Сайт для воспитателей детских садов



«Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству»

 

«Велика наша Россия

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет».

 

И. Кадухина

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о народных промыслах: Гжели, Хохломе, Жостово, Дымково, русской народной игрушке (матрешке), уметь различать особенности, характерные для каждого вида росписи.
  • Развивать умение детей подбирать эпитеты-прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов. Закреплять навыки творческого рассказывания (стихи, пословицы, поговорки).
  • Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму, гармонично размещать детали на заданной площади.
  • Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • Продолжать воспитывать в детях уважение к труду народных мастеров, любовь к народным традициям.

Материал: слайды с изображением разных видов народных промыслов. Бумажные заготовки жостовских подносов, гжельского фарфора, дымковских игрушек, хохломского промысла, матрешки. Ширма с детскими работами, карточки для игры, Петрушка (кукла би-ба-бо).

Изо - материал: краски, фломастеры, кисти, непроливайки, палитры, салфетки, бумага и мольберт.

 

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (слайд, где несколько промыслов). Какая красота! Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут в России. Наша страна велика и каждая область славится каким-то промыслом. Там, где растут леса, из дерева делают различные предметы, если есть глина, то глиняные изделия украшают каждый дом.

Издавна наш народ славился трудолюбием и умелыми руками. Люди всегда стремились украсить свой быт и появились на одежде и предметах причудливые узоры. Сама природы подсказывала мотивы росписи. И краски природы делали эти изделия нарядными, красочными, волшебными.

Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы побывали и какие росписи вы узнали. (дети рассматривают слайд, называют).

Д: Мы познакомились с хохломой, гжелью, дымкой, и жостово.

В: Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали красивые работы, учились расписывать разные изделия, как это делали народные мастера.

(Слайд с детскими работами, а также выставка детских работ на ширме)

Раздается стук и входит Петрушка

- Здравствуйте! дети, я так спешил, что чуть не потерял свою шляпу!

Воспитатель: отчего ж ты так спешил, Петрушка?

- Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого рассказать, чего вы больше ни от кого не услышите.

- Ну что же, поделись с нами своими познаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Петрушка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины.

Воспитатель: Ах, Петрушка все-то ты напутал! Ребята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины?

- Дымково.

(Слайд о Дымковской игрушке.)

- Про дымковскую игрушку Лера М расскажет тебе красивое стихотворение.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(По мере чтения стихотворения детям показывают слайды дымковской игрушки.)

- В слободе Дымково, на берегу реки Вятка, лепили из глины-барышень, нянь, индюков, трехголовых и двухголовых коней. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжиг в печах, побелка. А чем белили игрушки? Роспись только по белённому. Краски яркие, блестящие. Все игрушки, как многоцветное солнышко. Делать игрушки нужен особый талант.

Только в городе Вятка был особый праздник, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял-с музыкой и непрерывным, заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздников зимой эти игрушки ставили между оконными стеклами, они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки (игра «Карусель»).

Петрушка: Ну, подумаешь ошибся! Зато дальше я вам всё правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают её разными цветами: синим, красным, желтым.

Воспитатель: Да, Петрушка, ты поражаешь своими «знаниями» - незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?

(Слайд о Жостовском промысле.)

Дети: В этом селе делают металлические подносы, даже название села похоже на слово «жесть, что означает металл.

- Чем же знамениты жостовские подносы?

Дети: Они украшены красивым узором из цветов и листьев.

- А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?

Дети: Они использовали разные краски: красную, желтую, зелёную, синюю.

- Правильно. Сначала лаковые подносы делали на Урале, Нижнем Тагиле. Позднее, в xix веке подносы стали изготавливать в Подмосковье, в селе Жостово. Сначала делают заготовки из жести разной формы (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, с неровными краями, их называют гитарные). Долго подготавливают для росписи. Мастера все цветы рисуют по нескольку раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, второй, и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Мастера рисуют цветы, букеты, гирлянды, натюрморты и т.д. Затем покрывают лаком, чтобы они блестели. По краям нарисована тонкая кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.

Вот и стихотворение о таких красивых цветах знает Алина М.

Цветы Росси собрались

На жостовском подносе,

В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелёными косицами.

Петрушка: Одну минутку! А где же в России делают посуду из белой глины?

Дети: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой - эта посуда белая, а на ней сине-голубые цветы. (Слайд Гжельской росписи.)

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Смотришь на каждый предмет и любуешься. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок.

Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмет, то слабее. И всё, что он нарисует, после обжига становится синим и голубым- цветы, листья, трава. Всего одна краска, а нарядная, праздничная получается роспись.

Сначала мастер заливает форму, затем обжигает в печи, потом проверяют нет ли трещинки. А затем в живописный цех. Там мастера расписывают предметы, все изделия покрывают глазурью, они становятся блестящими.

Маша Б читает стихотворение

Есть в Подмосковье такое местечко -

Белая роща, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Петрушка: А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Вот только я забыл, как называется этот промысел? (Слайд хохломской росписи.)

- Правильно Хохлома! Почему ее называют золотой? А еще как можно назвать? (Огненная, солнечная, медовая.)

Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали олифой, а потом ставили в печь-закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели. А какими ещё цветами пользовались мастера?

Дети: черный, красный, желтый.

- Какие основные элементы хохломской росписи?

Дети: Это травка, завитки, ягоды-смородины, клубники, малины, земляники, гроздья рябины.

А вот послушайте, что расскажет вам Арсений С.

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Красивую деревянную посуду, игрушки делали не только в Хохломе. Славились и другие города России. И с такой игрушкой мы с вами познакомились. (Слайд о Матрешках.) Правильно самыми любимыми игрушками в народе были матрёшки.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Фигурка матрёшки вырезание из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Наиболее известны семёновские, загорские и полхов - майданские матрёшки

- Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую игру «Заря» только вместо ленточки у вас будут карточки, в одном из обручей картинка промыслом. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с карточками раздаёт и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, карточки расписные.

Дети смотрят на карточку, двигаются врассыпную по окончании музыки дети выбирают правильный промысел, т.е обруч с картинкой.

-Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю свою душу, потому что изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы, поговорки. А давайте-ка устроим веселые соревнования с петрушкой – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде.

Пословицы детей:

- Умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит.

- Чорошая работа два века живет.

- Красна птица оперением, а человек ученьем.

- Сделал дело, гуляй смело.

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поет.

Пословицы Петрушки:

- Без Труда Не Вытащишь И Рыбку Из Пруда.

- Делу Время, Потехе Час.

- Маленькое Дело Лучше Большого Безделья.

- Терпение И Труд Все Перетрут.

- Мешай Дело С Бездельем, Проживешь Век С Весельем.

А вы, ребята не боитесь работы, тогда мы с вами потрудимся, у нас есть заготовки от разных промыслов, что должны мы сделать? Правильно – расписать их.

Дети выбирают себе любую заготовку, изо-средства, выполняют работу. Воспитатель проводит индивидуальную работу на отдельном листе бумаги. В конце занятия создают выставку народных промыслов.

«Всему можно научиться, важно не лениться!»





Новые публикации

Спортивный праздник для детей средней группы, посвященный Дню Матери «А ну-ка, м…

Спортивный праздник для детей средней группы, посвященный Дню Матери «А ну-ка, мамы!» Дети забегают под веселую музыку, садятся на стулья. Воспитатель: Здравствуйте, наши дорогие...

Дидактическое пособие «Пешеходы и водители»

Дидактическое пособие «Пешеходы и водители» Все, кто работает с маленькими детьми, хорошо знает, что, у малышей двух лет в играх преимущественно воспроизводятся ранее...

Развлечение в первой младшей группе «Мы гостили у бабушки»

Развлечение в первой младшей группе «Мы гостили у бабушки» Цели: создать положительно - эмоциональный настрой во время развлечения; развивать внимание, координацию движений, учить взаимодействовать...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительного дошкольного возрас…

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительного дошкольного возраста Тема: «Развитие связной речи у детей». Программное содержание: 1) Познакомить детей с праздником...

Проект «О чем молчат деревья?»

Проект «О чем молчат деревья?»     Актуальность Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: …

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Удивительный мир театра» Программное содержание: Познакомить детей с театральными профессиями: режиссёр, актриса, гримёр, осветитель...




Комментарии

  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый день, Елена Александровна. ОЧЕНЬ понравилась ваша картотека. Хочу попробовать вводить элементы ...

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Большое спасибо за конспект. ...Прочитанные идеи очень помогают при подготовке к занятиям.!!!

    Подробнее...

В блогах

Годовой план организации коррекционно-п…

1. Организационная работа - Составление годового и перспективно – календарного планов. -  Разработать рабочую программу по коррекции речевых нарушений у детей с учетом целей, возраста детей и задач адаптированной основной образовательной программы для...

Занятие в средней группе по познавательн…

Занятие по познавательной деятельности «Ветер, ветер! Ты могуч» Цель: Упражнять детей выразительно читать наизусть стихотворение. Задачи: 1) Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение; закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях...

Консультация для родителей "Правил…

На календаре плотно закрепилась зимушка - зима, гора теплых вещей в ожидании томится перед дверью, а ваш малыш уже в полной боевой готовности перед отправлением навстречу зимним забавам! Ребенку так...

ООД Развитие речи. Тема: «Вот она, какая…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности «Вот она, какая зима!» Задачи: - Создать условия для знакомства детей со свойствами снега; - Создать условия для развития эстетического восприятия; - Создать условия для...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство