Познавательное занятие «Путешествие в подводное царство»

 

Цель:

- Формирование экологического сознания: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; познакомить с «этажами» подводного царства.

- Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Задачи:

- Воспитывать познавательный интерес к различным представлениям морской фауны.

- Развивать воображение, фантазию.

- Развитие двигательной активности: формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению имитирующих движений; совершенствовать координацию движений, добиваться естественности и легкости, точности и выразительности; совершенствовать ориентацию в пространстве.

Материал и оборудование: письмо-приглашение от Морского царя, рисунки-модели кита, дельфина, акулы, осьминога, морского конька (2 шт.), актинии, рыбка-клоун, медузы, гирлянда, настольные лампы, рисунок водорослей, мелкие предметы (кубики, кольца).

 

Ход занятий:

Педагог: ребята, Морской царь прислал нам приглашения. Он зовет вас в гости в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)

Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)

Педагог: На счет «три» – погружаемся

(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)

Педагог: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. - Почему здесь так светло? (Солнце его освещает.)

Педагог: Как вы думаете, это «теплый» этаж или нет?

(Теплый, так как солнце его согревает.)

Педагог: Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан!

(Дети поворачивают голову и видят рисунок кита.) Это кит. Кит это животное или рыба? (Ответы детей.)

Педагог: Кит – это огромное животное, которое может нас проглотить? (Ответы.)

Педагог: Правильно, киты питаются мелкими водорослями и моллюсками.

Педагог: Но ведь у него же есть хвост и плавники? Значит это рыба? (Ответы.)

Педагог: Кит – это морское млекопитающее животное, кормит детей молоком, дышит легкими, а хвост и плавники – это его приспособление к жизни в воде.

Педагог: За бортом снова мелькнул животное. (Модель дельфина.) Как вы думаете, дельфин это рыба или тоже морское животное? (Ответы.)

Педагог: Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины живут у поверхности воды? (Ответы.)

Педагог: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Педагог: давайте представим, что мы с вами киты и дельфины.

Игра: «Мы дельфины и киты»

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.

Педагог: Что-то задержались мы на верхнем этаже, предлагаю опуститься поглубже.

(Дети с помощью руки туловища имитируют движения подводной лодки: сидят, руки согнуты в локтях, выполняют движения вперед с помощью ног – на ягодицах.)

Педагог: Здесь уже темнее (выключить свет, оставить светильник), почему? (Ответы.)

Педагог: Мы погрузились глубже. Солнечные лучи пробираются сюда с трудом, поэтому стала темнее.

Педагог: А что можно сказать про температуру воды, если сравнить верхний этаж и этот? (Ответы.)

Педагог: Вода стала холоднее, так как солнца мало.

Педагог: Ой, ребята, а это кто? (Показывает на рисунок акулы.).

Педагог: Это акула. Она тоже млекопитающее животное? (Ответы.)

Педагог: Это рыба, дышит жабрами.

Педагог: А чем она питается? (Ответы.)

Педагог: Питается рыбами, морскими животными и даже может напасть на человека. Давайте уплывем подальше от этого опасного места. Погружение продолжается (Дети имитируют погружение)

Педагог: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы)

Педагог: Нет, так как у нас нет жабр. Что же делать? Что же придумать (ответы) (имитируют надевание водолазных костюмов, аквалангов, выходят из корабля).

Педагог: Погуляем по морскому дну, разомнем руки и ноги (педагог обращает внимание на красоту подводного мира, дети «осматривают» дно, перешагивают через препятствия) (подошли к водорослям).

Педагог: Какие красивые водоросли! Я что-то заметила среди них (дети подошли к водорослям и рассматривают морского конька).

Педагог: Кто это? (Ответы.)

Педагог: Это морской конек. Он похож на конька-горбунка из сказки. А почему мы его сразу не заметили? (Ответы.)

Педагог: Зеленый морской конек не заметен в водорослях.

Педагог: А вот еще один конек , но почему он желтого цвета? (Ответы.)

Педагог: Конек меняет окраску. А зачем? (Ответы.)

Педагог: Это его способ защитится от хищников.

(Дети идут дальше, останавливаясь около актинии, садятся на ковер.)

Педагог: Посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)

Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников.)

Педагог: Это морское растение, но хищное. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!

Игра: «Мы актинии»

(Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками.)

Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния на трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.

Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.)

игра: «мы актинии» с усложнениями

1 команда детей – «рыбка» (хватают)

2 команда – «клоун» (не реагируют)

Педагог: Пора нам домой! До свидания, жители морского дна, возвращаемся к подводной лодке. (По мере приближения к лодке, видят еще медузу (небольшое рассказ о ней, о способе передвижения. О ее защите ­– ожег).)

Педагог: Может начаться шторм, нам лучше поторопиться (дети из положения сидя, имитируют поднятие лодки, медленно встают и идут рассказывать своим друзьям о своих новых знакомых).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Читайте также

Характер формируется с детства

Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников