Непосредственно образовательная деятельность на тему:
«Как одевались люди в разные времена»

Задачи:

Образовательные – познакомить детей со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей; учить сравнивать, как одевались люди в разные эпохи; узнать функциональное назначение одежды. Понять, чем объясняются отличия в одежде мужчин и женщин, профессиональная и форменная одежды. Познакомить с элементами русского народного костюма (женского и мужского), предметами домашнего обихода для изготовления ткани. Вспомнить пословицы, поговорки о труде, хороводные песни;

Развивающие – развивать память, сообразительность, мышление;

Воспитательные – создать обстановку для свободного общения с детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

Материал: полосы меха любого животного, несколько булавок, куклы в русских национальных костюмах, макеты – девочка и мальчик (картон), одежда для них из бумаги – зимний и летний сезоны; куклы в красивых старинных и современных платьях, костюмах; репродукции картин, отражающих портреты людей разных эпох; предметы домашнего обихода для изготовления шерстяных ниток – веретено и прялка; картины или фотографии людей в форменной и профессиональной одеждах.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель встречает детей в национальной русской одежде

(в кофте, сарафане, кичке или в кокошнике, или в красивом платке, на ногах лапти) и приглашает детей в мини – музей.

Воспитатель:

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Приготовила для вас.

Щедростью, радушием

Знаменит наш русский край

Для гостей пироги русские

И медовый каравай.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Здравствуйте, дети мои милые!

Воспитатель: Вы, наверное, удивились, увидев меня сегодня так одетой? А как я одета?

Ответы детей: Необычно, интересно, празднично, красиво и т.д...

Воспитатель: Мне хотелось, чтобы вы удивились, заметили необычное, потому что мы сегодня поговорим о нашей одежде. Да, да, не удивляйтесь! О нашей одежде, к которой мы привыкли, без которой мы не можем обходиться.

Посмотрите на себя и других детей, на взрослых.

Дети рассматривают одежду взрослых и свою одежду…

Воспитатель: Во что одеты дети: девочки и мальчики? (ответы).

А взрослые? (ответы)

Для чего вообще нужна одежда?

(Для тепла, чтобы прикрыть тело, для красоты, от жары и т.д.)

Одинаково ли одевались люди во все времена? (ответы)

А что такое мода? (ответы)

Да это одежда, которая помогает нам хорошо выглядеть, и позволяет всем нравиться.

Мода – это стильный костюм, в нем удобно, приятно, хорошее настроение всегда.

А во что одевались самые древние, первобытные люди?

Одинаково ли была тогда одежда у мужчин и женщин?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей. В начале показывает иллюстрации предков, тела которых покрыты волосами, обращает внимание детей, что одежды на них нет.

Воспитатель помогает детям сделать вывод, что предкам человека одежда не нужна, так как их согревает шерсть.

Воспитатель:Прошло время и первобытные люди стали одевать

шкуры. Почему? Люди страдали от холода (ледниковый период), у них исчез шерстяной покров.

А есть ли различие в одежде первобытных мужчин и женщин? (ответы).

Мужчины добывали пищу для всей семьи, они охотились на мамонтов и других крупных животных;

для этого им приходилось быстро бегать, прыгать.

Одежда не должна была стеснять движения и поэтому у мужчин она стала похожей на брюки.

Женщины же занимались приготовлением пищи, растили детей, много времени проводили в пещерах около огня. Чтобы согреться, им достаточно было прикрыть тело шкурой. Вот почему женская одежда похожа на юбку. Таким образом, разделение на мужскую и женскую одежды началось с древних времён.

Воспитатель показывает репродукции картин с изображением богатых людей средневековья. Дети самостоятельно находят различия от одежды первобытных людей.

Воспитатель: Чем отличается эта одежда?

Из чего она сшита?

Ответы детей: из ткани, а не из шкур, к этому времени уже изобрели ткань.

Воспитатель: Куда можно пойти в такой одежде?

Ответы детей:в театр, в гости, на бал.

Воспитатель: Удобно ли в такой одежде жить в пещере, охотиться на мамонтов, готовить пищу на костре?

Как вы думаете, богатые или бедные носили эту одежду? (ответы)

Одежда расшита дорогими нитками, богата украшениями.

Воспитатель показывает кукол в красивой одежде и продолжает рассказ.

Воспитатель: Женщины носили в те времена платья со шлейфом, который скользил по полу, это придавало женщине изящество. Слуги несли шлейф.

Костюм мужчины состоял из панталон, фрака, жилета, рубашки, которые тоже шились из дорогих тканей и богато украшались.

А крестьяне, простые рабочие люди, тоже так одевались? (ответы)

Чем их одежда отличалась от предыдущей? (ответы)

Можно ли в такой одежде пойти на бал? (ответы)

У крестьян – одежда простая, свободная. Она нужна была для работы, которая зачастую была тяжелой и грязной (в поле, в кузнице, в мастерской). Однако одежда определялась не только благосостоянием человека, но и его занятием. Крестьяне, ремесленники, красильщики, виноградари, пекари и т. д. носили особенные одежды, по которым их и узнавали. Одежда стала меняться: люди строили тёплые дома, дворцы; появились новые материалы, началась торговля, привозили одежду и красивые ткани из других стран. А сейчас мы поговорим о нашем, русском костюме. Ведь по костюму, по одежде можно было раньше узнать, в какой стране живёт человек, какой он национальности.

Воспитатель: Перед беседой предлагаю вам, ребята, отдохнуть, подвигаться: русский народный хоровод «Во поле берёза стояла».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и макеты: каждый макет отдельно.

Воспитатель: Посмотрите на мальчика в повседневной одежде - рубаха да порты-штаны. Рубаха не имела воротника, разрез сбоку - косоворотка, украшалась вышивкой. Холщёвые штаны-порты заправлялись в обувь. Штаны держались на шнурке-гашнике, за него затыкали деревянные ложки или кошелёк, карманов не было. На ногах – куски кожи – поршни или лапти из липы, реже ивы, березы, дуба. Сапоги появились позже. На голове шапка в виде колпака из войлока.

Девочка – одежда сложная, многообразная.

Рубаха-сорочка, поверх сарафан, украшенный лентами, вышивкой. Обувь такая же, как у мальчиков, позднее свои волосы куском ткани – повой. Девочки и девушки ходили с непокрытой головой. Позже замужние женщины носили кички – мягкие шапочки, потом кокошники. Зимняя одежда – тулупы, валенки, шапки.

Шили одежду сами, умели не только ткать грубое сукно, прясть шерсть, но сами и кроили, и шили.

Воспитатель показывает детям прялку и веретено, принцип их работы.

Воспитатель: Прошло много-много лет, менялись обычаи, нравы, одежда. Какая сейчас одежда? Чем она отличается от первобытной одежды и средних веков?

Есть одежда форменная: её носят военные, моряки, полицейские, пожарные, лётчики и т.д.

Есть одежда профессиональная: её одевают врач и медсестра, художник, парикмахер, маляр, птичница, строитель, космонавт и т.д.

Есть одежда, которую одевают и мужчины, и женщины – это брюки!

Воспитатель показываетдетям иллюстрациииз книг, картины, буклеты, демонстрационныйматериал.

Воспитатель: Чтобы сшить одежду, надо приложить много труда.

Вспомним пословицы и поговорки о труде:

  • Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу время – потехе час.
  • Дом вести – не бородой трясти и т.д.

- Спасибо, ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, как одевались и одеваются люди в разные времена.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

«Вот и лето прошло!»

«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Читайте также

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...