«В гости к хозяюшке»
Конспект НОД по ознакомлению с русскими народными традициями, поверьями и фольклором в старшей группе
Цель: Систематизировать знание детей о народных традициях, поверьях, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре, и быту русского народа, к народным традициям. Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберега.
Предварительная работа: изготовление оберега, знакомство со старо- забытыми словами.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!
Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!
Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место? Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.
Дети: Хозяйка, а что за праздник?
Хозяйка: Слушайте мои голубчики, сегодня именины у Кузи, нашего любимого домового Кузи. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?
Дети: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовики, в воде – водяной, а в доме – домовой.
Хозяйка: Правильно, а что делает домовой, чем он занимается?
Дети: Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.
Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?
Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.
Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?
Дети: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.
Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по-другому:
- украинцы – домовой дед;
- белорусы – господарик, хатник;
- поляки – хованец.
В нашем доме, как я уже сказала, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.
Раздаётся стук за печкой.
Хозяйка высказывает предположения что кто- то пришёл и предлагает детям вежливыми словами пригласить в гости гостя войти. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Дети высказывают самые разные предположения, кто же это может быть. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают. В ответ на печке – ширме появляется Кузя.
Кузя поёт весёлую песенку:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Самый лучший в мире домовой. Потом прячется, затевая с детьми игру «Аюшки».
Дети (кричат): Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Оладушки!
Дети: Где же они?
Кузя: Под лавкой!
Дети: Экий, Кузя ты чудак?
Кузя: А вы, детки как!
Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)
Дети: Кузя!
Кузя: Аюшки! (выглядывает)
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Сапожки!
Дети: Где они?
Кузя: А, я сделал, как Вы велели на стол поставил и съел. Вот здорово! Я ведь действительно очень хороший.
Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовёнок если в детском саду живёшь! Дети, подумайте, как можно назвать домового Кузю?
Дети: Садовёнок.
Кузя: Ой, мне нравится. Я садовёнок Кузя!
Хозяйка и дети: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилища оберегаете. Это правда?
Кузя: Правда! Правда! Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала.
Хозяйка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги, которые оберегали дома в дальние времена. Расскажите, что они означают?
(Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают.)
- Кукуруза - здоровье детей,
- Перец - защищает от ссор в семье,
- Чеснок, лук – отгоняет нечистую силу,
- Горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток.
- Ягоды рябины, шиповника - оберегают женскую, (девичью) красоту, молодость. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Предмет, оберегающий, охраняющий от чего- то злого, нехорошего.)
Хозяйка: Ой, ребята, совсем забыла, ведь у садовёнка Кузи именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, подарки, угощенье.
Кузя: Мне нравится «Жмурки». Давайте поиграем (завязывают глаза и дают колокольчик).
Дети играют.
Кузя: Спасибо вам за игру!
Хозяйка: На именины подарки дарят. Кузя тебе ребята своими руками сделали оберег. (Кукурузу- что бы защищала тебя.)
Кузя: А, я вам подарю веточку рябины, чтобы она оберегала вашу красоту.
Хозяйка: Какие же именины бывают без угощений. (Угощает детей и садовёнка сахарным петушком и пряниками.)
Хозяйка: Вот и закончился наш праздник - именины садовёнка Кузи.
До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам.
Мы всегда рады.
До новых встреч!
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии
Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...
Воспитательное значение народных сказок
Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...