Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему:
«О чём поют птицы весной»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,   «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка».

Возраст детей: подготовительная к школе логопедическая группа.

Программные задачи:

  • обучение детей грамоте;
  • расширение представлений детей о перелётных птицах, об их образе жизни в весенний период;
  • закрепление приёмов рисования воздухом;
  • развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы посредством мимических упражнений на передачу эмоциональных состояний человека;
  • развитие и коррекция познавательной сферы с помощью игр и игровых заданий, направленных на развитие общей осведомлённости, произвольного внимания, восприятия, памяти, логического мышления и творческого воображения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
  • обучение приёмам саморасслабления с помощью упражнения – релаксации.

Коррекционные задачи:

  • активизировать словарь детей по теме «Весна», «Перелётные птицы»
  • упражнять в анализе состава предложений, звуковом анализе слов, в подборе родственных слов;
  • развивать связную речь детей.

 Материалы и оборудование:

макет дерева; картинки перелётных птиц; конверты с буквами; набор для составления схемы предложения; наборы для звукового анализа слов; пособие «логопедический конструктор», пособие «полянка родственных слов; альбомные листы, акварель, баночки с водой, кисти, трубочки; аудиокассета с записью голосов птиц, мелодии для релаксации; «сухой дождь» - два обруча с лентами (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами; зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами); шар из белого меха.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение: Х.К. Андерсен «Дюймовочка», В. Жуковский

«Жаворонок», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка», беседы по содержанию; слушание: П. Чайковский

«Песня жаворонка», аудиозаписи пения птиц.

 

Содержание НОД:

Дети вместе с психологом входят в группу через «сухой дождь» (красный обруч с жёлтыми, оранжевыми и красными лентами).

Минутка вхождения в день

П: Ребята, сегодня у нас в детском саду много гостей. Мы всегда рады нашим гостям. Давайте поздороваемся с ними.

П: А сейчас я приглашаю вас встать в круг и взяться за руки. Давайте посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся. Замечательно!

У меня в руках волшебный шар. Он мягкий, тёплый и приятный. Слова тоже бывают мягкими, тёплыми и приятными. Давайте скажем такие слова друг другу! Мы по очереди будем передавать волшебный шар и говорить эти слова соседу.

Дети передают волшебный шар по часовой стрелке, каждый из них говорит комплимент своему соседу.

Д: Никита, какая у тебя красивая улыбка!

Ты сегодня замечательно выглядишь.

П: Ребята, чувствуете, что добра и света в нашем волшебном шаре стало больше? Это произошло потому, что каждый из вас поделился частичкой доброты и тепла. Пусть они не покидают вас и греют! Я желаю вам хорошего настроения!

П: Ребята, человека согревает доброта. А что согревает нас, в природе? Дарит всем свою заботу и тепло?

Д: Солнце.

П: А когда солнечное тепло нас особенно радует?

Д: Сейчас весной.

После долгой и холодной зимы.

Весной.                              

П: Давайте с помощью мимических упражнений покажем, какие чувства мы можем испытывать весной:

  • Пришла весна…ярко засветило солнышко…отступили злые морозы… (радость)
  • Хрупкие весенние цветы пробились прямо из-под снега…(удивление)
  • Кто-то нарвал охапку подснежников…(гнев)
  • Вернулся холодный ветер, и снова посыпались снежинки…(грусть)

П: Мы загрустили… Давайте прогоним грусть – сдуем снежинки с ладошек…

Дыхательное упражнение

П: Снова светит солнышко, мы с вами улыбаемся! (радость)

П: какое настроение у нас сейчас?

Д: Весёлое, радостное, чудесное.

П: Вы правы. Весеннее настроение действительно чудесно! И у весны есть вестники, которые первыми приносят нам частичку этой радости, этого чудесного настроения. Хотите узнать, кто это?

Ответы детей

П: Вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. Пройдите, пожалуйста, за столы.

Дети садятся за столы.

П: Вспомните, как надо правильно сидеть при письме: спинка ровная, обе руки на парте. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

- Проснулось тёплое солнышко (не спеша поднять руки и развести их в стороны)

- Осветило, обогрело землю своими лучами (пальчиковое упражнение «Солнышко»)

- Треснул на реках лёд (соединить – сцепить кончики пальцев, с усилием потянуть руки, пытаясь разорвать место соединения)

- Льдинами плывёт (разорвать место соединения пальцев)

- А солнце припекает, а снег всё тает – тает – тает… (пальчиковое упражнение «Снег»)

- Ручейки побежали (соединить ладони и совершить несколько волнообразных движений)

- Запели, зажурчали. Вышли дети на улицу кораблики пускать (пальчиковое упражнение «Пароход»: большие пальцы подняты вверх и выполняют роль паруса)

- Бегут за ними вдоль ручья (пальчиковое упражнение «Ножки»)

- Добежали до поляны, а там уже подснежники появляются – весёлые, улыбаются (пальчиковое упражнение «Цветы»)

Графический диктант «Птица»

П: А теперь откройте ваши тетради и приготовьтесь к графическому диктанту. Будьте внимательны.

П: Посмотрите, какое изображение у вас получилось. Кто же является вестником весны?

Д: Вестники весны – это птицы.

П: Вы хорошо справились с заданием. Чтоб ваши глаза немного отдохнули, давайте проведём гимнастику для глаз: мы поиграем с птицами, проследим глазами, куда они полетели.

Гимнастика для глаз

Мы птичек увидали,

Мы с птичками играли.

Птички вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Птички влево полетели,

Дети влево посмотрели.

Крылья вверх птиц поднимают и на землю опускают.

Дети смотрят вверх и вниз,

Глазки закрывают,

Глазки отдыхают.

В: Молодцы, ребята, вы правильно определили, что вестниками весны являются птицы. А сейчас я предлагаю вам продолжить разговор о птицах вот у этого волшебного дерева. Волшебным оно называется потому, что на нём могут совершаться разные чудеса. Вот и сегодня чудо – дерево, наверняка, приготовило вам сюрприз. Но прежде ответьте на вопросы.

В: Какие птицы прилетают весной в наши края?

Д: Грачи, скворцы, трясогузки, жаворонки, дикие гуси и утки, журавли, ласточки, кукушки, соловьи и др.

Картинки с изображением птиц прикреплены к дереву, воспитатель открывает их по мере называния.

В: Как этих птиц можно назвать одним словом?

Д: Перелётные птицы.

В: Почему они так называются?

Д: На зиму эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

В: Вы говорили о том, что весна и птицы приносят нам радость. Чем радуют нас птицы?

Д: Своим внешним видом, красивым оперением, чудесными песнями.

В: Хотелось бы вам услышать пение птиц?

Д: Да.

В: Посмотрите внимательно на этот конверт со знаком вопроса (конверт висит на чудо-дереве). Это и есть сюрприз чудо – дерева. В конверте задания, выполнив которые, мы разбудим птиц, и они споют нам свою первую весеннюю песню. Вы согласны?

Д: Да.

Воспитатель достаёт из конверта первое задание и читает его детям.

1 задание

В: Составьте из букв и прочитайте названия перелётных птиц (скворец, жаворонок, ласточка, журавль, грач, кукушка, соловей). У каждой буквы есть свой номер. Используйте эти номера в своей работе.

Дети выкладывают слова на ковре.

В: Назовите птиц, в названии которых есть один слог.

Д: Грач.

В: Назовите птиц, в названии которых есть два слога.

Д: Скворец, журавль.

В: Назовите птиц, в названии которых есть три слога.

Д: Ласточка, кукушка, соловей.

В: Назовите птиц, в названии которых есть четыре слога.

Д: Жаворонок, трясогузка.

В: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с первым заданием!

Физминутка (мини-этюд «Перелётные птицы»)

П: Солнечные лучи согрели землю. Пробуждается ото сна природа. Возвращаются домой перелётные птицы. Они прилетают радостными и счастливыми. Давайте ненадолго превратимся в первых вестников весны.

В: Настя, в какую птицу ты хочешь превратиться? И т.д.

Д: Я хочу превратиться в скворца.

Я хочу стать ласточкой.

И т.д.

П: Солнышко ещё не взошло, и птички спят. Глаза у них закрыты, головки спрятаны под крылышки. Они дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: «Дзинь» - выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке птичку - Яну, птичку – Колю…

Психолог гладит каждого ребёнка по голове.

П: Птички открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Как рады птички солнышку! Подала голос кукушка: «Ку-ку, ку-ку…». Ей ответили грачи: «Гра-гра-гра-гра…». Стали птички умываться, чистить свои пёрышки, крылышки, грудку. Вот какие они красивые! Посмотрите друг на друга и все вместе скажите: «Здравствуй, весна! Как хорошо жить!»

Д: Здравствуй, весна! Как хорошо жить!

В: Молодцы, ребята! Нас ждёт второе задание.

2 задание

В: Сделайте звуковой анализ слова «грачи».

Педагог приглашает детей к логопедическому конструктору. В процессе характеристики звуков дети сравнивают разные звуки с

характером поверхности материала: твёрдые звуки (г;р)сравнивают с камешками, стучат по ним пальцами; мягкий согласный (ч) -соотносят с гречневой крупой; гласные звуки (а;и) – соотносят с манкой, песочком. Дети проводят рукой по бархатной бумаге.

В: Какому звуку может соответствовать этот материал?

Д: ш-ш-ш

В: В названии какой птицы встречается этот звук?

Д: Кукушка.

В: давайте перейдём за столы и сделаем звуковой анализ слова «грачи», используя цветные символы.

Дети садятся за столы. Один ребёнок работает у доски.

3 задание

В: Вы успешно справились и со вторым заданием! Внимательно выслушайте третье задание: «Сначала соедините подчёркнутые буквы и прочтите название птиц».

Д: Лук – астра – сад – танк – очки: «ласточки»

В: Молодцы, правильно! А теперь со словом «ласточки» составьте предложение.

Д: Ласточки вьют гнёзда под крышами.

В: Сколько слов в предложении?

Д: Пять.

В: Составьте схему предложения. Подберите предложение к схеме.

Д: Ласточки дружно кормят маленьких птенцов.

В: Какие правила о предложении вы знаете?

Д: Первое слово пишется с большой буквы.

Д: Слова в предложении пишутся отдельно.

Д: В конце предложения ставится точка.

Дети работают за столами, один ребёнок – у доски.

В: Ребята, выполнить следующее задание нам поможет «полянка родственных слов». Внимание: задание. Используя символы, подберите родственные слова к слову «птица».

Д: Птичка.

Д: Птичник.

Д: Птичий.

Д: Птичница.

Д: Птицелов.

Подбирая слова, дети выкладывают условные обозначения на «полянке родственных слов».

В: Назовите родственные слова к слову «гнездо». Я буду указывать на схему слова, а вы будете подбирать к ней нужное слово.

Д: Гнёздышко.

Д: Гнездятся.

Д: Гнездовье.

В: Все задания выполнены правильно. Остаётся подойти к чудо – дереву, сказать волшебные слова, и птицы проснутся и запоют нам свою весеннюю песню.

Дети с воспитателем и психологом подходят к чудо – дереву и говорят волшебные слова.

Начинает звучать запись с голосами птиц.

В: Вам нравится пение птиц? А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, как вы думаете, о чём бы они рассказали нам в своих весенних песнях?

Д: О том, как они любят свою Родину.

Д: О том, как они любят весну и ждут её с нетерпением.

Д: О том, как прекрасна наша Земля.

Д: О том, какие чудеса они видели в дальних странах.

Д: О том, каким трудным и долгим был их путь.

Д: О том, как радостно возвращаться домой.

В: Давайте выразим чувства и настроение наших друзей – птиц в рисунках. Хотите?

Д: Да.

В: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, где приготовлены для вас необычные инструменты. Посмотрите и скажите, чем мы будем рисовать.

Д: Красками.

Д: Кистью.

Д: Воздухом.

По окончании рисования дети подносят свои рисунки к дереву и кладут их на стол.

В: Ребята, рисунки у вас получились разные, не похожие друг на друга, как и пение птиц. Вместе с тем, все они полны настоящей весной, в них только радостные и прекрасные чувства.

В: Весне радуются и птицы, и люди, радуется вся природа. Это хорошее весеннее настроение мы дарим нашим гостям.

Дети проходят и садятся на ковёр.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Полёт высоко в небо»

П: Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь на весеннем ароматном лугу. Над вами весеннее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух…

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот мы уже и на земле. Откройте глаза, вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на целый день.

Дети вместе с психологом уходят из группы через «сухой дождь» (зелёный обруч с голубыми и зелёными лентами).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Читайте также

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

«Наутилус»

«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»