Занятие по развитию логического мышления
«Прогулка с Красной Шапочкой»


Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, здоровье.

Цель: развитие логического мышления.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми:

Образовательный аспект:

- Закрепить умение использовать обобщающие понятия.

- Закрепить представление детей об изображении предметов на нескольких планах, передачи удалённых предметов, перспективе.

- Закрепить знания о вертикальных и горизонтальных линиях.

Развивающие:

- Активизировать в речи слова, обозначающие нахождение предмета в пространстве.

- Развивать пространственное мышление.

- Развивать конструктивные способности.

- Развивать мелкую моторику, внимание, память.

- Развивать графические навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, познавательный интерес, умение работать коллективно.

Способ организации: активно - деятельностный.

Вид детской деятельности: познавательно-речевой, продуктивный.

Демонстрационный материал: книга Шарля Перро, кукла Красная Шапочка, игровое табло и карточки к нему (картинки волка, Красной Шапочки, домика, бабушки), муляжи или картинки овощей и фруктов, компьютер, корзинка, корзина с массажными мячами, игрушка ёжик, колокольчик.

Раздаточный материал: игры головоломки «Танграм», листы в клетку, простые карандаши.

Литературный ряд:сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»

Предварительная работа:

  • Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».
  • Наблюдение в окружающем мире вертикальных и горизонтальных линий.
  • Дидактические игры: «Далеко - близко», «Овощи. Фрукты», «Четвёртый лишний».
  • Подвижные игры на внимание и координацию движений: «Гномики - Великаны», «Строчка. Столбик», «Нос, стены, потолок».

Организация пространства:Группа оформлена как лесная тропа. Условно 3 зоны: 1-организационная, 2- «дом», где дети встречают Красную Шапочку, 3- учебная зона, на столах приготовлены материалы для продуктивной деятельности.

 

Предполагаемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:

 

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к природным явлениям, животному миру, задаёт вопросы, наблюдает.

Испытывает удовольствие от коллективной работы, принимает активное участие.

Эмоционально-отзывчивый.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих объектов природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Умеет объединяться для коллективной работы, не мешая друг другу, выполняя задание взрослого. Умеет делиться своими впечатлениями.

Способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные правила поведения

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правила вежливости и правильного взаимодействие с растениями и животными.

Умеет действовать совместно в физических упражнениях и согласовывать движения.

Способный решать поставленные задачи

Стремиться самостоятельно выполнять элементарные поручения; использует в продуктивной деятельности имеющиеся предметы. Умеет делать простейшие обобщения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной и познавательной деятельности. Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций и чтению книг.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Сформированы пространственные представления, умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.

 

Карта занятия:

 

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный, 1-2 мин.

Приглашает к себе, показывает книгу Шарля Перро «Красная Шапочка», предлагает «прогуляться» по страницам сказки

Садятся на стульчики, слушают просьбу о помощи.

Мотивация – спасти Красную шапочку

Эмоциональный отклик на просьбу.

2. Основная часть, 18-20 мин.

Показывает куклу, задаёт вопросы, предлагает разрешить проблемные ситуации.

 

 

Показывает муляжи овощей и фруктов.

Проводит игру на компьютере.

 

 

Предлагает сесть за стол и рассмотреть картину.

Задает вопросы, предлагает перехитрить волка.

Показывает ёжика, предлагает массажные мячи.

 

Рисует в воздухе горизонтальные и вертикальные линии.

Проводит графический диктант.

 

 

Предлагает построить дом из головоломки «Танграм».

Проводит физкультминутку «Волк».

Отправляются в «путешествие по сказке», обращают внимание на куклу, отвечают на вопросы.

Сортируют овощи и фрукты, решают задачи в логических таблицах на компьютере.

Выполняют упражнения.

Садятся за столы. Рассматривают картину.

Отвечают на вопросы.

Берут из корзины массажные мячи и катают между ладонями под стихотворение.

Повторяют движения пальцем в воздухе, выполняют гимнастику для глаз, пишут графический диктант.

Собирают головоломку «Танграм».

Делают физические упражнения.

Использование художественного слова; рассматривание иллюстраций;

Обращение к опыту детей;

Создание и разрешение проблемных ситуаций;

 

 

 

 

 

 

Массаж ладоней.

 

 

 

Профилактика утомляемости зрения.

Развитие графических навыков.

 

Развитие конструктивного мышления, комбинаторных способностей.

Физкультминутка «Волк»

3. Закрепление материала. 5 мин.

Предлагает игру на ориентировку в пространстве «Угадай, где звенит».

Разыгрывает диалог между бабушкой и внучкой.

Задаёт вопросы.

Играют с колокольчиком с закрытыми глазами.

Смотрят сценку

 

 

Решают словесно-логические задачи.

Отвечают на вопросы.

Слушание звуков колокольчика, пространственное ориентирование.

Эмоциональный отклик

Развитие мыслительных операций

4. Итоговый, 2-3 мин.

Кукла благодарит, хвалит детей и прощается.

Хвалит, задаёт итоговые вопросы.

«Возвращаются в детский сад», отвечают на вопросы.

Итоговые вопросы.

Похвала.

 

В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:

«Коммуникация»

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики и графических навыков.

«Познание»

- расширение кругозора детей, развитие пространственных представлений.

«Художественная литература»

- приобщение к различным видам искусства: зачитывание текста авторской сказки, проговаривание стихотворений.

«Художественное творчество»

- развитие художественных представлений.

«Здоровье», «Физическая культура»

- сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Приложение.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Все вставайте рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

- А сказку мы вспомним такую:

(Воспитатель показывает детям книгу Ш.Перро «Красная Шапочка».)

- Это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка», давайте прогуляемся по её страницам.

Воспитатель открывает книгу и читает

- «Жила-была в одной деревне девочка, и звали её …».

Воспитательпоказывает на куклу

- Ребята, так вот же она! Кто это? Почему девочку так назвали?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Красная Шапочка говорит, что мама опять ей дала поручение отнести гостинцы бабушке. Сегодня она должна отнести овощи. Мы поможем?

Ответ детей: Да

1. Д/и «Овощи, фрукты»

Воспитатель:

- Давайте выберем из всех продуктов, которые лежат на столе, только овощи и положим их в корзину.

2. Д/и «Логические таблицы» (компьютер)

Воспитатель обращает внимание детей на компьютер.

- Ребята, посмотрите, оказывается, мы не все овощи собрали. Посмотрите на монитор. Какой овощ нужно поставить в пустую клетку?

- Молодцы, ребята! Вы собрали все овощи. Давайте отправимся в путь – проводим Красную Шапочку до бабушки.

(Дети встают и выполняют имитацию движений.)

И пошли наши ножки,

По кривой дорожке

Обходя пенёчки,

Перешагивая кочки,

Прогнувшись под веточками,

Чтоб не поранились деточки.

Воспитатель берёт корзину с овощами и куклу:

- Давайте вместе с Красной Шапочкой отправимся через лес. Вы, пожалуйста, берите свои стулья и пойдём за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Кто на ней изображен?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Скажите, почему Красная Шапочка на картине по размеру больше, чем Волк?

- Почему Волк кажется нам маленьким?

- Почему дом кажется нам маленьким?

- Кто быстрее доберётся до дома бабушки?

Ответы детей:

Красная Шапочка ближе к нам, чем Волк.

Дом далеко, поэтому кажется маленьким.

Волк ближе к дому бабушки, поэтому придёт туда быстрее.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на картине чья-то нора. Да это же ёж! Давайте попросим его задержать Волка. Поиграем с ежом и Волком.

Берите из корзины массажные мячи, катайте их в ладонях и повторяйте за мной:

Он в лесу, в норе живёт

Иглы на себе несёт.

На колючий шар похож,

Догадались? Это… ёж.

- Ёж колючий, ладоням стало тепло и приятно. Давайте скажем ежу спасибо за игру, пусть бежит в свою нору. А мы нарисуем для Волка самую длинную и трудную дорогу, по которой он попадёт к дому охотников.

3. Упражнение для профилактики утомляемости зрения.

Воспитатель:

- Ребята, я буду рисовать пальцем в воздухе линию и глазами следить за кончиком своего пальца. Вы, пожалуйста, рисуйте такую же линию и следите за своим пальцем. Будьте внимательны. Поставьте палец перед лицом. Нарисуйте вертикальную линию вверх, вниз, горизонтальную вправо, влево. Ещё раз: вверх, вниз, вправо, влево. Молодцы. А теперь нарисуем дорогу на листе.

4. Графический диктант.

Воспитатель медленно диктует задание. Дети рисуют дорогу на листах в клетку простым карандашом под диктовку.

1 клетка вверх, 1 вправо,1 вниз,1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз,1 вправо. Повторите до конца строки.

5. «Танграм»

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. По дороге, которую мы нарисовали, Волк придёт в дом охотников. Выглядит этот дом так (Воспитатель показывает схему постройки). Давайте построим его из деталей головоломки «Танграм».

Воспитатель:

- Отлично! Волка мы перехитрили. А теперь быстрее к бабушке! Вставайте из-за столов и повторяйте за мной упражнения.

6. Физкультминутка «Волк»

Волк наклоны делать рад руки на поясе,

Вправо, влево, вперёд, назад. наклоны в стороны

Много-много раз подряд

Влево, вправо, вперёд, назад.

Присядет, разогреет ноги приседание

И помчится по дороге. бег на месте

Воспитатель:

- Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает на колокольчик.

- Посмотрите, ребята, вот и дом бабушки. На дверях висит колокольчик. Давайте позвоним.

7. Игра с колокольчиком.

Воспитатель:

- Вы, пожалуйста, закройте глаза. Я буду подходить к кому-нибудь из вас и звенеть колокольчиком. Тот, к кому я подошла, должен угадать, где звенит колокольчик.

Дети с закрытыми глазами определяют на слух место, откуда слышится звук: справа, слева, снизу, сверху, и называют это место.

Воспитатель:

- Молодцы. Ребята, мы громко звенели колокольчиком, и бабушка Красной шапочки нас услышала. Посмотрите, она выглянула в окно. (Воспитатель вывешивает картинку бабушки так, чтобы из-за домика была видна только её часть. Разыгрывает сценку диалога между бабушкой и внучкой):

- Кто там?

- Это я, твоя внучка Красная Шапочка.

- А если ты - не моя внучка, а обманщик волк? Проверю я тебя! Задам тебе задачки!

Красная Шапочка обращается к ребятам:

- Друзья мои! Вы мне поможете?

Ответ детей: «Да».

Бабушка: «Слушайте внимательно»

8. Словесно-логические упражнения.

- Кто дальше уплывёт - утёнок или цыплёнок?

- Как быстрее сорвать помидор с дерева?

- У кошки 2 правые лапы и 2 левые, 2 лапы сзади и 2 спереди. Сколько лап у кошки?

Воспитатель достаёт картинку с бабушкой полностью, говорит за бабушку: «Молодцы! Правильно решили!»

Воспитатель обращается к детям:

- Посмотрите, ребята, как бабушка рада видеть свою внучку. Бабушка и Красная Шапочка благодарят вас за помощь и дарят вам эти маленькие подарки (наклейки). Спасибо, Красная Шапочка, спасибо, бабушка. До свидания.

Дети прощаются с персонажами.

Воспитатель:

- Вот мы и побывали в сказке «Красная Шапочка», проводили девочку. Пора нам возвращаться в детский сад.

9. Итог образовательной деятельности:

- Кто просил у нас помощь? (Ответ детей.)

- Что мы сортировали? (Ответы детей.)

- Какие линии мы рисовали? (Ответ детей.)

- Что мы построили из головоломки «Танграм»? (Ответ детей.)

 

Список используемой литературы:

  1. В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. Стр. 131
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Читайте также

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...