Сценарий игровой развивающей ситуации по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
«В гостях у сказки: в поисках братца Иванушки»

Программные задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить с понятием «следующее число»;
  • продолжать учить строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа;
  • продолжать тренировать детей порядковому счету;
  • продолжать учить объединять предметы по какому-либо признаку (форма, цвет)
  • закреплять понятия о временах года, частях суток.

Развивающие:

  • развивать пространственные и геометрические представления
  • развивать общие речевые навыки, грамматическую структуру речи;
  • развивать зрительное восприятие в процессе игрового общения;

Воспитательные:

  • воспитывать желание помогать людям, доброжелательность, веру в добро.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, трудовая.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Здоровье.

Материалы и оборудование: изображение паровоза и вагонов, числовые карточки, предметы для счета – яблоки разных цветов, чайная посуда, птицы, дощечки для моста, схема для сборки моста, игрушки медведя, белки, зайца, лисы, ежа, макеты дерева, избушки, печки, геометрические фигуры из картона.

 

Вводный этап:

Дети входят в музыкальный зал под музыку, приветствуют гостей.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы помните сказку «Гуси-лебеди», а меня вы узнали?

Воспитатель: Правильно, меня зовут Аленушка. Воспитатель в роли Аленушки.

- Моего брата Иванушку унесли с собой гуси – лебеди, и я не знаю, где его искать. Ребята, вы поможете его найти?

Дидактическая игра, подводящая к открытию и формулированию нового.

В группе выстраивается ряд стульев, на них плакаты с изображением паровоза и пяти вагонов. На вагонах указаны номера от 1 до 4, а один вагон без номера. Задача детей, составить поезд, начиная с первого вагона.

Воспитатель: Ребята, путь нам предстоит неблизкий, поэтому предлагаю отправиться на поезде. Но сначала нам надо посчитать, сколько вагонов у поезда. У нас есть главный паровозик, а номера вагонов должны идти за паровозиком по порядку. У вас на столах лежат числовые карточки, поднимите ту карточку, по которой можно определить, что вагончик   должен стоять сразу за паровозом. (Дети поднимают числовые карточки с одной точкой и по вызову воспитателя 1 ребенок прикрепляет ее к вагону с № 1).

Воспитатель: Правильно. А теперь нужно найти вагон, который будет следующим в этом ряду. (Дети поднимают числовые карточки с двумя точками и по вызову воспитателя 1 ребенок прикрепляет ее к вагону с № 2).

Воспитатель: Какой по счету вагон будет за вагоном № 2? (Дети поднимают числовые карточки с тремя точками и по вызову воспитателя 1 ребенок прикрепляет ее к вагону №3).

Воспитатель: Какой по счету вагон будет за вагоном № 3? (Дети поднимают числовые карточки с четырьмя точками и по вызову воспитателя 1 ребенок прикрепляет ее к вагону с № 4).

 

Основной этап

Открытие нового знания, формулирование темы и основной цели развивающей ситуации.

Воспитатель: Ребята, у нас остался еще один вагон, без номера. Поднимите ту числовую карточку, которая будет соответствовать номеру этого вагона. (Дети поднимают карточку с пятью точками, если есть ошибки, то вместе с воспитателем их исправляют).

- Воспитатель: А почему вы выбрали именно эту числовую карточку? (ответы детей). Совершенно верно, если к 4 присчитать 1, то получится 5. И вагончик, следующий за № 4, будет вагончик с № 5. (Ребенок по вызову воспитателя прикрепляет числовую карточку с пятью точками к вагончику с № 5).

- Воспитатель: Ну что ж ребята, вы – молодцы, справились с заданием, посчитали вагоны правильно, можно ехать. Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».

- Мы едем на поезде, едем на быстром

Мы брата Аленушки вскоре отыщем.

За окнами мчатся леса и поля

А там, за пригорком яблоня видна!

Воспроизведение нового в типовой ситуации:

Дидактическая игра «Каждому яблоку - своя корзина».

Воспитатель: Смотрите, ребята, какая красивая яблоня. Давайте спросим, не видела ли она, куда полетели гуси – лебеди. Яблонька, подскажи, как нам найти гусей- лебедей.

Яблоня: - Я вам скажу, но сначала вы мне помогите. Гуси-лебеди пролетали мимо и сбили крыльями мои яблочки. Помогите мне их собрать. Роль озвучивает второй воспитатель за кулисами.

Вопросы воспитателя-

- сколько красных яблок?

- сколько зелёных?

- каких яблок больше?

- на сколько яблок больше?

- как сделать так, чтобы яблок стало поровну?

Под яблоней лежат 4 красных яблока и 5 зеленых. Задача детей - собрать в корзину с красной лентой красные яблоки, а в корзину с зеленой – зеленые.

Яблоня: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли. А за то, что вы такие сообразительные и отзывчивые, я вам подарю своё яблоко, которое покажет, куда вам идти дальше.

Аленушка катит яблоко и вместе с детьми подходят к печке.

Дидактическая игра «Отбери нужные фигуры».

Воспитатель: Печка, здравствуй! Подскажи, куда полетели гуси- лебеди?

Печка: Я вам подскажу, но сначала вы мне помогите. Ко мне в гости пришли – медвежонок, белочка, лиса, ежик и зайчонок и я решила угостить их чаем, но не знаю, сколько чайных приборов нужно поставить на стол.

Воспитатель: Ребята, ну что, поможем печке? Давайте посчитаем, сколько зверят пришло в гости. (Ответы детей). Значит нам нужно 5 блюдец и 5 чашек.

Вопросы воспитателя:

- Какой по счету сидит лисенок; медвежонок; зайчонок?

- Поровну ли блюдец и чашек?

- Чего больше?

- Как сделать так, чтобы было поровну?

Дети считают гостей и расставляют им блюдца и чашки.

Печка: Спасибо, ребята, что расставили приборы, но у меня к вам еще одна просьба. Я испекла печенье   для гостей, но каждый гость любит свое печенье, разложите его правильно по блюдечкам.

На блюдечках заранее наклеены геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, детям нужно догадаться, кому какое печенье положить.

Аленушка достает из печи разнос с печеньями разной формы, раздает детям в произвольном порядке, а затем просит детей разложить печенье по тарелочкам в соответствии с изображениями на них.

Печка: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, спасибо вам за помощь.

Гуси-лебеди живут у Бабы Яги, вам нужно добраться до речки, чтобы найти ее избушку.

Алёнушка катит яблоко, и дети направляются к реке.

Дидактическая игра «Найди отличия». По дороге к реке дети видят 2 картины с разными изображениями. На одной изображено 4 птицы, на другой -5. Четыре птицы изображены на фоне ночного времени суток, 5 птиц – на фоне дня.

Вопросы воспитателя:

- Сколько птиц?

- Чем отличаются картины?

- Поровну птиц или нет?

- Как сделать, чтобы было поровну?

Дети подходят к реке, Аленушка предлагает подготовится к переправе через речку.

Физминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись, (наклон, руками вытираем лицо)

Один, два, три, четыре,

Вот как славно освежились! (разводим руки в стороны)

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд)

Сверху мостик — погляди. (потягивания — руки вверх).

Дидактическая игра «Собери мост»

Воспитатель: Ребята, чтобы перейти через реку, нам нужен мост. Но он, к сожалению, сломался. Смотрите, здесь лежат дощечки от моста. Но как же нам его собрать? Кажется, я знаю. Здесь есть схема, которая поможет нам собрать мост.

Возле речки (голубое полотно) лежат 5 дощечек разного цвета – красная, желтая, зеленая, синяя, оранжевая. Воспитатель показывает схему- плакат формата А4, где изображены круги соответствующих цветов с обозначениями от 1 до 5 и стрелками указано, в какой последовательности класть дощечки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились и с этим заданием.

А вот и избушка Бабы Яги. Баба Яга в виде куклы, озвучиваемая вторым воспитателем из-за ширмы.

Воспитатель: Баба Яга, отдай нам моего братца!

Баба Яга: - Отдам, только если вы отгадаете мои загадки.

Баба Яга загадывает загадки из серии «Когда это бывает». (Загадки о временах года воспитатель загадывает, если позволяет время.)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой - улей, пчела первый мед принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают, когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Баба Яга: - Да, ребята, вы правда очень умные. Ну что ж, забирайте вашего братца. Если у вас есть ключ, чтобы открыть замок.

Воспитатель: – А у нас нет никакого ключа!

Баба Яга: – Ну что ж, отгадайте последнюю загадку:

На руке малышка Лена,

Любит пальчики считать,

У нее на удивленье

Каждый раз выходит… (пять)

Баба Яга: Вот какие вы молодцы, все знаете! А может вы скажете, где еще вы встречали цифру пять по пути к моей избушке?

Дети: пять вагонов, пять яблок, пять кружек и тарелок, пять гостей у печки, пять птиц.

Баба Яга: ну вот теперь вы и на самом деле заслужили ключ!

Ребята, вот он заветный ключ. Сейчас мы откроем замок, но

сначала вспомним волшебные слова:

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили

Повертели и открыли.

 

Заключительный этап

Дидактическая игра «Собери игрушку по схеме».

Воспитатель: А вот и мой братец! Какие вы, ребята, молодцы, что помогли мне! Прошли столько испытаний и заданий. А чтобы мой братец больше никуда не убегал, я предлагаю сделать для него игрушки из геометрических фигур. Но сначала нам нужно разделиться на маленькие группы, давайте вспомним кто с кем ехал в вагоне, и сядем на коврик. Я вам дам конверты, в которых лежат фигуры и схемы, которые помогут вам сделать красивые игрушки для Иванушки.

Дети садятся по подгруппам по три человека, Аленушка раздает конверты со схемами составления игрушек и набор геометрических фигур. Под легкую музыку дети выполняют задание.

Воспитатель: - Какие красивые игрушки у вас получились, на кого они похожи?

Дети: На гостей Печки - мишку, зайчика, белочку, лису, ежика.

Воспитатель: - Моему братцу очень нравится, больше он не захочет от меня убегать. Ребята, нам пора возвращаться домой. Предлагаю садиться в поезд и отправляться в обратный путь.

Дети садятся в поезд и едут назад.

Едем мы назад домой,

Поезд нас везет лихой

Мы Иванушку нашли,

Много трудностей прошли,

Научились мы считать

Один, два, три, четыре, пять!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...