Конспект занятия по грамоте на тему:
«Путешествие в Страну Слов»
в подготовительной группе

 

Программное содержание: учить детей преобразовывать слова способом выделения слова из слова, способом добавления буквы в начале, с помощью анаграмм. Развивать навык слогового и слитного чтения. Понимать смысл прочитанных слов. Развивать речевой слух, определять место ударения в словах, в структуре анализируемого слова. Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное понимание, логическое, наглядно - образное мышление, воображение. Формировать навык самоконтроля и самооценки на занятии.

Демонстрационный материал: карточки - слова, мяч, большая картонная дверь, книга "Русский язык", пеньки - острова на картоне, эмблемы с название микрогруппы: "Почемучки", "Знайки", "Граммотеи", "Карта - коврик", "Карта в Страну Знаний".

Раздаточный материал: карточки с набором слов на каждого ребенка, карточки на игры: "Добавки", "Выдели", "Замени", "Исключи лишнее слово", "Выбери правильный ответ", "Анаграммы", "Двери + зеркала", "Острова с буквами".

Методические приемы:

1. "Пароль";

2. "Инспектор";

3. "Добавки";

4. "Выдели";

5. "Замени" - на преобразование слов;

6. "Исключи" лишнее слово;

7. "Выбери" правильный ответ;

8. "определи и напиши";

9. "Прочитай" - чтение для виртуозов;

10. "Школа";

11. "Кураторство".

 

Ход занятия:

(Дети разделены на условные три группы и у каждого своя эмблема: "Грамотеи", "Знайки","Почемучки".)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в "Страну слов", и если, мы справимся со всеми заданиями, то сможем овладеть одним из сокровищ этой страны. Но, в начале, нам надо вспомнить пароль.

- как вы думаете, что это может быть?

- правильно это - алфавит. (Педагог бросает мяч детям по очереди, и дети называют весь алфавит от А до Я.)

Итак, путь нам открыт.

 

Задание №1

В начале нас ждет вот какое испытание.

(Дети подходят к одному из столов.)

Вам, ребята надо из предложенного набора слов на карточках выбрать те слова, заранее прочитав их, которые относятся к растительному или животному миру. (Ребята выбирают и откладывают карточки), а сейчас пойдет "Инспектор " (это один из детей) - и проверит правильность этого задания.

- Сегодня на занятии мы с вами, ребята, познакомимся со способами образования слов. Как же образуются слова?

 

Задание № 2

Посмотрите, какой интересный остров нас ждет. (Работа на острове – карте.)

(Задания детям даются по уровням сложности, 3 уровень - стандарт, 2 уровень - усложненный, 1 уровень - сложный, творческий.)

Для вас "Почемучки " - Почемучкин приготовил следующее задание. Вам надо заменить первую букву в слове, чтобы получилось новое слово (3 уровень). Например: пел - . ел (м), порт - . орт (т)

Для "Знаек " - Знайкин хочет поиграть в "Прятки". Только прятки необычные, он спрятал слово в слове, вам надо его определить и выделить (2 уровень). Например: тигры (игры), укол (кол).

И Грамотейкин хочет, чтобы ребята его группы "Грамотеи" способом "Добавки" добавили букву к слову, чтобы получилось новое, совсем другое по смыслу слово (самостоятельная работа без помощи воспитателя). - 1 уровень. Например: анна -.анна (в), рот - . рот (к), лень - . лень (о)...

 

Задание № 3

Игра "Цепочка слов ", где дети называют слова на последний звук предыдущего слова, например: ананас - свекла - арбуз...

 

Задание №4

Наше путешествие продолжается и смотрите куда мы пришли.

Здесь мы с вами должны преодолеть еще препятствия. (Работа за столами.)

- Для "Почемучек" задание состоит в том, чтобы найти на карточке "Правильный ответ и соединить его линией ". Например:

Мама        мыла        яму.

Папа          копал        окно.

- Для "Знаек" - вам надо "Исключить лишение слово " из данных на карточке по строчкам. Например:

Муха, оса, ухо, комар.

Диван, кровать, стул, стол.

- для "Грамотеев" - анаграммы.

Глава (влага)

Гора (рога)

Дорога (города)

Гусли (слуги)...

 

Задание №5

А сейчас поиграем в "Школу".

Я буду учительница, а вы мои ученики. На доске написаны слова в три столбика. Я вызываю к доске Таню, Сашу, Лену и они должны будут поставить правильно ударение. А затем наш "Директор", "Завуч", "Мама" (это все дети) - проверят правильность постановки ударения в словах.

 

Задание №6

- А сейчас - давайте немного разомнемся, надо пройти по группе, найти и назвать слово, чтобы в нем была одна буква "А", например: книга, ручка, роза..., затем с двумя буквами "А", например: карта, парта..., и с тремя буквами "А" - карандаш, барабан, скакалка... .

Ребята, мы с вами поиграли и путь стал короче, мы подошли к "Островкам букв".

 

Задание №7

Сейчас - надо путем зеркала найти, те буквы, которые представляют одну букву вместе с отражением на зеркале. Если вы определите правильно, значит на этот островок наступать можно, а если это неправильная буква, то наступать нельзя, так как сможем - "утонуть".

 

Задание №8

И, наконец, мы дошли до заветной волшебной двери этой страны слов. Но прежде чем открыть её - я хочу, ребята, вас спросить, как вы думаете, что такое богатство (ответы детей).

(Открывают дверь и находят Книгу" Русский язык".)

Педагог: - Богатство - это не только, то что можно купить, продать, это - какая - то ценность. Богатства бывают невидимыми. Например: духовное богатство, богатство речи, то есть красивая речь . И вот ребята, мы нашли с вами наше богатство: это "Русский язык" - книга. Русский язык является одним из богатейших языков мира. Наша речь должна быть красивой, выразительной, а для этого мы должны с вами больше знать. Вспомните, сколько слов сегодня мы с вами могли превратить одни в другие, мы расширили свой запас слов. На следующем занятии мы с вами познакомимся с тем как эти слова можно применить в наших предложениях, рассказах.

И так, давайте оценим себя, как мы сегодня занимались, все ли задания смогли выполнить, где было трудно. И разложим фишки на карте "В страну знаний".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...