Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
«Свойства воды»
Цели и задачи:
Обучающие:
- закрепить и упорядочить знания детей о свойствах воды;
- экспериментальным путём познакомить с новыми свойствами;
- с помощью элементов системы ТРИЗ познакомить с агрегатными состояниями веществ;
- продолжать учить технике безопасности при проведении опытов;
Развивающие: - развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, самостоятельно искать решение предложенной задачи;
Воспитательные: создать предвосхищение школы, школьных предметов.
Материалы и оборудование:
- 7 одинаковых непрозрачных закрытых бутылочек: с водой, солью, молоком, соком, растворами йода и духов и пустая;
- 12 (на каждую бригаду) прозрачных стаканчиков с холодной водой (подписать «1» и «2»);
- 6 мисочек с 2-мя ложками соли;
- жидкое мыло;
- 6 листов белой бумаги;
- 6 трубочек для мыльных пузырей;
- 1 прозрачный стакан с горячей водой, соль.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим опыты с водой. Что мы уже о ней знаем из прошлых опытов?... (Дети перечисляют свойства воды, изученные ранее.) Здорово! А теперь попробуйте с помощью этих знаний решить задачу:Вот семь одинаковых бутылочек. Попробуйте, не открывая, определить, в какой из них вода.Детям предлагается потрогать, потрясти, определить по весу, по звуку, где точно воды нет и объяснить, почему её там нет (одна лёгкая - пустая, в другой сыпется песок).
Воспитатель: Верно, здесь воды нет. А что делать с остальными? Давайте попробуем их понюхать, вы же сказали, что вода не имеет запаха, может, сможем что-то определить. Но сначала покажите, как вы будете нюхать? Что ж, так можно нюхать цветы, но вот при проведении опытов этого делать нельзя. Как вы думаете, почему? А почему вы мне в прошлый раз не разрешили попробовать воду на вкус, когда я хотела попробовать, сладкая ли она?
(потому, что мы не знали, кипячёная она или нет). Вот ис запахом то же самое. А вдруг запах окажется слишком сильным и у нас разболится голова или вообще ядовитым... во время опытов нюхать нужно вот так: (показать). Чтобы было всё по-честному, завяжу-ка я вам глаза.
Воспитатель: Ну вот, осталось три бутылочки. Как ещё можно узнать воду? на «текучесть» - определили, на запах - тоже, на вкус - нельзя... что вы ещё можете предложить. (По цвету.) Определили? Почему так?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вода течёт, почему у неё не
бывает формы? Идите на коврик, я вам покажу. Встаньте врассыпную и походите по ковру. Получается? Легко двигаться? А обнять, взять вас всех на руки вот так, врассыпную, я могу? Нет. Так устроен воздух: частички
двигаются, никто никого не держит и взять в руки трудно. Теперь тесно обнимите друг друга. Могла бы я сейчас взять вас всех вместе, если бы была силачом? А вам легко двигаться? Может кто-нибудь выйти из круга,
поменять позу, если все его крепко держат? - это твёрдое тело, А сейчас возьмитесь за руки. Попробуйте пройтись вот сюда, Встать в круг, на этот квадратный коврик, а на треугольный… получается? Вот и вода может принимать любую форму: в какую посуду нальёте, такой и будет1. Если я попробую встать с вами. Вы меня возьмёте? Аесли придет неряха и грязнуля? То есть, захотите – возьмёте в крут, не захотите – не возьмёте? Вот и вода так умеет. Захочет – растворит что-нибудь, не захочет – нет.
Воспитатель: Вспомните, что мы уже пробовали растворять? Что растворилось? Что нет? А соль растворяется? А в какой воде быстрее, в горячей или холодной? Проверим'? Вы будете растворять в холодной, а я – в горячей, а, чтобы было честно, соли мы насыпали везде одинаково. Дежурные видели. Садитесь за столы и начнём раз, два, три! Правильно мы догадались? А если мы оставим воду на ночь, соль осядет на дно? Вот я свой стакан ставлю на полочку и завтра проверим.
Воспитатель: А вы пока помогите мне решить такую проблему; в походе мы просыпали соль на землю. Когда собрали, она оказалась смешанной с песком. Как же мне отделить соль от песка и посолить суп? (Растворить в воде и подождать, когда осядет песок или процедить и солить солёной водой.) А соль от воды отделить можно?
Воспитатель: А какая вода нам больше и чаще нужна: солёная или простая? А зачем вообще нам простая вода? Почему её нельзя заменить солёной? А почему руки-то солёной водой мыть нельзя? Не знаете? Тогда попробуйте сделать пену из простой и из солёной воды. Что получилось? Да, солёная вода не пенится, Гдевода в природе встречается пресная, а где - солёная? (солёная в морях иокеанах, пресная - в реках). А взгляните на карту (глобус), на земле воды много? А какой больше: солёной илипростой? Пресной воды на земле не так-то много, а без неё жить невозможно. Вот именно поэтому пресную воду надо беречь, не оставлять открытыми краны, не лить просто так.
Воспитатель: Ну и что будем делать с мыльной водой? Нет, просто пузыри мы уже пускали. Давайте сделаем их цветными и оставим разноцветные следы на бумаге. Возьмите немного краски и раскрасьте воду, а теперь посадите пузырь на бумагу. Этот след можно дорисовать до картинки карандашами или красками, а можно оставить и так.
Занятие закончилось, а вечером вы расскажите Светлане Эдуардовне и родителям, что нового вы сегодня узнали (подведение итогов).
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...