«Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству»

 

«Велика наша Россия

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет».

 

И. Кадухина

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о народных промыслах: Гжели, Хохломе, Жостово, Дымково, русской народной игрушке (матрешке), уметь различать особенности, характерные для каждого вида росписи.
  • Развивать умение детей подбирать эпитеты-прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов. Закреплять навыки творческого рассказывания (стихи, пословицы, поговорки).
  • Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму, гармонично размещать детали на заданной площади.
  • Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • Продолжать воспитывать в детях уважение к труду народных мастеров, любовь к народным традициям.

Материал: слайды с изображением разных видов народных промыслов. Бумажные заготовки жостовских подносов, гжельского фарфора, дымковских игрушек, хохломского промысла, матрешки. Ширма с детскими работами, карточки для игры, Петрушка (кукла би-ба-бо).

Изо - материал: краски, фломастеры, кисти, непроливайки, палитры, салфетки, бумага и мольберт.

 

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (слайд, где несколько промыслов). Какая красота! Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут в России. Наша страна велика и каждая область славится каким-то промыслом. Там, где растут леса, из дерева делают различные предметы, если есть глина, то глиняные изделия украшают каждый дом.

Издавна наш народ славился трудолюбием и умелыми руками. Люди всегда стремились украсить свой быт и появились на одежде и предметах причудливые узоры. Сама природы подсказывала мотивы росписи. И краски природы делали эти изделия нарядными, красочными, волшебными.

Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы побывали и какие росписи вы узнали. (дети рассматривают слайд, называют).

Д: Мы познакомились с хохломой, гжелью, дымкой, и жостово.

В: Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали красивые работы, учились расписывать разные изделия, как это делали народные мастера.

(Слайд с детскими работами, а также выставка детских работ на ширме)

Раздается стук и входит Петрушка

- Здравствуйте! дети, я так спешил, что чуть не потерял свою шляпу!

Воспитатель: отчего ж ты так спешил, Петрушка?

- Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого рассказать, чего вы больше ни от кого не услышите.

- Ну что же, поделись с нами своими познаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Петрушка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины.

Воспитатель: Ах, Петрушка все-то ты напутал! Ребята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины?

- Дымково.

(Слайд о Дымковской игрушке.)

- Про дымковскую игрушку Лера М расскажет тебе красивое стихотворение.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(По мере чтения стихотворения детям показывают слайды дымковской игрушки.)

- В слободе Дымково, на берегу реки Вятка, лепили из глины-барышень, нянь, индюков, трехголовых и двухголовых коней. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Дальше обжиг в печах, побелка. А чем белили игрушки? Роспись только по белённому. Краски яркие, блестящие. Все игрушки, как многоцветное солнышко. Делать игрушки нужен особый талант.

Только в городе Вятка был особый праздник, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял-с музыкой и непрерывным, заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздников зимой эти игрушки ставили между оконными стеклами, они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки (игра «Карусель»).

Петрушка: Ну, подумаешь ошибся! Зато дальше я вам всё правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают её разными цветами: синим, красным, желтым.

Воспитатель: Да, Петрушка, ты поражаешь своими «знаниями» - незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?

(Слайд о Жостовском промысле.)

Дети: В этом селе делают металлические подносы, даже название села похоже на слово «жесть, что означает металл.

- Чем же знамениты жостовские подносы?

Дети: Они украшены красивым узором из цветов и листьев.

- А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?

Дети: Они использовали разные краски: красную, желтую, зелёную, синюю.

- Правильно. Сначала лаковые подносы делали на Урале, Нижнем Тагиле. Позднее, в xix веке подносы стали изготавливать в Подмосковье, в селе Жостово. Сначала делают заготовки из жести разной формы (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, с неровными краями, их называют гитарные). Долго подготавливают для росписи. Мастера все цветы рисуют по нескольку раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, второй, и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Мастера рисуют цветы, букеты, гирлянды, натюрморты и т.д. Затем покрывают лаком, чтобы они блестели. По краям нарисована тонкая кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.

Вот и стихотворение о таких красивых цветах знает Алина М.

Цветы Росси собрались

На жостовском подносе,

В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелёными косицами.

Петрушка: Одну минутку! А где же в России делают посуду из белой глины?

Дети: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой - эта посуда белая, а на ней сине-голубые цветы. (Слайд Гжельской росписи.)

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Смотришь на каждый предмет и любуешься. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок.

Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмет, то слабее. И всё, что он нарисует, после обжига становится синим и голубым- цветы, листья, трава. Всего одна краска, а нарядная, праздничная получается роспись.

Сначала мастер заливает форму, затем обжигает в печи, потом проверяют нет ли трещинки. А затем в живописный цех. Там мастера расписывают предметы, все изделия покрывают глазурью, они становятся блестящими.

Маша Б читает стихотворение

Есть в Подмосковье такое местечко -

Белая роща, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Петрушка: А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Вот только я забыл, как называется этот промысел? (Слайд хохломской росписи.)

- Правильно Хохлома! Почему ее называют золотой? А еще как можно назвать? (Огненная, солнечная, медовая.)

Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали олифой, а потом ставили в печь-закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели. А какими ещё цветами пользовались мастера?

Дети: черный, красный, желтый.

- Какие основные элементы хохломской росписи?

Дети: Это травка, завитки, ягоды-смородины, клубники, малины, земляники, гроздья рябины.

А вот послушайте, что расскажет вам Арсений С.

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Красивую деревянную посуду, игрушки делали не только в Хохломе. Славились и другие города России. И с такой игрушкой мы с вами познакомились. (Слайд о Матрешках.) Правильно самыми любимыми игрушками в народе были матрёшки.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Фигурка матрёшки вырезание из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Наиболее известны семёновские, загорские и полхов - майданские матрёшки

- Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую игру «Заря» только вместо ленточки у вас будут карточки, в одном из обручей картинка промыслом. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с карточками раздаёт и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, карточки расписные.

Дети смотрят на карточку, двигаются врассыпную по окончании музыки дети выбирают правильный промысел, т.е обруч с картинкой.

-Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю свою душу, потому что изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы, поговорки. А давайте-ка устроим веселые соревнования с петрушкой – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде.

Пословицы детей:

- Умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит.

- Чорошая работа два века живет.

- Красна птица оперением, а человек ученьем.

- Сделал дело, гуляй смело.

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поет.

Пословицы Петрушки:

- Без Труда Не Вытащишь И Рыбку Из Пруда.

- Делу Время, Потехе Час.

- Маленькое Дело Лучше Большого Безделья.

- Терпение И Труд Все Перетрут.

- Мешай Дело С Бездельем, Проживешь Век С Весельем.

А вы, ребята не боитесь работы, тогда мы с вами потрудимся, у нас есть заготовки от разных промыслов, что должны мы сделать? Правильно – расписать их.

Дети выбирают себе любую заготовку, изо-средства, выполняют работу. Воспитатель проводит индивидуальную работу на отдельном листе бумаги. В конце занятия создают выставку народных промыслов.

«Всему можно научиться, важно не лениться!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ