Познавательное занятие «Путешествие в подводное царство»
Цель:
- Формирование экологического сознания: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; познакомить с «этажами» подводного царства.
- Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к различным представлениям морской фауны.
- Развивать воображение, фантазию.
- Развитие двигательной активности: формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению имитирующих движений; совершенствовать координацию движений, добиваться естественности и легкости, точности и выразительности; совершенствовать ориентацию в пространстве.
Материал и оборудование: письмо-приглашение от Морского царя, рисунки-модели кита, дельфина, акулы, осьминога, морского конька (2 шт.), актинии, рыбка-клоун, медузы, гирлянда, настольные лампы, рисунок водорослей, мелкие предметы (кубики, кольца).
Ход занятий:
Педагог: ребята, Морской царь прислал нам приглашения. Он зовет вас в гости в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)
Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)
Педагог: На счет «три» – погружаемся
(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)
Педагог: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. - Почему здесь так светло? (Солнце его освещает.)
Педагог: Как вы думаете, это «теплый» этаж или нет?
(Теплый, так как солнце его согревает.)
Педагог: Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан!
(Дети поворачивают голову и видят рисунок кита.) Это кит. Кит это животное или рыба? (Ответы детей.)
Педагог: Кит – это огромное животное, которое может нас проглотить? (Ответы.)
Педагог: Правильно, киты питаются мелкими водорослями и моллюсками.
Педагог: Но ведь у него же есть хвост и плавники? Значит это рыба? (Ответы.)
Педагог: Кит – это морское млекопитающее животное, кормит детей молоком, дышит легкими, а хвост и плавники – это его приспособление к жизни в воде.
Педагог: За бортом снова мелькнул животное. (Модель дельфина.) Как вы думаете, дельфин это рыба или тоже морское животное? (Ответы.)
Педагог: Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины живут у поверхности воды? (Ответы.)
Педагог: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.
Педагог: давайте представим, что мы с вами киты и дельфины.
Игра: «Мы дельфины и киты»
Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.
Педагог: Что-то задержались мы на верхнем этаже, предлагаю опуститься поглубже.
(Дети с помощью руки туловища имитируют движения подводной лодки: сидят, руки согнуты в локтях, выполняют движения вперед с помощью ног – на ягодицах.)
Педагог: Здесь уже темнее (выключить свет, оставить светильник), почему? (Ответы.)
Педагог: Мы погрузились глубже. Солнечные лучи пробираются сюда с трудом, поэтому стала темнее.
Педагог: А что можно сказать про температуру воды, если сравнить верхний этаж и этот? (Ответы.)
Педагог: Вода стала холоднее, так как солнца мало.
Педагог: Ой, ребята, а это кто? (Показывает на рисунок акулы.).
Педагог: Это акула. Она тоже млекопитающее животное? (Ответы.)
Педагог: Это рыба, дышит жабрами.
Педагог: А чем она питается? (Ответы.)
Педагог: Питается рыбами, морскими животными и даже может напасть на человека. Давайте уплывем подальше от этого опасного места. Погружение продолжается (Дети имитируют погружение)
Педагог: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы)
Педагог: Нет, так как у нас нет жабр. Что же делать? Что же придумать (ответы) (имитируют надевание водолазных костюмов, аквалангов, выходят из корабля).
Педагог: Погуляем по морскому дну, разомнем руки и ноги (педагог обращает внимание на красоту подводного мира, дети «осматривают» дно, перешагивают через препятствия) (подошли к водорослям).
Педагог: Какие красивые водоросли! Я что-то заметила среди них (дети подошли к водорослям и рассматривают морского конька).
Педагог: Кто это? (Ответы.)
Педагог: Это морской конек. Он похож на конька-горбунка из сказки. А почему мы его сразу не заметили? (Ответы.)
Педагог: Зеленый морской конек не заметен в водорослях.
Педагог: А вот еще один конек , но почему он желтого цвета? (Ответы.)
Педагог: Конек меняет окраску. А зачем? (Ответы.)
Педагог: Это его способ защитится от хищников.
(Дети идут дальше, останавливаясь около актинии, садятся на ковер.)
Педагог: Посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)
Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников.)
Педагог: Это морское растение, но хищное. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!
Игра: «Мы актинии»
(Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками.)
Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния на трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.
Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.)
игра: «мы актинии» с усложнениями
1 команда детей – «рыбка» (хватают)
2 команда – «клоун» (не реагируют)
Педагог: Пора нам домой! До свидания, жители морского дна, возвращаемся к подводной лодке. (По мере приближения к лодке, видят еще медузу (небольшое рассказ о ней, о способе передвижения. О ее защите – ожег).)
Педагог: Может начаться шторм, нам лучше поторопиться (дети из положения сидя, имитируют поднятие лодки, медленно встают и идут рассказывать своим друзьям о своих новых знакомых).
Читайте также |
---|
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...