Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в зимний лес»
в средней группе

1. Познавательные задачи.

Закреплять знания детей о многообразии природных явлений: снег, мороз, метель.

Помогать устанавливать простейшие связи между ними: метель – сугробы, мороз – люди тепло одеты.

Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Соотносить следы на снегу зайца, волка, медведя.

Учить отгадывать загадки, анализировать и находить лишний предмет среди группы объединенных по определенному признаку предметов.

Закрепить счет до 5-и, учить отвечать на вопрос «сколько всего?».

Совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между 4-мя предметами, располагая их в порядке убывания величины (ком большой, поменьше, маленький, самый маленький).

2. Коррекционные задачи.

Расширять словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора), имен прилагательных (лохматый, неуклюжий, голодный), глаголов (прятаться, охотиться, притаиться).

Активно употреблять слова, обозначающие этические качества (злой, хитрый).

Активизировать употребление в речи предлогов (в, за, под, на, из-за).

Закрепить правильное произношение гласных звуков, развивать речевое дыхание.

Понимать поэтический настрой стихотворений, упражнять в выразительном чтении.

3. Воспитательные задачи.

Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Развивать навыки социального поведения.

Способствовать формированию адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.

Развивать зрительно-двигательную координацию.

Развивать чувство единства, сплоченности, умение действовать согласованно.

Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Оборудование:

  • По 2 плоскостных снежинки на каждого ребенка;
  • Карточки для игры «Чей хвост?»;
  • Картинки: белка рыжая и белка серая, заяц серый и заяц белый;
  • Круги белого картона разной величины для игры;
  • Силуэты следов зайца, волка, медведя;
  • Мелко нарезанная белая бумага в мисочке;
  • Шапочки зайца, белки, лисы, волка, медведя;
  • Бубен;
  • Записи музыкального сопровождения.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов и сказок о диких животных;
  • Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами;
  • Разгадывание загадок;
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кому это нужно?», «Кто что ест?».

 

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети входят в зал, становятся в круг в центре.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите за окошко,

Вот уж на лужах прозрачный ледок,

В воздухе кружится легкий снежок,

Вьется по улице белый пушок,

Дети любуются - как хорошо!   (В.Калинкин)

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети:

- О зиме.

Воспитатель:

- Правильно. А что мы еще наблюдаем в природе зимой?

Дети (перечисляют свои наблюдения):

- Мороз, сугробы, метель.

Воспитатель:

- Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Но сначала нам нужно одеться потеплее.

 

Массаж рук и ног

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Купим нашей Вареньке варежки,

Поочередно поглаживают одной рукой другую – от пальцев к запястью,

А валенки, а валенки,

ставят ногу вперед на пятку и водят носком из стороны в сторону,

Не велики, не маленьки,

ноги ставят вместе, а руки сначала разводят в стороны, затем приближают ладони друг к другу, показывая маленькое расстояние,

А как раз по ноженьке

Нашему Сереженьке

наклонившись вперед, поглаживают ноги ладонями снизу вверх.

 

Воспитатель:

- Вот теперь пора в путь.

Дети врассыпную идут по залу.

Воспитатель:

- Посмотрите, дети,

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.    (И.Суриков)

 

Ритмичное упражнение «Снежинки» (авторское)

Дети берут по 2 снежинки, кладут их на ладошки.

Выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки,

Поочередно поднимают и опускают руки,

Это зимушка-зима

Рукавами повела,

поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку, то же повторяют влево,

Все снежинки закружила

И на землю опустила

кружатся, руки в стороны,

приседают, кладут снежинки на пол.

 

Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки»

Воспитатель вносит мисочку с мелко нарезанной белой бумагой (снежинками).

Воспитатель:

- Дети, подставьте ладошки, я вам насыплю снежок. А теперь давайте подуем на него.

Дети дуют на ладошки и радуются разлетающимся «снежинкам».

Воспитатель:

- Вот это да! Настоящая метель поднялась. А как же мы в лес попадем?

 

Физкультминутка «Метель»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Наклонившись вперед, мягко водят руками из стороны в сторону,

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти.

Разводят руки в стороны, подняв плечи, поворачиваясь вправо, влево.

 

Воспитатель:

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

 

Упражнение «Мы шагаем по сугробам»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу.

Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

 

Воспитатель:

Горки крутые встали на пути,

Здесь уже нам с вами ногами не пройти.

Что же делать?

Дети:

А мы саночки возьмем

И с горы на них сойдем.

Сядем в саночки – самокаточки.

Воспитатель:

- Хорошо.

Вы на саночки садитесь,

И за спинки все держитесь,

Крепче-ка держись, покатились вниз.

Ух!

Дети встают в пары.

Первый ребенок поворачивается спиной ко второму, отводит руки назад и берется за обе руки второго ребенка.

Дети парами бегут на носочках по кругу.

Воспитатель:

- Вот и доехали мы на саночках до леса.

Зимний лес стоит печальный!

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит,

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Дети врассыпную идут по залу.

Воспитатель:

- Поглядите на ветки деревьев.

Снег, снег, снег, снег

Осыпает ветки,

На березе, на сосне

Снежные конфетки.

- Посмотрите, дети, сколько снега. Давайте с ним поиграем. Во что любят играть дети зимой?

Дети:

- В снежки.

 

Музыкальная игра «Ой, снежок»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Ой, снежок, ой, снежок,

На дорожку стелется,

Замела все пути

Белая метелица.

Мы налепим снежков,

С ними поиграем,

И в друг друга снежки

Весело бросаем.

Дети пружинят ногами, делают мягкие движения кистями рук,

 

 

 

имитируют вылепливание снежков,

 

имитируют бросок снежка правой рукой.

 

Воспитатель:

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий, малый ком,

Снег стряхнули мы потом.

 

Подвижная игра «Слепи снеговика» (из частей).

Воспитатель разбрасывает по полу плоскостные детали. Дети по команде составляют из них снеговиков, располагая по полу зала в порядке убывания: большой круг, поменьше, маленький, самые маленькие (для рук).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Какие красивые снеговики у вас получились. А теперь давайте вместе стряхнем снег с рук и присядем на пенечки в нашем волшебном лесу.

Дети садятся на «пенечки».

Воспитатель:

- Дети, я вижу на снегу следы. Интересно, чьи они?

Эти следы оставили лесные жители. Сейчас они нам расскажут, как подготовились к зиме. (Воспитатель выкладывает перед детьми на коврик следы зайца.)

Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Мчится с горушки,

Прижав ушки.

Кто это?

Дети:

- Заяц.

Выпрыгивает ребенок в шапочке зайца.

Заяц:

Я, заяц, расскажу,

Как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел,

Шубку новую надел.

Под кусточком присяду,

Спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает

Зверь меня лесной.

Зайчик прыгает на место.

Воспитатель:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

От бескормицы – кора.

Ребята, а вот кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Отгадайте в загадке:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Дети:

- Белка!

Воспитатель выкладывает на ковролин картинки.

Выходит девочка в шапочке белочки.

Белка:

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Воспитатель показывает дупло на дереве.

Воспитатель:

- Дети, белочка очень хочет, чтобы вы помогли ей найти нужные предметы.

(На веточках дерева развешаны картинки, где нарисованы: орехи, шишка, грибок, ягоды, цветок, желуди, лимон. Предлагается определить, что лишнее, чем белка не питается и в дупло к себе не возьмет.)

Воспитатель:

- Спасибо, дети, вы очень помогли белочке, она довольна. А сейчас подумайте,

Какой зверь опасный, хитрый,

Ходит в шубе красно-рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Дети:

- Лиса.

Выходит девочка в шапочке лисы.

Лиса:

Я зимы не боюсь,

В шубку теплую ряжусь.

Хвост – красивый какой,

Мне он нравится самой.

Я зимой в норе не сплю, я охотиться люблю.

Хочу зайца поймать, но его мне не догнать.

Воспитатель:

- Лиса тоже готовится к зиме. На ее лапках отрастает грубая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Но сегодня лиса огорчена, звери в лесу перепутали хвосты. Давайте поможем им найти свой хвост. Подойдите поближе.

(Дети располагаются в кружок. Воспитатель на полу размещает картинки.

Дети находят, где чей хвост.)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Спасибо вам. Ведь хвост нашей лисоньке просто необходим, он ей очень помогает. Лиса мягко ступает по снегу, а хвост заметает все ее следы. Давайте попробуем походить, как лиса.

Дети врассыпную ходят по залу на носочках.

Воспитатель:

- Молодцы! А кто же это?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети:

- Волк.

Воспитатель выкладывает следы волка на коврике.

Выходит мальчик в шапочке волка.

Волк:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые – торчком.

Воспитатель:

- К зиме шерсть волка становится гуще и длиннее.

Это волкам необходимо, ведь их жилище – логово – неглубокое, и волки часто спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

Часто можно услышать, что волки злые. А как вы думаете, почему?

Дети:

- Потому, что они голодные.

Воспитатель:

- Да, зимой им сложно добывать пищу, и они жалуются, воют. Давайте пожалеем волка.

 

Упражнение на развитие дыхания «Волки» (по Б.Толкачеву)

Дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, предельно долго тянут звук: «у-у-у-у».

Воспитатель:

- Посмотрите, а вот и мишка.

(Воспитатель подводит детей к импровизированной берлоге, где спит медведь (ребенок).)

Медведь в берлоге крепко спит.

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

У него зимой одна забота –

Крепко спать и весны ждать.

Но мы попросим мишку

С нами поиграть.

 

Подвижная игра «Догонялки».

 

ДЕТИ

ДВИЖЕНИЯ

Мишка, мишка, хватит спать!

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много,

                   ты – один,

Спать тебе мы не дадим!

Подходят, громко топая ногами,

 

Разводят руки в стороны,

Показывают указательный палец,

Грозят пальчиком.

 

Мишка просыпается и догоняет детей.

Воспитатель:

- Дети, давайте вспомним, с кем же мы встретились в зимнем лесу? Кого повстречали первого?

(Каждый вопрос сопровождается показом силуэта животного.)

Дети:

- Зайца.

Воспитатель:

- А кто был следующим?

Дети:

- Белка.

Воспитатель:

- А потом?

Дети:

- Лиса.

Воспитатель:

- А потом с кем повстречались?

Дети:

- С волком.

Воспитатель:

- А последний кто был?

Дети:

- Медведь.

Воспитатель:

- А сколько всего мы увидели зверей?

Дети:

- Пять. (Считают, загибая пальцы.)

Воспитатель:

- Мы и с мишкой поиграли, и посмотрели, как звери к зиме подготовились, и полюбовались заснеженным лесом, и в снежки поиграли, и снеговиков слепили. Спросим наши пальчики, где они побывали?

 

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» (авторская).

 

ДЕТИ

ДВИЖЕНИЯ

Пальчик-мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался,

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл.

Все мы – пальчики-друзья,

Где они, там и я!

Пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и считают большой палец,

поочередно массируют пальцы, начиная с указательного,

 

 

 

сжимают и разжимают пальцы, показывают 4 пальца,

показывают большой палец.

 

Воспитатель:

- А мороз-то в лесу стал крепчать.

Ритмическая игра «Вот на улице мороз»

(на развитие координации движений и речи).

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ

Вот на улице мороз!

Ну-ка все потрите нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши!

 

Покрутили, повертели –

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали.

Руки на поясе,

трут кончик носа,

грозят правым указательным пальцем,

указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей,

вращают их вперед, затем назад,

 

 

стучат ладонями по коленям,

руки – скрестно, на уровне груди, хлопают ладонями по плечам, топают ногами.

 

Воспитатель:

- Отогрелись? А теперь пора и в детский сад возвращаться. Садитесь в саночки.

Санки сами катят,

Санки ехать хотят,

Ехать хотят сами

Расписные сани.

Дети встают в пары, объезжают зал и выезжают в группу.

 

Список литературы:

  1. Гончарук Г. Мы мороза не боимся, а гуляем, веселимся. //Дошкольное образование. – 2000 - №47,48.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей – М., СФЕСО. 2005. 141 с.
  3. Лукина О.И. И притопывать ногами, и прищелкивать перстами… //Дошкольное образование. -1989. №2.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы – М., Мозаика-синтез. 2011, 332 с.
  5. Сергиенко Г.Н. Учимся, говорим, играем. Воронеж. 2006. 206 с.
  6. Ткаченко Г. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. – 1989, №3.




Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Спасатели 001»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:«Спасатели 001» Программные задачи: закрепить знания по безопасности; развивать речь, мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение брать на...

Развитие восприятия народной музыки у детей

Развитие восприятия народной музыки у детей Через познание музыкального искусства своего народа, духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры происходит формирование...

Сценарий праздника 8 марта во 2-ой младшей группе. Тема: «Как…

Сценарий праздника 8 марта во 2-ой младшей группеТема: «Как малыши с клоуном Клёпой и весёлой Матрёшкой мамочек поздравляли»   Цели: создать праздничное...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . С 1 января 2014 года введен в действие  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) . Что такое  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Консультация «Родителям о ФГОС до»

Консультация «Родителям о ФГОС до» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет...

Сценарий выпускного бала видео-фильм «Детский сад, прощай, в добрый путь!» для детей подготовительной группы

  Цель : Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи (совместные переживания радости и грусти, расставания, ощущения общего праздника).   Задачи : 1. Раскрытие творческих способностей детей. 2. Совершенствование актёрского мастерства детей. 3. Выявление музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство