стали строить люди из него? (Стали строить лодки, корабли.)

Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Оно не тонет. Какую схему мы к нему подберем?

Второй эксперимент проведу я. У меня в руке лучина из дерева. Попробуем поджечь ее. Что происходит с лучиной? (Она горит.)

Что заметили люди, когда горит древесина? (Что становится светло и тепло.)

Мы с вами выяснили второе свойство - дерево горит. А сейчас подберем к этому свойству схему.

Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

Подвиньте к себе желтые тарелочки. Возьмите поролон и рассмотрите его под лупой. Что вы видите? (Небольшие дырочки.) А сейчас возьмите пенопласт и рассмотрите его под лупой. Что вы видите? (Тоже очень маленькие дырочки.)

А теперь возьмите деревянный брусок и рассмотрите его под лупой.

Что вы видите? (Брусок гладкий.) Как вы думаете, если из пенопласта или поролона сделать стол, какой он будет? (Стол сломается, на него ничего ставить будет нельзя, такие столы не делают.)

А из чего можно сделать прочный стол? (Из деревянных досок.) Это говорит о том, что дерево плотный материал. Давайте подберем схему к этому свойству.

Ну, а теперь я вас приглашаю поиграть. Игра «Маленькие человечки».

Молодцы. Занимайте свои рабочие места. Скажите, дерево какой материал? (Ответы детей. Плотный.)

Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмите точилку и попробуйте поточить карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод? (Дерево можно пилить, резать, точить.)

Итак, древесина легко поддается обработке, а сейчас надо подобрать схему к этому свойству.

Ребята, к нам в научный центр пришел очень интересный человек (Здоровается с детьми.)

Проходите, пожалуйста.

Плотник. Меня зовут Иван Петрович.

Воспитатель. А мы, дети группы № 7, занимаемся исследованиями древесины. А Вы расскажите нам о своей профессии и что Вы умеете делать?

Плотник.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это я делаю

Окна и полы.

Топором, рубанком

Выстругиваю планки.

Сделал подоконник

Без сучка-задоринки.

Так догадались кто я? (Ответы детей.)

Плотник. Мне, как плотнику, нужны плотницкие инструменты. А вы знаете, какие инструменты мне нужны? (Пила, гвозди, молоток…)

Плотник. А вот сейчас и выясним. Я предлагаю вам поиграть. (Игра «Какие инструменты нужны плотнику?».)

Воспитатель. Иван Петрович, давайте, сравним инструменты в вашем ящике и в ящике у детей. (Сравниваем и выясняем.)

Плотник. Молодцы. Для того чтобы сделать стул, нужны доски. Доски должны быть гладкими, для этого я пользуюсь рубанком. (Показывает и просит повторить детей). А для того чтобы отрезать доску необходимой длины я пользуюсь ножовкой. (Показывает и просит повторить слово «ножовка».)

Плотник. А как вы думаете, для того чтобы скрепить доски между собой что нужно? (Гвозди и молоток.)

Плотник. Профессия плотника нужная. Потому что отремонтировать стул или сделать новый стол, двери, рамы может только опытный плотник.

Воспитатель. Спасибо Вам, Иван Петрович. (Прощается с детьми и уходит.)

Ребята, а у меня есть еще вот такие интересные инструменты. Называются они резцы. (Повторяют.) С помощью этих инструментов особо искусные мастера из древесины делали целые произведения искусства. Они вырезали фигурки птиц, животных, людей и украшали свои жилища.

А вы заметили, ребята, что при обработке дерева остается много опилок и стружек? Так вот люди научились их использовать. Так, например, из еловых опилок, добавляя синтетические волокна, научились делать нити, а из этих нитей делают искусственные ткани и шьют одежду.

На больших заводах при обработке дерева остается много опилок и стружек. Люди помещали их в огромные емкости, добавляли специальный клей, тщательно перемешивали, а затем из этой массы под прессом делали деревостружечные плиты. Они, конечно, не такие плотные, как доски, но зато помогают людям сохранять деревья. (Показываю ДСП.)

А давайте мы с вами тоже попробуем сделать такую плиту. Я возьму опилки, добавлю клей, тщательно перемешаю и перелью все это в емкость, а вечером посмотрим, что у нас получится.

Ребята, мы с вами были в музее и видели красивые расписные деревянные предметы. Давайте и мы с вами попробуем покрасить древесные стружки. Подойдите к этому столу, берите краски, кисточки и раскрашивайте стружки. (Дети раскрашивают стружки.)

А сейчас из этих крашеных стружек я предлагаю сделать осеннее дерево. (Дети приклеивают стружки к макету дерева.) Какое чудесное дерево у нас получилось. Мы повесим его у себя в группе.

Итак, сегодня мы с вами говорили о свойствах дерева. Давайте повторим.

  1. Не тонет.
  2. Горит.
  3. Подвергается обработке.
  4. Имеет плотную структуру.

Спасибо за работу всем научным сотрудникам. А сейчас можете снять свою форму и пойти отдохнуть.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Читайте также

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...