Конспект интегрированного занятия с элементами регионального компонента в старшей группе
«Юные интеллектуалы спешат на помощь»

Программные задачи:

Обучающие:

1. Помочь детям запомнить слова татарского языка, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), правильно употреблять их в словосочетании.

2. Формировать навыки составления развивающего диалога на татарском языке.

3. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; называть числа в обратном порядке.

4. Совершенствовать умение называть следующее и предыдущее число.

5. Продолжать формировать умения решать задачи на наглядной основе.

Развивающие:

1. Обеспечить развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, мыслительной активности.

2. Способствовать развитию речи, наблюдательности, умению высказывать и обосновывать свои суждения.

3. Обеспечить развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, творческого воображения.

4. Развивать интерес к познанию космического пространства.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям космоса; воспитывать в детях гордость за свою страну;

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться; убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

3. Воспитывать интерес к математическим занятиям; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование:

Мультимедиа, экран;цифры от 1 до 10, математическая настольная игра «Танграмм»; поролоновые пуфы, подносы, 3коробки, капсула, звукофоны;

заготовки: объемных фигур (цилиндр, конус), плоскостных (треугольники, прямоугольник, круги), клей-карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о космосе«Планета Земля», «Первый человек в космосе».

Чтение художественной литературы: В. Баруздин «Первый в космосе», Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», А. Леонов «Шаги над планетой».

Выполнение игровых упражнений по рабочей тетради для детей 5-6 лет «Татарча сөйләшәбез», дидактические игры, сюңетно роллевые по УМК.

Чтение стихотворений о цифрах; отгадывание загадок, в которых присутствуют числа, о космосе; заучивание пословиц о дружбе.

Рассматривание глобуса.

Разучивание физкультминуток, дидактических и подвижных игр.

Совместная деятельность родителей и детей: выставка работ из природного и бросового материала «В мире космоса».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И по татарский.

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Ребята проходите, присаживайтесь. Сегодня мы с вами поговорим о космосе.Как вы думаете, что такое космос? (ответы детей).Молодцы, правильно! Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространствоСлайд 2-3. В нем находятся небесные тела: Солнце Слайд 4, звезды Слайд 5, планеты Слайд 6, Луна Слайд 7 Это и есть космос. Ребята, а вы знаете загадки о космосе. Загадайте нашим гостям.

Ул булса кон, ул булмаса тон

(Кояш (солнце.)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

(Земля.)

Яктырта, ләкин җилытмый

(Ай (луна.)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

(Космонавт.)

Үзе ялтрый, үзе калтрый

(Йолдылар (звезды.)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект…

(Комета.)

Слайд 8 (звуки изображение)

Воспитатель: Ой, что это?

Инопланетяне: Приветствуем Вас, земляне, нам нужна ваша помощь. Мы жители далекой, неизвестной вам звезды Сириус, которую захватили космические пираты. Они требуют от нас выполнения заданий на непонятном нам языке, но мы не в силах справиться с этими требованиями. Мы узнали от Великого Предсказателя Судеб, что на планете Земля в городе Альметьевск живут смелые, активные, умные дети, которые понимают язык зашифрованных заданий и могут нас спасти от космических пиратов. Вы и только вы можете выполнить все эти задания. С каждой минутой мы теряем свою энергетическую силу и возможность с вами общаться. Помогите нам!

Воспитатель: Здравствуйте, жители далекой планеты. Но как мы можем вам помочь? Что для этого нужно сделать?

Инопланетяне: Весь необходимый материал мы отправим вам космической посылкой, которая телепортируется к вам в детский сад. Связь с вами мы будем держать с помощью звукофонов (они лежат в посылке), и этого космического монитора, который поможет вам в решении заданий. Друзья, помните: каждое правильно выполненное задание возвращает нам силу и дает шанс на спасение нашей планеты. Мы все верим в вас! (экран гаснет)

Воспитатель: Ребята, вы удивлены? Я тоже. Но нас попросили о помощи. В одной пословице говорится: «Друг познается в беде». Мы с вами должны помочь нашим новым друзьям. Идем на поиск космической посылки?

Дети: Да!

Воспитатель: Внимание! Повторяйте за мной:

«1, 2, 3, 4 – глазками моргнули,

Губки растянули,

Бровки вверх подняли,

Пальчиком на нос нажали: «Пип!»

И тихонечко сказали: «Мы идем искать посылку».

Перед нами открылся волшебный лабиринт, состоящий из цифр. Необходимо пройти по лабиринту так, чтобы все цифры мы просчитали в правильном порядке. Но считать мы будем на татарском языке. Я уверена, что впереди мы найдем посылку, адресованную нам.

Дети идут по лабиринту цифр, громко считая: «Бер (1), ике (2), өч (3), дурт (4), биш (5), алты (6), җиде (7), сигез (8), тугыз (9), ун (10)!»

Около цифры 10 находят посылку.

Воспитатель: Вот и космическая посылка. Мы с вами посмотрим, что же лежит в посылке от наших новых друзей (воспитатель открывает посылку и достает звукофоны).

- Это, вероятно, и есть звукофоны. Надо быстро их на себя надеть, от нас ждут сигнала о связи. (Дети надевают звукофоны.)

Воспитатель: (достает капсулу) Что это? Капсула с заданиями. Посмотрим, на каком языке они написаны. Садитесь. (дети садятся на стулья) Да, этот язык хорошо нам знаком, это татарский язык! Для одних детей – это родной язык, на котором разговаривают их родители, а для других детей – это второй язык, который дети изучают. Но всех нас объеденяет то, что мы живем в республике Татарстан.

Будьте готовы к выполнению заданий! Ребята, за правильно выполненное задание нам обещают звезду. Как вы думаете, мы справимся?

Дети: Да, мы справимся!

Слайд 9 -13 Задание 1 игра «Что лишнее?»

Воспитатель: Нам предлагают поиграть в игру «Что лишнее?» На экране вы увидите различные предметы: игрушки, овощи, посуду, одежду, продукты питания.Задание: нужно назвать предметы на татарском языке, и, найти в каждой группе предметов лишний предмет. Я задаю вам вопрос: Нәрсә бар?

Дети:

туп бар (мяч)

курчак бар (кукла)

машина бар (машина)

куян бар (заяц)

кәбестә бар (капуста)

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет здесь лишний? Отвечаем на татарском языке.

Дети: Кәбестә (капуста)

Воспитатель: Дөрес (правильно)! Молодцы, посмотрите, на экране показаны другие предметы, нәрсә бар?

Дети:

чалбар бар (брюки)

футболка бар (футболка)

күлмәк бар (платье)

ипи бар (хлеб)

малай күлмәге бар (рубашка)

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Ипи (хлеб)

Воспитатель: Дөрес (правильно)! Молодцы, посмотрите на экран, показаны другие предметы, нәрсә бар?

Дети:

суган бар (Лук)

кыяр бар (Огурец)

эт бар (собака)

кишер бар (морковь)

бәрәңге бар (картофель)

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Эт (собака)

Воспитатель: Дөрес (правильно)! Молодцы, посмотрите, на экране показаны другие предметы, нәрсә бар?

Дети:

урындык бар (стул)

тәлинкә бар (тарелка)

кашик бар (ложка)

чынаяк бар (чашка)

чәйник. бар (чайник)

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Урындык (стул)

Воспитатель: Дрес (правильно)! Молодцы, смотрим на экран, показаны другие предметы, нәрсә бар?

Дети:

аш бар (суп)

ботка бар (каша)

конфет бар (конфеты)

туп бар (мяч)

чәкчәк бар (чакчак)

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Туп (мяч).

Слайд 14 итог задания (первая звезда)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы получили первую звезду! Теперь можно перейти ко второму заданию.

Слайд 15 -20 Задание 2 игра «Назови соседей числа»

Воспитатель: Ребята, новое задание: игра «Назови соседей числа».

Назовите соседей числа 5.

Дети: Соседи числа 5 – 4 и 6.

Воспитатель: Число 7, назовите соседей этого числа.

Дети: Соседи числа 7 – 6 и 8.

Воспитатель: Следующее число – 6. Ребята, назовите соседей этого числа.

Дети: Соседи числа 6 – 5 и 7.

Воспитатель: Назовите соседей числа 4.

Дети: Соседи числа 4 – 3 и 5.

Воспитатель: Число 8, назовите соседей этого числа.

Дети: Соседи числа 8 – 7 и 9.

Воспитатель: Назовите соседей числа 9.

Дети: Соседи числа 9 – 8 и 10.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. Смотрите на экран, у нас еще одна звезда!

Слайд 21 итог задания (вторая звезда)

Задание 3 Игра «Выполни мою команду»

Воспитатель: Посмотрим, каким будет следующее задание? Нам предлагают поиграть в игру «Выполни мою команду». Я буду говорить команды, а вы будите выполнять соответствующие действия, встали.

(Дети во время игры выполняют команды.)

Сикер! (прыгай)

Аша! (кушай)

Йкла!(спи)

Эч! (пей)

Күлмәк ки! (одень платье (рубашку))

Чалбар ки! (одень брюки)

Уйна! (играй)

Чалбар сал! (сними брюки)

Күлмәк сал! (сними платье (рубашку))

Утыр! (садись)

Бит ю! (вымой лицо)

Кул ю!(вымой руки)

Кил монда! (подойдите ко мне)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на экран, нам дали ещё одну звезду. Слайд 22 (итог задания третья звезда)

Задание 4 Игра «Танграмм»

Воспитатель: Из капсулы возьмем следующее задание: «Создайте с помощью древней китайской игры фигуры различных животных». Как вы думаете, на какую игру похож этот набор геометрических фигур?

Дети: Этот набор похож на игру «Танграмм»

Воспитатель: Да, это и есть китайская игра «Танграмм». Так, что нам нужно сделать с помощью «Танграмма»?

Дети: Мы должны сделать фигурки животных.

Воспитатель: Ребята, садитесь на пуфики. Я раздам вам подносы с «Тан- граммами» и схемами, по которым вы сможете составить фигуры животных. Я приготовлю ящик, куда мы поместим созданных вами животных для телепортации нашим друзьям.

(Звучит тихая музыка. Дети сидят на пуфиках на ковре и составляют на подносах животных с помощью «Танграмма».)

Посмотрите, за выполнение этого задания нам дали звезду!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Каких замечательных животных вы создали. На звезде Сириус животные оживут, и будут радовать жителей этой планеты.

Слайд 23 итог задания (четвертая звезда)

Воспитатель: Вы выполнили задание быстро и правильно. Смотрите, мы снова получаем звезду.

Задание 5 Игра «Приготовим овощной салат»

Воспитатель: Следующее задание, нам предлагают «Приготовить овощной салат». Условие задания: при приготовлении салата мы должны говорить на татарском языке.

Слайд 24

Какие овощи мы возьмем для приготовления овощного салата. Нәрсә кирәк?

Дети: Суган кирәк. (Нужен лук.)

Дети: Помидор кирәк. (Нужен помидор.)

Дети: Кыяр кирәк. (Нужен огурец.)

Дети: Кәбестәкирәк. (Нужна капуста.)

Воспитатель: Алма кирәк (Яблоко нужно?)

Дети: Юк, алма кирәк тугел ул, ул җимеш.

Воспитатель: Молодцы! Ничә кәбестә кирәк? (Сколько капусты возьмем?)

Дети: Бер кәбестә. (Одну капусту.)

Воспитатель: Молодцы, а нинди кәбестә? (Какая капуста?)

Дети: Зур кәбестә (Капуста большая. )

Воспитатель: Ничә помидор кирәк? (Сколько помидор возьмем?)

Дети: Дүрт помидор (Четыре помидора.)

Воспитатель: Нинди помидор? (Какой помидор?)

Дети: Кызыл помидор (Красный помидор.)

Воспитатель: Молодцы, ничә кыяр кирәк? (Сколько огурцов возьмем?)

Дети: Өч кыяр (Три огурца.)

Воспитатель: Нинди кыяр? (какой огурец?)

Дети: Яшел кыяр? (Зеленый огурец.)

Воспитатель: Молодцы, ничә суган кирәк? (Сколько лука возьмем?)

Дети: Ике суган кирәк (Возьмем два лука.)

Воспитатель: Нинди суган? (Какой лук?)

Дети: Кечкенә суган (Маленький лук.)

Воспитатель: Овощи мы отобрали для салата, а сейчас будем готовить его.

(Дети делают пальчиковую гимнастику.)

Мы капусту рубим!

Мы капусту мнем!

Огурцы и помидоры режим,

Лук почистим,

Лук нашинкуем,

Немного посолим.

Чтобы салат был вкусным надо добавить растительное масло, Кто скажет, как будет масло на татарском языке?

Дети: Май.

Воспитатель: Дорес (правильно) молодцы! Аккуратно помешаем, попробуем наш салат, тәмле (вкусно)

Дети: Тәмле (вкусно)

Слайд 25 (готовый салат)

Воспитатель: Дорес (правильно) , молодцы! Слайд 26 итог задания (пятая звезда) Посмотрите, с этим заданием мы справились. Ура! Мы выполнили все задания. Ребята, вы славно потрудились, пришло время и отдохнуть. Приглашаю вас на космическую физкультминутку: изобразите, как ходят наши космонавты в невесомости.

Физкультминутка

(Звучит музыка, дети изображают, как передвигаются космонавты.)

Воспитатель: Подходите ко мне поближе:

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

Слайд 27

Инопланетяне: Спасибо, вы спасли нас от злых пиратов. Они покинули нашу планету. Мы рады, что познакомились с отзывчивыми и умными землянами.

Воспитатель: Мы приглашаем вас в гости на нашу планету Земля.

Инопланетяне: К сожалению, космические пираты забрали у нас весь транспорт на котором, мы смогли бы к вам прилететь и познакомиться с вами поближе.

Воспитатель: Мы поможем вам, смастерим много ракет, чтобы вы смогли свободно летать. Ребята, посмотрите на экран. Слайд 28

Какие фигуры вы видите?

Дети: Мы видим цилиндр, конус, два круга, четыре треугольника.

Воспитатель: При помощи этих фигур мы с вами сделаем ракету для наших друзей, чтобы они могли летать и на другие планеты.

Для этого посмотрите мы возьмём цилиндр и приклеим к нему конус – нос. Потом в прорези цилиндра вставим наши треугольники – крылья ракеты. Что не хватает нашей ракете?

Дети: У ракеты нет окошек, иллюминаторов.

Воспитатель: Правильно, нашей ракете не хватает иллюминаторов. Вот какая ракета у нас с вами получилась. Вы поняли, как будем вести сборку ракет? Проходите в нашу творческую мастерскую.

Здесь приготовлены все для сборки ракет. Обратите внимание на разноцветный прямоугольник. На что он похож?

Дети: Прямоугольник похож на флаг Татарстана.

Воспитатель: Да, это флаг Татарстана я предлагаю верхнюю часть корпуса ракеты украсить нашим флагом, чтобы все, и на земле и в космосе знали, что эти ракеты изготовлены в Республике Татарстан.

Слайд 29 (Дети мастерят ракеты. Музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Ребята, покажите нашим гостям, какие замечательные ракеты получились у нас. (Дети показывают свои ракеты гостям.)

Покажите ракеты нашим новым друзьям.

Слайд 30

Инопланетяне: Спасибо вам ребята за такой дорогой для нашей планеты подарок. Спасибо Вам и за помощь, в спасении нашей планеты. Время пришло расставаться с вами, наши юные друзья. До свидания, до новых встреч.

Дети: До свидания!

(Экран гаснет.)

Воспитатель: Ребята, ракеты мы поместим в ящик для телепортации, а нам пора возвращаться в группу той же дорогой по нашему цифровому лабиринту. Начинаем обратный отсчет: Ун(10), тугыз (9), сигез(8), җиде(7), алты(6), биш (5), дурт(4), өч(3), ике(2), бер(1)!(на цифре 1 подарок). Ребята, посмотрите, какой-то космический предмет. Он открылся, а в нем конфеты! Да, это наши друзья – инопланетяне оставили нам подарок. Давайте скажем им «Спасибо!»

Воспитатель: Пришло время попрощаться с нашими гостями

До свидания.

Воспитатель: И по татарский

Дети: Сау булыгыз!

 

Список литературы:

1. Ашиков В., Ашикова С. Сказочная хрестоматия про Небо и Землю. -М., 2000

2. Гибсон Р., Гайлер Д. Делай и играй. Веселые игры - М., 1995.

3. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». - М., 2013.

4. Комарова Т., Савенков А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

5. Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. - М., 1990.

6. Леонов А. Шаги над планетой. - М., 1999.

7. Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. - М., 2000.

8. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1998.

9. Скоролупова О. Покорение космоса. - М., 2002.

10. Синицына Е. Умные занятия. - М.,1998.

11. Ушакова О. Арушанова А. Речевые игры и упражнения. - М.,1996.

12. Федорова Е. Интеллектуальные игры, для развития мышления. - М., 1996.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...