Конспект НОД по познанию в средней группе на тему
«Трудная дорога»

 

Место проведения: групповая комната.

Программное содержание: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей использовать соответствующие правила зрительных образов – экологических знаков. Познакомить с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развивать мотивационную сферу экологической деятельности.

Словарная работа: водоём, эко – дом, костровище, газон.

Оборудование: доска – мольберт; костюм «экологического светофора» на взрослого, костюм «гнома», магнитофон, фонограмма; полумаски на каждого ребёнка с изображением растительного и животного мира (берёзка, гриб, ромашка, сорока, бабочка, лягушка, и т.д.).

Демонстрационный материал: экологические знаки; в мешке: мяч, зажигалка, рабочие рукавицы, ведро пластмассовое, магнитофон, гвозди, молоток, хлебные крошки; методическое пособие «Обучаем, играя» с комплектом картинок.

Раздаточный материал: по три круга зелёного, красного, жёлтого цвета – сигналы светофора.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор материала, музыкального сопровождения, написание конспекта, изготовление пособия «Обучаем, играя», подготовка персонажа – гнома.

Предварительная работа с детьми: беседы на экологические темы, дидактические игры: «Прими мудрое решение», «Ненужные вещи из ненужного мусора», «Экологическая цепочка»; рассматривание экологических знаков, занятие «Позаботимся о чистоте леса», беседа ко Дню защиты окружающей среды (5 июня), разучивание стихов, рассматривание сюжетных картинок об окружающей природной и городской среде.

Индивидуальная работа: 2 часть – помочь Мише, Жене объяснить значение сигналов экологического светофора; 4 часть – во время работы у мольберта с Никитой, Сашей.

Методические приёмы: игровой, постановка проблемы, чтение стихов, вопросы, поощрения, объяснение, музыкальное сопровождение, работа у мольберта, игровой анализ.

Структура занятия:

1. Знакомство с экологическим светофором – постановка проблемы – 3 минуты.

2. Игра «Какие вещи нужны в лесу?» - 7 минут.

3. Знакомство с эко – знаками, чтение стихов – 5 минут.

4. Д/игра «Посвети нам солнышко» - 5 минут.

5. Анализ, чтение стихотворения «Живой букварь» - 3 минуты.

 

Ход занятия:

Вбегает гном (взрослый).

Гном: - Тс-с! Тихо! Слышите? Кто – то идёт по лесной тропинке! И не один человек, а целая группа людей, я уже слышу их голоса. Кажется это дети. Скорее! Скорее сообщить лесным жителям, объявить тревогу! Скорее! Скорее! (Убегает и сталкивается с экологическим светофором – воспитателем.)

Светофор: - Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?

Гном: - сюда…Сюда по тропе…движется группа детей. Они шумят и мусорят. В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костёр и выгорела вся поляна, они растоптали муравейник!

Светофор: - Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться. Я – экологический светофор и мои друзья – экологические знаки поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям. Ни другим людям, ни самим себе. Так что гном встречай добрых гостей.

(Гном подбегает к детям и приглашает их в лес – группу; дети заходят, на голове полумаски – муравей, бабочка, ромашка, берёзка, грибы и т.д.; гном приглашает детей, читает стихотворение.)

Гном:

- Рады мы всегда друзьям,

Приглашаем в гости к нам

Все, кто хочет твёрдо знать

Как природу охранять,

Как в лесу себя вести,

Чтоб вреда не принести

Ни себе самому,

Ни деревьям, ни цветку,

Ни лягушкам, ни лисицам,

Ни кузнечикам, ни птицам

Ведь в любое время года

Ждёт помощников природа!

Светофор:

- Кто не знает до сих пор:

Я – зелёный светофор,

Службу я свою несу!

Всем зажгу зелёный свет

Кто даст правильный ответ.

Гном: - Уважаемый светофор! Прежде чем мы предложим ребятам ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете?

Светофор: - Каждый мой сигнал означает почти то же самое, что и на проезжей части:

Красный цвет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

– Скажет лес тебе «спасибо!»

Запомнили? Теперь проверим.

Светофор: - Красный свет?

Дети: - Природе вред! Это означает, что красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Светофор: - Жёлтый свет?

Дети: - Осторожно! Это значит, что человек должен соблюдать правила, чтобы не причинять вреда природе и самому себе, быть внимательным.

Светофор: - Зелёный свет?

Дети: - Так красиво! Скажет лес тебе: «Спасибо!». Зелёный зажигается, когда не причиняют вреда природе и делают для леса добрые дела.

Светофор: - Молодцы, ребята! Я приготовил такие же сигналы светофора и для вас, пойдёмте, посмотрим.

(Дети рассаживаются за столы, перед каждым круги жёлтого, красного, зелёного цвета.)

Светофор: - Шёл я по лесу и нашёл много разных вещей. Помогите мне разобраться: с чем можно играть, а с чем нельзя идти в лес (достаёт из мешка поочерёдно предметы). Зажигалка, зачем её принесли?

Дети: - Мы думаем, чтобы развести костёр, испечь картошку, погреться около костра…

Светофор: - Пропустим эту вещь?

Дети: - (поднимают красный кружок) от костра может загореться лес, на том месте. Где горел костёр, очень долго не будет расти деревья и трава. Разжигать костёр можно только в специальных местах.

Светофор: - А вот рабочие рукавицы, для чего они?

Дети: - Может для того, чтобы наломать еловых веток для постройки шалаша или собрать мусор на поляне (поднимают жёлтый кружок).

Светофор: - Правильно, нужно знать правильное назначение рукавиц, ломать еловые ветки или собирать мусор?

Дети: - Рукавицы нужны для того, чтобы собирать мусор.

Светофор: - Пластмассовое ведро? А оно для чего?

Дети: - Чтобы полить кустики, которые посадили недавно, мусор собрать в ведро (поднимают зелёный кружок).

Светофор: - А это мяч.

Дети: - Мяч пригодится для игры в волейбол или футбол (поднимают жёлтый сигнал).

Светофор: - Почему жёлтый?

Дети: - Можно играть с мячом на открытой поляне, чтобы не сломать ветки деревьев.

Светофор: - Вот это да! Магнитофон!

Дети: - Его принесли для того, чтобы музыку послушать (поднимают красный сигнал).

Светофор: - Почему красный?

Дети: - Потому что от громкой музыки могут напугаться звери и птицы, птенец вывалится из гнезда.

Светофор: - Белый раскрошенный хлеб?

Дети: - Это для птиц (поднимают зелёный сигнал).

Светофор: - Ну что же, молодцы, знаете что можно, а что нельзя брать с собой в лес. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Бабочка»:

Спал цветок и вдруг проснулся – плавное движение рук вверх, посмотреть на пальцы

Больше спать не захотел – руки вниз

Шевельнулся, потянулся – присед, встать

Взвился вверх и полетел – руки вверх, махи руками

Солнце утром лишь проснётся – руки вверх

Бабочка кружит и вьётся – кружение.

Светофор: - Молодцы, дети! Вижу, любите вы природу, пытаетесь заботиться о ней. Как вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя вам помогут усвоить экологические знаки (эко – знаки). Помогите разобраться, что они означают?

Ребёнок:

«Поступай в природе так,

Как подскажет эко – знак!

Может, ты уже заметил, чем похожи знаки эти?

Перечёркнут круг – запрет

Причинять природе вред!

Треугольник ярко – красный –

Будь внимателен! Опасно!

Скажет голубой квадрат:

Лес твоим поступкам рад!

Эко – знаков очень много

Никогда их не забудь,

Пусть они тебе помогут

Безопасный выбрать путь.

(Светофор показывает эко – знаки, дети объясняют, что они обозначают.)

Дети: - 1. «Костровище» - это специальное место, где можно развести костёр, не нанеся вреда природе.

Ребёнок:

Если вы давно в пути

И костёр вам очень нужен,

Надо этот знак найти,

Чтобы приготовить ужин.

Дети: - 2. «Разжигать костёр запрещено» - здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.

Дети: - 3. «Запрещено топтать грибы и цветы» - цветы, грибы погибнут.

Дети: - 4. «Нельзя рубить деревья» - после срубленного дерева останется только пенёк.

Дети: - 5. «Нельзя ловить бабочек» - они погибнут.

Дети: - 6. «Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».

Ребёнок: Этот знак прочитает любой

Он очень важен морозной зимой.

Мимо, пожалуйста, не проходи:

В этой «столовой» птиц покорми»!

Дети: - 7. «Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.

Дети: - 8. «Зелёная аптека» - можно собирать лекарственные травы.

Дети: - 9. «Сбор грибов запрещён» - в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими можно отравиться.

Ребёнок: Гриб чертою ярко – красной

Перечёркнут не напрасно.

Знак – запрет, и всем нам ясно,

Собирать грибы опасно!

Светофор: - Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках. Вы умеете вести себя в лесу. А можете ли вы вести себя в городе и дома? Давайте поиграем в игру «Посвети нам солнышко». Вот солнышко, а вокруг него кармашки, в которых тоже находятся эко – знаки. Я буду называть знак, а вы его находить и объяснять его значение. Внимательно наблюдайте за солнышком, если оно улыбается – значит, ответ правильный.

Светофор: - «Свалка мусора запрещена».

Дети: - (показывают знак и объясняют) – будет вокруг грязно.

Светофор: - «Высадка растений».

Дети: - (показывают знак и объясняют) это знак призывает всех «Посади дерево».

Светофор: - «Эко – дом».

Дети: - Этот знак обозначает, что в этом доме чистые подъезды.

Светофор: - «Нельзя топтать газон».

Дети: - Этот знак призывает «Обойди!»

Светофор: - «Не пей сырую воду».

Дети: - В сырой воде много микробов, можно заболеть.

Светофор: - «Береги воду».

Дети: - Не оставляй открытым кран.

Ребёнок:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Светофор: - «Полей цветы».

Дети: - Не забывай о своих цветах, проверяй в порядке ли они.

Светофор: - «Мой овощи и фрукты».

Дети: - Немытые они могут оказаться причиной беды.

Светофор: - «Выключи свет».

Дети: - Когда все уходят, не следует оставлять выключенным свет в комнатах.

Светофор: - Какие вы все молодцы! Помогли мне разобраться в эко – законах. Теперь я уверен, что вы правильно будете вести себя в природе, в городе и дома.

Светофор:

- «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю –

По живому букварю:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой,

Обучает жить в труде

И по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Светофор: - С какими знаками вы сегодня познакомились? Какие они? Для чего нужны?

Итог занятия.



Новые публикации

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической…

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дачный домик» Цель: - продолжать закреплять с детьми представление о...

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения»

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения» Цель: познакомить детей с историей возникновения предметов. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, память; - воспитывать бережное отношение к вещам. Данное...

Проект «Дружба начинается с улыбки»

Проект «Дружба начинается с улыбки»  

Читайте также

Развлечение в первой младшей группе «Горшочек с медом»

Развлечение в первой младшей группе «Горшочек с медом»   Задачи: - вызвать у детей эмоциональный отклик при встрече с новыми персонажами; - продолжать знакомить детей с...

Сценарий игровой программы ко Дню Победы

Сценарий игровой программы ко Дню Победы (Для детей младшего дошкольного возраста)   Цель: - способствовать созданию атмосферы радости и веселья. Воспитатель обращается к детям: Ребята, посмотрите как...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в мир труда» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в мир труда» (подготовительная группа) Программное содержание: Подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. 1. Закрепить...


Комментарии

  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...





В блогах

Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с...

конспект занятия для детей второй младшей группы "Домашние животные"

Цели:  Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей. Задачи: Учить детей четко произносить слова стихотворения, имитируя движения. Учить употреблять в речи существительные обозначающие домашних животных и их детенышей. Через игровые действия вызвать у детей радость общения. Материал к...

Конспект интегрированного занятия «Помоги мишке» для детей второй младшей группы (3-4 года)

Цель:  Непосредственная образовательная деятельность по математике и изобразительной деятельности направлена на усвоение детьми второй младшей группы знаний о частях суток, о различных эмоциональных состояниях человека и о возможности передачи цветовым пятном характера образа. Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная...

Речевые игры с детьми среднего возраста

Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания Ход...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство