Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
«Необыкновенный мир магнитов»
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
- учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы и делать выводы;
- стимулировать творческие проявления при создании игры «Рыбалка»;
- активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, коммуникативные навыки, нравственные качества при изготовлении игрушки для малышей, толерантное отношение к сверстникам при выполнении общих заданий и желание помочь.
Методы и приёмы:
Практические: выполнение опытов и практических заданий.
Наглядные: просмотр иллюстраций.
Словесные: составление сложных предложений.
Материалы и оборудование: магниты по количеству детей, робот на пульте управления, коробка с разными вещами, предметы из разного металла, железные скрепки, 5 стеклянных банок и 5 пластмассовых стаканов; 5 металлических машинок и 5 трасс из картона; 5 бабочек со скрепкою и 5 полянок из бумаги; 5 пластмассовых и 5 деревянных дощечек, 10 толстых книжек, мячик, солёное тесто разных цветов, рыбки из солёного теста, удочки, компас, иллюстрации использования магнита в мире.
Логика образовательной деятельности
1. Мотивация.
В группу заходит заводной робот и говорит: «По-мо-ги-те! «По-мо-ги-те! Вы-зы-ва-ю, вы-зы-ва-ю: СОС-СОС! Ко м-не при-лип-ло что-то чёр-ное! По-мо-ги-те! «По-мо-ги-те!»
Воспитатель:
- Что случилось?
(Дети высказывают свои предположения и снимают магнит с робота).
Робот:
- Спа-си-бо! Спа-си-бо! А что-та-кое ма-г-не-т?
Воспитатель:
- Уважаемый робот, не «магнет», а магнит! Оставайся с нами, и мы тебе расскажем об удивительном мире магнита.
2. Практическая деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, а скажите, все ли предметы притягивают магниты? Давайте проведём опыт.
Опыт 1.
Воспитатель:
- У меня есть коробка с разными вещами, давайте попробуем её разобрать и отделить те предметы, которые сделаны из железа. Как это сделать?
(Подносим магнит поочерёдно ко всем предметам – каждый ребёнок выбирает себе предмет и своим магнитиком проверяет, притягивается предмет к магниту или нет. Предметы, которые не притягиваются, кладём на один поднос, которые притягиваются на другой).
- Что же мы видим?
- Правильно, магнит имеет свойство притягивать металлические предметы.
- Ребята, у меня есть ещё несколько металлических предметов (показ медного, оловянного, золотого, серебряного).
- Давайте попробуем притянуть и их.
- Как вы думаете, почему у нас ничего не получилось?
- Ребята, в группе металлов тоже есть свои маленькие группки, металлы которые не притягиваются. Это драгоценные металлы – золото, серебро, платина. А где используется золото, серебро?
Опыт 2. Намагничивание железных предметов.
- Ребята, а как вы думаете, можно ли магнит сделать самостоятельно?
- А мы сейчас с вами опытным путём докажем, что железный предмет, можно намагнитить. А для этого берём магнит, подносим к нему скрепку. Она притянулась? Почему? Теперь к скрепке подносим вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок, которые прикреплены друг к другу, и только первая скрепка – к магниту. Сейчас мы осторожно возьмём пальцами первую скрепку и уберём магнит. Что мы видим? Правильно, цепочка не разорвалась. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло? Действительно, скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами. Что мы заметили ещё? Однако, цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.
- Подумайте, почему так бывает? Правильно, скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Воспитатель:
- Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Посмотрим, как действует магнит через другие материалы.
Опыт – игра № 3.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стеклянные банки и пластмассовые стаканчики с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук?
- Давайте проверим, ваши предположения экспериментально?
- Поднесём магнит к банке.
- Что произошло?
- Чудеса, магнитная сила действует сквозь воду и стекло (пластмассу). Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений (показ иллюстраций).
Игра-опыт №4. «Гонки», «Бабочка».
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, через все предметы действует магнитная сила или нет? Например, через бумагу и картон она действует?
- Давайте мы это проверим?
- Здесь на столах, я приготовила для вас разные игры, выбирайте себе, которая вам нравится.
- Тот, кто выбрал себе металлические машинки, будет проверять, действует ли магнит через картон, на котором нарисована трасса.
- А тот, кто выбрал себе бабочек, к котором прикреплена железная скрепка, будет проверять, действует ли магнит через бумагу, на которой нарисованы цветочки.
- Давайте поставим машинки на старт, установим магнит под коробкой на уровне старта, и будем двигать магниты по трассе.
- А бабочку положите на цветочек, установите магнит под ним и сделайте так, чтобы бабочка перелетала с одного цветка на другой.
- Какой можно сделать вывод?
- Правильно, магнит действует через картон и бумагу.
- А давайте проверим будет ли двигаться машинка и бабочка по пластмассовой и деревянной доске.
- Что мы видим? Магнит действует через пластмассу и дерево.
- А если мы проверим действие магнита, например, через толстую книжку? Как вы думаете, действие магнита сохранится?
- Давайте это проверим! Возьмите себе по одной книжке и проделайте тоже самое. Что мы видим? Магнит или не действует, или действует очень слабо. Бабочка и машинка уже так быстро не передвигаются, а немного «трепыхаются» под действием магнита.
- Какой вывод мы с вами можем сделать по этой игре?
- Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с разными опытами.
Игра «Притягивает – не притягивает».
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет и кидать вам мячик, а вы его ловите, если магнит этот предмет притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.
Воспитатель:
- Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным предметом – магнитом.
- Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры – буквы и цифры на магнитах, магнитная доска для рисования, магнитный конструктор).
- А как вы думаете, где используется магнит вообще?
- Таким образом, ребята, мы с вами видим какое важное значение имеет магнит в нашей жизни.
Продуктивная деятельность.
- Давайте мы с вами сейчас тоже своими умелыми ручками самостоятельно изготовим игру-забаву с применением магнита. Она будет называться «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть в неё и порадовать малышей и своих младших сестренок, и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры.
- Молодцы, ребята, вы правильно догадались. Мы сделаем из разноцветного солёного теста небольшие рыбки и вставим в них железную скрепку так, чтобы половина скрепки оказалась в тесте, а половина торчало наружу. Когда тесто подсохнет, мы нарисуем рыбкам глазки и чешуйку, опустим их в сухой аквариум и будем ловить их с помощью магнита, прикреплённого к удочке.
- Присаживайтесь и приступайте к работе.
- Посмотрите, какие интересные рыбки у нас получились? У тебя какая рыбка? А у тебя?
- Ребята, давайте оставим эти рыбки, потому что они будут несколько дней сохнуть. А мы с ребятами из соседней группы для вас в кружке «Умелые ручки» сделали таких же рыбок, и в них уже можно поиграть. Выбирайте себе удочки и ловите рыбки.
- Вам понравилась игра, которую мы с вами сделали сами?
- Ребята, а когда магнит вреден?
- Давайте проверим, что произойдёт с компасом, если мы поднесём к нему магнит? Что мы видим? Почему стрелка движется за магнитом?
- Правильно, магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
- Теперь уберём магнит и сравним показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты. Что мы видим?
- Действительно, компас стал показывать стороны горизонта неверно.
- Ребята, такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются».
- Магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.
- Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.
- Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.
3. Итог.
Воспитатель:
- Что же мы с вами сегодня узнали? А что вы хотите узнать ещё?
- Мы обязательно поговорим на эти темы в следующий раз.
- Ну, как, уважаемый робот, ты больше не боишься магнита?
Робот:
- Не бо-юсь. Ма-г-ни-т – э-то ин-те-ре-с-но. Спа-си-бо. Спа-си-бо. М-не по-ра, по-ра. До с-ви-дани-я.
Робот уходит из группы. Дети и воспитатель прощаются с ним.
Читайте также |
---|
Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»
Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...
Лепбук «Осень»
Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...
Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста
Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...